– одно из наиболее радикальных направлений бюргерской Реформации, начало которому положено Ульрихом Цвингли в Цюрихе в 1522 г. Ц. основательно реформировало католическую церковь : монастыри были закрыты, торговля индульгенциями запрещена, из храмов были удалены иконы , статуи, кресты , мощи , алтари, органы , колокола . Богослужение было сведено к проповеди, молитве и пению псалмов. Христианские таинства отвергались. Крещение и причащение ( евхаристия ) рассматривались Ц. как простые символы . Так, крещение символизировало принятие новообращенного в общину, а евхаристия определялась как действие , совершаемое в память о смерти Иисуса Христа , при этом хлеб и вино – лишь символы его тела и крови. В организации церкви Ц. последовательно осуществило принципы самоуправляемости общин, избрания и смещения служителей культа . Ц., однако , не смогло распространить свое влияние на всю Швейцарию. В конечном счете Реформация там пошла по руслу кальвинизма .
Обычно, термин используется для обозначения учения Ульриха Цвингли , однако часто употребляется по отношению к его взглядам на таинства , в частности, на "реальное присутствие" (которое для Цвингли было больше похоже на "реальное отсутствие").
- швейцарский вариант протестантизма , основанный Цвингли . Крайне радикальное и совершенно нецерковное учение, отвергающее христианские таинства ( крещение и причащение понимаются чисто символически). В настоящее время почти полностью растворилось в Кальвиниэме.