Что такое Единство? Значение слова Единство в философском словаре

Единство - (греч. monos, лат. imitas) - момент взаимного притяжения многих "одних" в процессе их взаимодействия и полагания в более сложное "одно". Между А, В, С... N, стягиваемыми в "одно", есть также момент взаимного отталкивания, разъединения - охраняя свою самобытность , каждое "одно" ограничивает проникновение в себя иного и имеет тенденцию держаться обособленно. Если в "едином-сплошном" (греч. en) не различают ни компонентов, ни структуры, то большинство разновидностей Е. (за исключением тождества различных в эмердженте ) мыслят как неслиянность и разделенность притягивающихся "одних". Т. о., основной смысл Е. не в предельно широком контексте "связи" (безличной или личностной, безразличной и нивелирующей или насильственно удерживающей борющиеся противоположности), а в контексте более узкого понятия "притяжение" ("союз", "взимопомощь", "содружество", " любовь " и т. п.). Следует также отличать Е. от близкого ему по смыслу понятия "целое", поскольку, во-первых, соприкосновение А, В, С... N внутри их Е. может не иметь того глубокого, существенного и органичного характера , который обычно присущ связям частей внутри целого, а во-вторых, части солидированы в целое не только через их Е., но и через их "борьбу". Простейший случай - единство А и В; его графическая модель - круг , разделенный вертикальным диаметром. Граница между сопряженными полусферами А и В одновременно соединяет и разъединяет половинки и является "третьим" в этом графике. Данное "третье" - посредник между А и В, но он не есть " вещь ", а, скорее, есть пустота и центр аттракции противоположностей. Устремленность обоих "одних" к центру - условие взаимопроникновения и взаимного изменения А и В, в результате чего характер их Е. меняется, углубляется. Тогда логично подразделять Е. на следующие виды: а) внешнее и внутреннее , б) статическое и динамическое, в) временное и вечное, преходящее и нерушимое, г) неслиянное и доходящее до снятия всех "одних" в эмердженте (новом качестве). Особый интерес представляет соотношение понятий "единство противоположностей" и " тождество противоположностей". Второе понятие - предельная разновидность первого: рефлексия (взаимоотражение) А и В подчас ведет к такому радикальному преображению, слиянию и растворению их друг в друге, что А и В диалектически отрицаются и виртуально сохраняются в возникающей из их Е. новой вещи (качестве). Вначале это "третье" было "пустотой", неопределенностью, экстенсивным единством А и В; в этой "пустоте" оканчивалось А и начиналось В и наоборот; затем развивающаяся в ней возможность отождествления противоположностей иногда способна осуществиться на новой субстратной основе в виде эмерджента - тогда тождество А и В есть особая и новая вещь. В учение о Е. противоположностей последовательно вносили важный вклад Гераклит, Платон , философия брахманизма , эллинизма , неоплатонизма , христианское богословие , средневековая мистика , Н. Кузанский, Гегель , Бергсон, русские философы -антиномисты и диалектики . Поскольку Е. обычно понимают не как одинаковость, но именно как притяжение различных, то главная проблема - почему различия и противоположности сходятся? Вычленяя на основе логики всеобщего, особенного и единичного три уровня Е. (Е. мира, Е. внутри одной из основных форм духа или материи и Е единичных), философы предпочитают обсуждать эту проблему в отношении мира в целом. Чаще без особых пояснений ссылаются на всеобщий закон тяготения. Религиозные мыслители объясняют Е. универсума действием Бога-Вседержителя - эти действия основаны на любви и красоте как равновесии и гармонии различий; конечное сохраняется только через его способность переходить в противоположность , в бесконечное Идеалисты объясняют Е. мира эманацией идеи Е. и действием мировой души Материалисты выводят Е. мира из его материальности. Субъективные идеалисты отстаивают тезис , что Е. - исключительно упорядочивающая сила человеческого сознания. Мир обновляется через контакт различных; в своем Е. различные "одни" дополняют друг друга и вырастают до частей целого. Д. В. Пивоваров


Синонимы: слитность, спаянность, сплоченность, общность, одинаковость, согласие

Единство

( греч . monos, лат. imitas) - момент взаимного притяжения многих "одних" в процессе их взаимодействия и полагания в более сложное "одно". Между А, В, С... N, стягиваемыми в "одно", есть также момент взаимного отталкивания, разъединения - охраняя свою самобытность , каждое "одно" ограничивает проникновение в себя иного и имеет тенденцию держаться обособленно . Если в "едином-сплошном" (греч. en) не различают ни компонентов, ни структуры, то большинство разновидностей Е. (за исключением тождества различных в эмердженте ) мыслят как неслиянность и разделенность притягивающихся "одних". Т. о., основной смысл Е. не в предельно широком контексте "связи" (безличной или личностной, безразличной и нивелирующей или насильственно удерживающей борющиеся противоположности), а в контексте более узкого понятия " притяжение " ("союз", "взимопомощь", "содружество", " любовь " и т. п.). Следует также отличать Е. от близкого ему по смыслу понятия "целое", поскольку, во-первых , соприкосновение А, В, С... N внутри их Е. может не иметь того глубокого, существенного и органичного характер а , который обычно присущ связям частей внутри целого, а во-вторых , части солидированы в целое не только через их Е., но и через их "борьбу". Простейший случай - единство А и В; его графическая модель - круг , разделенный вертикальным диаметром. Граница между сопряженными полусферами А и В одновременно соединяет и разъединяет половинки и является "третьим" в этом графике. Данное "третье" - посредник между А и В, но он не есть " вещь ", а, скорее , есть пустота и центр аттракции противоположностей. Устремленность обоих "одних" к центру - условие взаимопроникновения и взаимного изменения А и В, в результате чего характер их Е. меняется, углубляется. Тогда логично подразделять Е. на следующие виды: а) внешнее и внутреннее , б) статическое и динамическое, в) временное и вечное, преходящее и нерушимое, г) неслиянное и доходящее до снятия всех "одних" в эмердженте (новом качестве). Особый интерес представляет соотношение понятий "единство противоположностей" и " тождество противоположностей". Второе понятие - предельная разновидность первого: рефлексия (взаимоотражение) А и В подчас ведет к такому радикальному преображению, слиянию и растворению их друг в друге, что А и В диалектически отрицаются и виртуально сохраняются в возникающей из их Е. новой вещи (качестве). Вначале это "третье" было "пустотой", неопределенностью, экстенсивным единством А и В; в этой "пустоте" оканчивалось А и начиналось В и наоборот ; затем развивающаяся в ней возможность отождествления противоположностей иногда способна осуществиться на новой субстратной основе в виде эмерджента - тогда тождество А и В есть особая и новая вещь. В учение о Е. противоположностей последовательно вносили важный вклад Гераклит , Платон , философия брахманизма , эллинизма , неоплатонизма , христианское богословие , средневековая мистика , Н. Кузанский, Гегель , Бергсон , русские философы -антиномисты и диалектики . Поскольку Е. обычно понимают не как одинаковость , но именно как притяжение различных, то главная проблема - почему различия и противоположности сходятся? Вычленяя на основе логики всеобщего, особенного и единичного три уровня Е. (Е. мира , Е. внутри одной из основных форм духа или материи и Е единичных), философы предпочитают обсуждать эту проблему в отношении мира в целом . Чаще без особых пояснений ссылаются на всеобщий закон тяготения. Религиозные мыслители объясняют Е. универсума действием Бога-Вседержителя - эти действия основаны на любви и красоте как равновесии и гармонии различий; конечное сохраняется только через его способность переходить в противоположность , в бесконечное Идеалисты объясняют Е. мира эманацией идеи Е. и действием мировой души Материалисты выводят Е. мира из его материальности. Субъективные идеалисты отстаивают тезис , что Е. - исключительно упорядочивающая сила человеческого сознания. Мир обновляется через контакт различных; в своем Е. различные "одни" дополняют друг друга и вырастают до частей целого. Д. В. Пивоваров

Значение слова Единство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Евгеника - (греч. eugenes благородный, хорошего рода) учение ...
  • Етуны - (Сканд.) Титаны или великаны. Мимир учивший Одина магии ...
  • Ессеи - Эллинизированное слово от еврейского Аса, "целитель". Таинственная ...
  • Ермунганд - (Сканд.) Имя змия Мидгарда в "Эдде", братом которого ...
  • Ергелмир - (Сканд.) Букв., "бурлящая глина". То же, что Имир ...
  • Ездра - (Евр.) Еврейский жрец и книжник, который приблизительно в ...
  • Ева - (Евр.) Ева, "матерь всего живого". ...
  • Епископ - (греч. episkopos надзиратель, блюститель) — высш. иерарх ...
  • Ектенья - (греч. ekteneia, букв. распространение) — род молитв. ...
  • Езиды - см. Йазиды. ...
  • Единоверие - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в ...
  • Евтихий - (5 в.) константиноп. архимандрит основатель монофизитства. Е. ...
  • Евгемеризм - см. Эвгемеризм . ...
  • Евангелисты - согласно церк. традиции авторы жизнеописаний Иисуса ...
  • Дэваджнаны - (Санскр.) или Дайваджны. Высшие классы небесных существ, те, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари