Что такое Витализм? Значение слова Витализм в философском словаре

1) Витализм - (лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма . Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем ( конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма , явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность . Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям , которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко : "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта , на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм ".

2) Витализм - (лат. vitalis - жизненный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых факторов («жизнен, порыв», «созидающая сила » и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее противопоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма , фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма .

3) Витализм - (от лат. vita - жизнь ) - учение о существовании "жизненного принципа ", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия , ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы " (А.Койре). Витализм нередко соединяется с панпсихизмом и анимизмом и противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса , затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции . Не обладает пониманием специфики личностной жизни.

4) Витализм - (от лат. vita - жизнь ) - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. В. противостоит объяснению жизненных процессов с позиций их механистического и физико-химического понимания. В XX в. идеи В. получили распространение в 20-е годы, когда в атмосфере послевоенного духовного кризиса были поставлены под сомнение ценности рационализма , механицизма и технического прогресса . Главными представителями В. были Дриш, И. Рейнке, Икскюль. Основные принципы , отстаиваемые ими: телеологическая причинность и целостность в объяснении живого; наличие специфических нематериальных, витальных факторов ( энтелехия , доминанта), управляющих физико-химическими процессами в живом организме и определяющих направление его развития. По Икскюлю, каждый организм представляет собой подобие монады со своим собственным опытом и окружающим миром. В. повлиял на некоторых представителей философской антропологии. Последующий ход развития биологического знания оттеснил его в область натурфилософии.

5) Витализм - доктрина , объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа , например, « жизненная сила », « жизненный порыв ». Витализм противостоит как материализму , отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм ), так и спиритуализму , объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм – это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм , считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей, либо зарождающейся формой.

6) Витализм - (лат. vitalis - живой, жизненный) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма . Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем ( конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма , явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. "энтелехией", фактором "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность . Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям , которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. П.С. Карако

7) Витализм - (лат. "vita", " жизнь ") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

8) Витализм - (от лат. vitalis - жизненный) - взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область , которая была еще не доступна для физико-химического анализа . В 20 в. Рейнке, Дриш ("Philosophie des Organischen", 1928) и др. создали критический неовитализм . В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются "проспективная потенция элементов зародыша" (Дриш; см. Эквипотенциальность ) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус , Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь , Видовая душа , Вирус , Виртуальности гипотеза .

9) Витализм - (лат. vitalis — жизненный) — идеалистическое учение , претендующее на объяснение возникновения живого, его качественного отличия от неживого, упорядоченности, организованности и направленности биологических процессов, целесообразности приспособительных признаков и др. свойств органического мира путем постулирования вымышленных нематериальных и иррациональных непознаваемых факторов ( энтелехия , археи , созидающая сила , порыв к форме, жизненный импульс и др.). В. паразитирует на нерешенных проблемах биологии, спекулируя на трудностях процесса познания сущности жизни. Методологически В.— антипод механицизма . Исторически В. связан с первобытным анимизмом, одушевлявшем все тела природы, и древнегреч. учениями о душе и энтелехии. В. 16—19 вв. формировался на основе идеалистической интерпретации проблем причинности, организованности и управления функциями организма . В. конца 19 — начала 20 в. выступает в форме органицизма, холизма и др., где наиболее сложными вопросами являются: проблемы органической целостности, целесообразности, эмбриогенеза и эволюции, возникновения качественно нового в процессе развития и регенерации.

Витализм

(лат. vitalis - живой , жизненный ) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных фактор ов, определяющих специфичность э того мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма . Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем ( конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма , явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени , создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность . Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепция м , которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например , Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша , определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как " неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко : "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта , на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно , жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит , является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм ".

(лат. vitalis - жизненный ) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых фактор ов («жизнен, порыв», «созидающая сила » и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее против опоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из не живой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма , фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма .

(от лат. vita - жизнь ) - учение о существовании "жизненного принципа ", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность э того начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия , ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира : "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы " (А.Койре). Витализм нередко соединяется с панпсихизмом и анимизмом и против опоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса , затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции . Не обладает пониманием специфики личностной жизни.

(от лат. vita - жизнь ) - учение о качественном отличии жизни от не живой природы, о наличии особых фактор ов и сил, от которых зависят свойства живых структур. В. против остоит объяснению жизненных процессов с позиций их механистического и физико-химического понимания. В XX в. идеи В. получили распространение в 20-е годы, когда в атмосфере послевоенного духовного кризиса были поставлены под сомнение ценности рационализма , механицизма и технического прогресса . Главными представителями В. были Дриш, И. Рейнке, Икскюль. Основные принципы , отстаиваемые ими: телеологическая причинность и целостность в объяснении живого; наличие специфических нематериальных, витальных факторов ( энтелехия , доминанта), управляющих физико-химическими процессами в живом организме и определяющих направление его развития. По Икскюлю, каждый организм представляет собой подобие монады со своим собственным опытом и окружающим миром. В. повлиял на некоторых представителей философской антропологии. Последующий ход развития биологического знания оттеснил его в область натурфилософии.

доктрина , объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа , например , « жизненная сила », « жизненный порыв ». Витализм против остоит как материализму , отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм ), так и спиритуализму , объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм – это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм , считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей, либо зарождающейся формой.

(лат. vitalis - живой , жизненный ) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных фактор ов, определяющих специфичность э того мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма . Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем ( конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма , явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. "энтелехией", фактором "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени , создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность . Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепция м , которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например , Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. П.С. Карако

(лат. "vita", " жизнь ") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира , о наличии в живых телах особых фактор ов, отсутствующих в неживых.

(от лат. vitalis - жизненный ) - взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результат е успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область , которая была еще не доступна для физико-химического анализа . В 20 в. Рейнке, Дриш ("Philosophie des Organischen", 1928) и др. создали критический неовитализм . В этой теории , основанной на опытах по механике развития, рассматриваются "проспективная потенция элементов зародыша" (Дриш; см. Эквипотенциальность ) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактор а, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус , Икскюлъ и др.; против ником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь , Видовая душа , Вирус , Виртуальности гипотеза .

(лат. vitalis — жизненный ) — идеалистическое учение , претендующее на объяснение возникновения живого, его качественного отличия от неживого, упорядоченности, организованности и направленности биологических процессов, целесообразности приспособительных признаков и др. свойств органического мира путем постулирования вымышленных нематериальных и иррациональных непознаваемых фактор ов ( энтелехия , археи , созидающая сила , порыв к форме, жизненный импульс и др.). В. паразитирует на нерешенных проблемах биологии, спекулируя на трудно стях процесса познания сущности жизни. Методологически В.— антипод механицизма . Исторически В. связан с первобытным анимизмом, одушевлявшем все тела природы, и древнегреч. учениями о душе и энтелехии. В. 16—19 вв. формировался на основе идеалистической интерпретации проблем причинности, организованности и управления функциями организма . В. конца 19 — начала 20 в. выступает в форме органицизма, холизма и др., где наиболее сложными вопросами являются: проблемы органической целостности, целесообразности, эмбриогенеза и эволюции, возникновения качественно нового в процессе развития и регенерации.

Значение слова Витализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Веротерпимость - признание права на исповедание любой религии ( ...
  • Веригинцы - течение в духоборчестве (см. Духоборы), возглавлявшееся Петром ...
  • Вера - 1) то же, что вероучение, т. е. ...
  • Вели - (араб. близкий) человек близко стоящий к ...
  • Веды - (санскр., доел. священное знание ) древнейшие ...
  • Веданта - (санскр., букв. конец вед) наиболее распространенное ...
  • Ватикан - (Vaticano) 1) название одного из 7 холмов, ...
  • Верификация - (от лат. verus истинный и facio ...
  • Власть - специализированная форма деятельности (а также аспект многих ...
  • Восприятие - Суммарное, общее частное или единичное психическое схватывание, фактуальнохолистическое, ...
  • Бфср - см. Биофизический синергорефлекс . ...
  • Бфо - см. Биофизическое обследование. ...
  • Биорезонанс - взаимное реагирование друг на друга двух или ...
  • Бюрократия - (фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos ...
  • Корреляция - вид стохастической связи между явлениями объективного мира, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари