- религ.-политич. неортодокс. католич. течение во Франции и в Голландии в 17-18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж . городских слоев, оппозиционных к офиц. католич. церкви, освящавшей королевский деспотизм . Принципы Я. изложил голл. теолог К. Янсений (1585—1638), развивавший учение Августина о предопределении. Я. в ряде положений тяготел к протестантизму ( отрицание свободы воли, признание предопределения), проповедовал строгое религ.-этич. самоусовершенствование , видел гл. врага в иезуитах. Я. неоднократно осуждался папой, преследовался королевской властью . Во Франции Я. потерял значение к сер. 18 в. В Голландии последователи Я. создали самостоят. церковь .
- теолог ическое движение , названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама - ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. - "Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina", 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека , покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. "Штаб-квартирой" янсенизма был монастырь Пор-Рояль -де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля ("Lettres provintiales", 1657; рус. пер. "Письма к провинциалу", 1898). Янсенизм преследовался церковь ю и государством ; запрещен в 1730.
— религиозно- политическое течение , распространенное в Нидерландах и Франции в 17—18 вв. Осн. идейные положения Я. были сформулированы богословом К. Янсением (1585— 1638), развивавшим учение Августина. Я.— разновидность католицизма — во мм. своих положениях тяготел к протестантизму ( признание спасения благодатью , предопределения, отрицание свободы воли). По своей социальной сути он являлся идеологией тех слоев, к-рые были недовольны засильем католической церкви, освящавшей феодально-абсолютистские порядки. Общины янсенистов развивали религиозную и педагогическую деятельность , создавали начальные школы со сравнительно широкой программой обучения, применением принципов сознательного усвоения материала, наглядности и т. п. Я. неоднократно осуждался римским папой. Во Франции он потерял свое значение к середине 18 в. в связи с развитием революционной бурж уазной идеологии. В Нидерландах Я. превратился в самостоятельную церковь .