Что такое Зороастризм? Значение слова Зороастризм в философском словаре

1) Зороастризм - - религия , основанная древнеиранским пророком Заратуштрой (в греч. переводе - Зороастром, по имени которого и названо вероучение); известна также под названием "маздаизм" - по имени верховного божества Ахурамазды. История упоминает о Зороастре впервые при царе Дарий Гистаспе (в конце VI и в начале V в. до н. э.), который превратил 3. в государственную религию Персии. По мнению греческих и римских историков, Зороастр был родом из Бактрии, другие писатели считают его уроженцем Персии, а некоторые современные археологи полагают, что он родился на Южном Урале, и датируют его откровение рубежом II - I тыс. до н. э. О Зороастре сложено много легенд, однако мало что точно известно о его реальной жизни. Отмечают сходство в жизни Зороастра и Будды Шакьямуни: оба были царского рода, оба с ранних лет проявляли необычайные способности , оба с тридцатилетнего возраста начали свою проповедническую деятельность . С буддистской легендой об искушении Будды злым духом Марой имеет сходство история искушения Зороастра злыми демонами. Изречения Зороастра, так называемые Гаты ("Песни"), общим числом 17 (всего около 900 строк) входят в литургию 3. - Ясна (" Поклонение ") и составляют самую почитаемую часть священной книги 3. - Авесты. В своих проповедях Зороастр призывал перестать верить во множество богов и начать поклоняться единственному богу добра с присущим ему Святым Духом - Ахурамазде ("Господу Мудрости"), которому противостоит Ангро-Майнью (Ариман, Злой Дух). Для 3. характерен дуализм добра и зла, света и тьмы, двух вечных полюсов "Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных... Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и не-бытие, и в самом конце худшее бытие будет для лживых, а праведному - лучшая обитель. Из двух этих духов выбрал лживый худшие дела, но Истину, одетую в крепчайшую твердь, выбрали Дух Святейший и те, кто ублаготворяет Ахурамазду истинными поступками..." (Ясна, 30. 3 - 5). Ахурамазду, творца всех благ, окружают семь амшаспандов (добрые гении , .помогающие людям). Особо почитался у персов небесный огонь , спустившийся на вершины гор, а также любой другой огонь. Помимо множества служебных духов добра Ахурамазда создал также могучего Митру, посредника между ним и людьми. Добрые духи обитают в жилище вечного света. Напротив, в аду - обители злых духов - стоит вечная и густая тьма. Ад находится внутри земли, куда проделал отверстие Ангро-Майнью. Из ада выходят демоны и сеют на земле зло и несчастье. До прихода Зороастра демоны свободно бродили по земле, однако после обнародования его учения они скрываются, бегут, когда люди их преследуют. Ангро-Майнью, разрушитель единства и гармонии вселенной, существует от века, но со временем будет побежден и навсегда исчезнет. На стороне Ангро-Майнью злые духи и гении - дэвы и пэри. До сотворения видимого мира добро и зло вечно враждовали, но в открытую борьбу вступили тогда, когда злой дух увидел свет и захотел его уничтожить. С того момента начинается история их борьбы. Первый период истории - " Творение ": Ахурамазда заключил с АнгроМайнью перемирие на 9 тыс. лет и стал создавать видимый мир, чтобы с его помощью сломить противника. Мир был создан за один год в такой последовательности: духи, небо , земля , воды, растения, животные, человек . Существование земли рассчитано на 12 тыс. лет. Второй период - "Смешение": АнгроМайнью напал на силы добра, начал разрушать благое дело Ахуры: в его власти - пустынные, бесплодные места, поросшие колючей травой, вредные насекомые, ядовитые растения - вот его создания. Добро и зло смешались на земле и в человеке. По учению Зороастра, человек имеет свободную волю и может выбирать между добром и злом, содействовать победе добра, а разбойники, лжецы , преступники - это полудэвы, воинство злых духов. Третий период - "Разделение": окончательное торжество добра над злом, обновление мира, воскрешение мертвых в день Суда, низвержение Ангро-Майнью в ад и его гибель там. Разделению добра и зла будут способствовать три поочередно посылаемых на землю Ахурой великих пророка -спасителя. После смерти Зороастра земля преисполнится злом (по одной версии, Заратуштра погиб от молнии в возрасте 77 лет, по другой версии - был убит ударом кинжала в спину туранским воином во время своей молитвы), поэтому понадобится новый пророк, подвигающий людей на путь добра. Расстояния между пророками - тысяча лет. Перед днем Суда в мир придет самый великий пророк Сошиос ( Избавитель ), и тогда все познают истинную веру. Основными орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль ", "доброе слово ", "доброе деяние". В будущем человечество объединится, у него будет общее государственное управление и единый язык . Символ 3. - котел огня. По преданию, Ахурамазда дал Зороастру символ огня-света: огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется. С тех пор в храмах парсов (т. е. персов, эмигрировавших в Индию и исповедующих 3.) никогда не угасает священный огонь. Видимый огонь в котле - всего лишь знак первозданного огня как силы проявления всякой сущности (поэтому не точно называть парсов "огнепоклонниками"). Видимый огонь подобен короне невидимого короля. Храмовый котел с огнем достигает трех футов в диаметре и в высоту - четыре фута. В предписанные часы пять раз в день священники кладут топливо в котел. Предложить для этой цели драгоценное сандаловое дерево - особая заслуга верующего. Зола из сосуда раздается верующим, и они прикладывают ее ко лбу. Нередко Ахурамазду изображают в виде старика в шапке, с бородой и крыльями. Землю и огонь запрещается "осквернять" трупами; тела умерших не погребают и не сжигают, а доставляют на высокие горы, где их поедают звери и птицы. Душа умершего отправляется в загробный мир, где Сраоша, страж этого мира, отделяет праведников от грешников и направляет одних в парадиз (рай), а других - в ад, где их "очищают" огнем. За три тысячелетия своей истории 3. существенно менялся. Вначале у пастухов-ариев не было храмов, они молились под открытым небом, перед огнем домашнего очага. Став в царствах парфянских Аршакидов и Сасанидов государственной религией, 3. поощрял строительство грандиозных храмов, возникло многочисленное духовенство. В период своего владычества 3. оказывал большое влияние на другие религии, но и сам у них кое-что заимствовал. От 3. идут идеи , высказанные Зороастром, об окончательном суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении из мертвых, о пришествии Спасителя, о будущей вечной жизни вновь соединившихся души и тела. 3. учит, что спасение каждого человека зависит от всех его мыслей, слов и дел; в день Суда человек несет ответственность не только за свою душу, но и за весь мир. 3. двояко воздействовал на раннее христианство - через иудаизм и прямо. Иудеи подпали под влияние древнеиранской религии после освобождения их из вавилонского плена царем Киром (V в. до н. э.). Те, кто оказались более приверженными иранским представлениям и обычаям, получили наименование "фарисеи" (букв. "персидствующие"; фарси - персидский язык). В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах (царях-магах), принесших типично зороастрийские приношения-дары новорожденному Христу. (В античных источниках самого Зороастра изображают мудрецом-астрологом и звездочетом.) После завоевания Ирана и Средней Азии в VII - VIII вв. арабами 3. был почти вытеснен исламом. Персы, не пожелавшие исповедовать ислам , бежали в Индию, где их потомки ( парсы ) до сих пор именуют себя "почитающими Мазду", а иноверцев - поклоняющимися "даэве" (демонам, лжебогам). В Иране, где 3. преследуется, его немногочисленные сторонники, гебры, принадлежат к низшим слоям населения. О "Зенд-Авесте" (букв. " текст с комментариями") в Европе узнали от парсов из Бомбея. До нашего времени дошли следующие части Авесты: Ясна, Висперед, Видевдат и Яшты. Д. В. Пивоваров

2) Зороастризм - древняя доисламская религия Ирана. сохранившаяся в отдельных районах этой страны, и даже в Индии, где последователей зороастризма называют парсами. Основана в У1 в. до н.э. иранским пророком и реформатором Зороастром (Заратуштрой). Зороастризм, совмещающий в себе монотеистические и дуалистические черты, оказал влияние на три мировые религии – иудаизм , христианство и ислам . В древности и раннем средневековье зооастризм был рапротранен в Центральной Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Сохранилась у парсов в Индии и гербов в Иране. Названа по имени Пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон – « Авеста ». Основные принципы З. противопоставление двух «вечных начал» – добра, олицетворяемого в образе верховного божества Мазды Агуры ( Ахура мазды), и зла в лице злого Духа Ангра – Майнью (греч. Ариман), что значит "Дух – Противник". Борьба между ними составляет содержание мирового прогресса ; вера в конечную победу добра, которая зависит от выбора человека , его активного участия в этой борьбе на стороне добра; отрицание сложной ритуальной символики, за исключением священного огня. С приходом ислама зороастрийцы подверглись гонениям; в 8-10 вв. часть их них осела в Индии, в районе Бомбея. Этих персидских эмигрантов называют парсами; парсы поддерживают связи с единственной зороастрийской общиной, оставшейся в Иране, – габрами. Отличительной чертой зороастрийского культа служит поклонение огню.

3) Зороастризм - — дуалистическая древнеиранская религия , создание к-рой приписывается пророку Заратуштре ( Зороастру ). 3. окончательно сформировался к 7 в. до н. э. Гл. в 3.— учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой (Ормузд), и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра-Майнью (Ариман). 3. присущи эсхатологические идеи ( Эсхатология ) о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на иудаизм и христианство . В настоящее время 3. существует в форме парсизма , в к-ром при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем боге. Священная книга 3.— Авеста .

Зороастризм

- религия , основанная древнеиранским пророк ом Заратуштрой (в греч . переводе - Зороастр ом, по имени которого и названо вероучение ); известна также под названием "маздаизм" - по имени верховного божества Ахурамазды. История упоминает о Зороастре впервые при царе Дарий Гистаспе (в конце VI и в начале V в. до н. э.), который превратил 3. в государственную религию Персии. По мнению греческих и римских историков, Зороастр был родом из Бактрии, другие писатели считают его уроженцем Персии, а некоторые современные археологи полагают, что он родился на Южном Урале, и датируют его откровение рубежом II - I тыс. до н. э. О Зороастре сложено много легенд, однако мало что точно известно о его реальной жизни. Отмечают сходство в жизни Зороастра и Будды Шакьямуни: оба были царского рода , оба с ранних лет проявляли необычайные способности , оба с тридцатилет него возраста начали свою проповедническую деятельность . С буддистской легендой об искушении Будды злым духом Марой имеет сходство история искушения Зороастра злыми демонами. Изречения Зороастра, так называемые Гаты ("Песни"), общим числом 17 ( всего около 900 строк ) входят в литургию 3. - Ясна (" Поклонение ") и составляют самую почитаемую часть священной книги 3. - Авесты. В своих проповедях Зороастр призывал перестать верить во множество богов и начать поклоняться единственному богу добра с присущим ему Святым Духом - Ахурамазде ("Господу Мудрости"), которому противостоит Ангро-Майнью ( Ариман , Злой Дух). Для 3. характерен дуализм добра и зла, свет а и тьмы, двух вечных полюсов "Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных... Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и не-бытие, и в самом конце худшее бытие будет для лживых, а праведному - лучшая обитель . Из двух этих духов выбрал лживый худшие дела, но Истину, одетую в крепчайшую твердь , выбрали Дух Святейший и те, кто ублаготворяет Ахурамазду истинными поступками..." (Ясна, 30. 3 - 5). Ахурамазду, творца всех благ, окружают семь амшаспандов (добрые гении , .помогающие людям). Особо почитался у персов небесный огонь , спустившийся на вершины гор, а также любой другой огонь. Помимо множества служебных духов добра Ахурамазда создал также могучего Митру, посредника между ним и людьми. Добрые духи обитают в жилище вечно го света. Напротив , в аду - обители злых духов - стоит вечная и густая тьма . Ад находится внутри земли, куда проделал отверстие Ангро-Майнью. Из ада выходят демоны и сеют на земле зло и несчастье . До прихода Зороастра демоны свободно бродили по земле, однако после обнародования его учения они скрываются, бегут, когда люди их преследуют. Ангро-Майнью, разрушитель единства и гармонии вселенной, существует от века, но со временем будет побежден и навсегда исчезнет. На стороне Ангро-Майнью злые духи и гении - дэвы и пэри. До сотворения видимого мира добро и зло вечно враждовали, но в открытую борьбу вступили тогда , когда злой дух увидел свет и захотел его уничтожить . С того момента начинается история их борьбы. Первый период истории - " Творение ": Ахурамазда заключил с АнгроМайнью перемирие на 9 тыс. лет и стал создавать видимый мир, чтобы с его помощью сломить противника. Мир был создан за один год в такой последовательности: духи, небо , земля , воды, растения , животные , человек . Существование земли рассчитано на 12 тыс. лет. Второй период - "Смешение": АнгроМайнью напал на силы добра, начал разрушать благое дело Ахуры : в его власти - пустынные, бесплодные места , поросшие колючей травой, вредные насекомые , ядовитые растения - вот его создания. Добро и зло смешались на земле и в человеке. По учению Зороастра, человек имеет свободную волю и может выбирать между добром и злом, содействовать победе добра, а разбойники , лжецы , преступники - это полудэвы, воинство злых духов. Третий период - "Разделение": окончательное торжество добра над злом, обновление мира, воскрешение мертвых в день Суда , низвержение Ангро-Майнью в ад и его гибель там. Разделению добра и зла будут способствовать три поочередно посылаемых на землю Ахурой великих пророка -спасителя. После смерти Зороастра земля преисполнится злом (по одной версии, Заратуштра погиб от молнии в возрасте 77 лет, по другой версии - был убит ударом кинжала в спину туранским воином во время своей молитвы ), по этом у понадобится новый пророк, подвигающий людей на путь добра. Расстояния между пророками - тысяча лет. Перед днем Суда в мир придет самый великий пророк Сошиос ( Избавитель ), и тогда все познают истинную веру. Основными орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль ", "доброе слово ", "доброе деяние". В будущем человечество объединится, у него будет общее государственное управление и единый язык . Символ 3. - котел огня. По преданию, Ахурамазда дал Зороастру символ огня-света: огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется. С тех пор в храмах парсов (т. е. персов, эмигрировавших в Индию и исповедующих 3.) никогда не угасает священный огонь. Видимый огонь в котле - всего лишь знак первозданного огня как силы проявления всякой сущности (поэтому не точно называть парсов "огнепоклонниками"). Видимый огонь подобен короне невидимого короля. Храмов ый котел с огнем достигает трех футов в диаметре и в высоту - четыре фута . В предписанные часы пять раз в день священники кладут топливо в котел. Предложить для этой цели драгоценное сандаловое дерево - особая заслуга верующего. Зола из сосуда раздается верующим, и они прикладывают ее ко лбу. Нередко Ахурамазду изображают в виде старика в шапке, с бородой и крыльями. Землю и огонь запрещается "осквернять" трупами; тела умерших не погребают и не сжигают, а доставляют на высокие горы , где их поедают звери и птицы . Душа умершего отправляется в загробный мир, где Сраоша, страж этого мира, отделяет праведников от грешников и направляет одних в парадиз (рай), а других - в ад, где их "очищают" огнем. За три тысячелетия своей истории 3. существенно менялся. Вначале у пастухов-ариев не было храмов, они молились под открытым небом, перед огнем домашнего очага. Став в царствах парфянских Аршакидов и Сасанидов государственной религией, 3. поощрял строительство грандиозных храмов, возникло многочисленное духовенство . В период своего владычества 3. оказывал большое влияние на другие религии, но и сам у них кое-что заимствовал. От 3. идут идеи , высказанные Зороастром, об окончательном суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении из мертвых, о пришествии Спасителя, о будущей вечной жизни вновь соединившихся души и тела. 3. учит, что спасение каждого человека зависит от всех его мыслей, слов и дел; в день Суда человек несет ответственность не только за свою душу, но и за весь мир. 3. двояко воздействовал на раннее христианство - через иудаизм и прямо . Иудеи подпали под влияние древнеиранской религии после освобождения их из вавилонского плена царем Киром (V в. до н. э.). Те, кто оказались более приверженными иранским представлениям и обычаям, получили наименование "фарисеи" (букв. "персидствующие"; фарси - персидский язык). В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах (царях-магах), принесших типично зороастрийские приношения-дары новорожденному Христу. (В античных источниках самого Зороастра изображают мудрецом-астрологом и звездочетом.) После завоевания Ирана и Средней Азии в VII - VIII вв. арабами 3. был почти вытеснен ислам ом. Персы , не пожелавшие исповедовать ислам , бежали в Индию, где их потомки ( парсы ) до сих пор именуют себя "почитающими Мазду", а иноверцев - поклоняющимися "даэве" (демонам, лжебогам). В Иране, где 3. преследуется, его немногочисленные сторонники, гебры , принадлежат к низшим слоям населения. О "Зенд-Авесте" (букв. " текст с комментариями") в Европе узнали от парсов из Бомбея. До нашего времени дошли следующие части Авесты: Ясна, Висперед, Видевдат и Яшты. Д. В. Пивоваров

древняя до ислам ская религия Ирана. сохранившаяся в отдельных районах этой страны, и даже в Индии, где после дователей зороастризма называют парсами. Основана в У1 в. до н.э. иранским пророком и реформатором Зороастр ом (Заратуштрой). Зороастризм, совмещающий в себе монотеистические и дуалистические черты, оказал влияние на три мировые религии – иудаизм , христианство и ислам . В древности и раннем средневековье зооастризм был рапротранен в Центральной Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближ него и Среднего Востока. Сохранилась у парсов в Индии и гербов в Иране. Названа по имени Пророк а Зороастра (иран. Заратуштра ). Священный канон – « Авеста ». Основные принципы З. противопо став ление двух «вечных начал» – добра , олицетворяемого в образе верховного божества Мазды Агуры ( Ахура мазды), и зла в лице злого Духа Ангра – Майнью ( греч . Ариман ), что значит "Дух – Противник". Борьба между ними составляет содержание мирового прогресса ; вера в конечную победу добра, которая зависит от выбора человек а , его активного участия в этой борьбе на стороне добра; отрицание сложной ритуальной символ ики, за исключением священного огня. С приходом ислама зороастрийцы подверглись гонениям; в 8-10 вв. часть их них осела в Индии, в районе Бомбея. Этих персидских эмигрантов называют парсами; парсы поддерживают связи с единственной зороастрийской общиной, оставшейся в Иране, – габрами. Отличительной чертой зороастрийского культа служит поклонение огню.

— дуалистическая древнеиранская религия , создание к-рой приписывается пророк у Заратуштре ( Зороастр у ). 3. окончательно сформировался к 7 в. до н. э. Гл. в 3.— учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра , олицетворяемого свет лым божеством Ахурамаздой (Ормузд), и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра-Майнью ( Ариман ). 3. присущи эсхатологические идеи ( Эсхатология ) о конце мира , загробном воздаянии, после днем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на иудаизм и христианство . В настоящее время 3. существует в форме парсизма , в к-ром при сохранении прежних дуалистических идей развились пред став ления о едином всемогущем боге. Священная книга 3.— Авеста .

Значение слова Зороастризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Зло - радикальная противоположность добра. В философии различают четыре вида ...
  • Земля - 1. Планета; 2. Все виды природных ресурсов, имеющихся ...
  • Здоровье - по определению Всемирной Организации Здоровья «это состояние полного ...
  • Замкнутый - термин для характеристики психологического типа, не проявляющего ...
  • Задача - данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) ...
  • Зависть - разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого ...
  • Забвение - отсутствие или исчезновение воспоминания. Забвение может быть вызвано ...
  • Знахарство - магич . врачевание. 3. как первобытн. форма ...
  • Зикр - радение у суфиев (см. Суфизм ), цель ...
  • Зейдиты - шиитская секта, возникшая в 8 в. Ее ...
  • Заратуштра - (Иран., греч. Зороастр) пророк и реформатор ...
  • Заклинание - то же, что Заговор. ...
  • Знак - традиционно материальный чувственно воспринимаемый предмет ( ...
  • Значение - содержание связываемое с тем или иным языковым ...
  • Досуг - время вне работы, используемое для привычных занятий. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари