( греч . hairesis; первоначально - отбор , позже - учение , школа , религ. секта ) - религ. учения , отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в вопросах догматики , культ а , организации. При феодализме , когда во всех сферах духовной жизни господствовала религия , Е. были религ. формой отражения и выражения сосл.-клас. противоречий и конфликтов, часто становились идеологич. знаменем соц.-политич. движений, направленных против существующего обществ. строя и защищавшей этот строй офиц. церкви. Понятие «Е.» употребляется в основном по отношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда его употребляют и для характеристики нек-рых направлений в др. религиях. Христ . Е. воспроизводили идеи первонач. христианства, различных сект периода его становления - николаитов, эбионитов, монтанистов, новатиан. гностиков, манихеев. монархиан, савеллиан и др. Содержание Е. зависело от стадии развития общества , от специфики обществ, условий в том или ином регионе и гос-ве, от того , интересы каких сосл.-клас. и этнич. групп выражали, и т. д. По соц. основе и среде распространения выделяют крестьянские, городские (бюргерские, плебейские), межсосл.-клас. (бюргерско-дворянские, крестьянско-плебейские) Е. Исходную идейн. основу Е. составляли антитринитаризм ( арианство , несторшнство, монофизитство , монофелитство , новг.-мос. Е. и др.), дуализм ( павликианство , богомильство , катары , альбигойцы , вальденсы и пр.), мистич. пантеизм ( амальрикане ), мистич. хилиазм (иохамиты) и т. д. Свободомыслие нек-рых Е. доходило до признания вечности и несотворенно-сти материи { Давид Динанский). извечности мира ( Феодосии Косой ) . На базе указанных принципов отрицались ортодокс , учения о троице, Христе, боговоплоще-нии, искуплении, спасении, греховности, отвергались культ, таинства , «святость» церкви, монашество , институт духовенства, земной мир объявлялся царством зла, дьявола , антихриста . Церковь и гос. власти жестоко преследовали еретиков. Против них направлялись энциклики и буллы, их осуждали на вселенск. и помести , соборах, отлучали от церкви, уничтожали. Для борьбы с Е. в нач. 13 в. в католич. церкви была создана епископ ., а затем и централиз. папская инквизиция . Не менее жестокие средства борьбы с Е. применялись и правосл. церковью.
( греч .- отбор , учение , школа ): религиозные учения , отклоняющиеся от приня того в той или иной церкви вероучения и тем подрывающие ее догматические основы. Чаще всего это понятие применяют к течениям, возникающим в христианстве, но им пользуются и богословы некоторых других религий. В исламе еретик называется кафиром («неверным»). В основе христианских ересей лежали неприятие Троицы и богочеловечности Христ а, отказ от почитания Богородицы и святых, склонность к пантеизм у , вера в скорое наступление тысячелетнего Царства Божия на земле и т. п. В период появления ересей их приверженцев по социальному составу разделяли на крестьянские, городские, бюргерско-дворянские и крестъянско-плебейские. Они подавлялись церковь ю либо самостоятельно, либо с помощью государственной власти.
( греч . hairesis; первоначально - отбор , позже - учение , школа , религиозная секта ) - различные отклонения от ортодокс ального веро учения и культ а той или иной религии, против оречащие или враждебные ему. Первые Е., направленные против христианских догматов, возникли уже во 2-3 вв. ( монтанизм , иудеохристианство, гностицизм ). В период господства религии во всех сферах жизни феодального общества в Е. нередко находил выражение социальный протест против существующего строя и защищавшей его официальной церкви. Исходной идейной основой христианских Е. считаются антитринитаризм ( арианство , несторианство, монофизитство , монофемитство, новгородско-московские Е. и др.); дуализм (павликанство, богомильство , катары , альбигойцы , вальденсы ); мистический пантеизм ( амальрикане ); мистический хилиазм (иохамиты) и т.д. Свободомыслие отдельных Е. доходило до признания вечности и несотворенно-сти Богом материи ( Давид Динанский), извечности мира (Феодосии Косой ), до отрицания учения о троице, Христ е, спасении, Святости церкви. Церковь и государственные власти жестоко преследовали приверженцев Е., их осуждали на вселенских соборах, отлучали от церкви, уничтожали. Кроме христианства Е. имели место и в других религия х , например в иудаизме (течения, инспирированные претендентами на сан мессии, вплоть до Я. Франка в 18 в.), в исламе (карматство). В наше время Е. перерождаются в религиозное сектантство . А.А. Круглов
( греч . - особое веро учение ) - различные отклонения от официального веро учения в области догматики и культ а , враждебные ему. Первые христ . ереси возникли еще в период Рим. империи, но наибольшего развития достигли в средние века (павликиане, катары , богомилы, вальденсы , альбигойцы , лолларды, табориты; в России - стригольники и др.). Ереси часто служили религиозной оболочкой социального протеста, и особенно выделялись в этом отношении крестьянскоплебейские ереси. Позже ереси потеряли свое значение , хотя и существуют доныне в виде религиозных сект.
( греч . hairesis — особое веро учение ) — отклонения от официального веро учения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему. Первые христ ианские Е.— монтанизм , иудео-ристианство, гностицизм — возникли во 2—3 вв. и были направлены против устанавливаемых христианских догматов. Арианство , несторианство, монофизитство относятся к 4—5 вв., когда христианство стало государственной религией Римской империи. Расцвет Е. приходится на средние вв.— время наибольшего слияния католической церкви с господствующими классами феодального об-ва и ее могущества (богомилы, вальденсы , альбигойцы , беггарды, лоларды, табориты и др.). Е. часто служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против правящих слоев феодального об-ва, поддерживаемых церковь ю , подготавливали крушение феодального строя в ряде стран Зап. Европы. Особенно выделяются в этом отношении крестьянско-плебейские Е., к-рые становились знаменем крестьянских восстаний, идеологически вооружая народные массы. С возникновением капитализма Е. теряют свой боевой характер , перерождаясь в религиозное секта нтство .