- нарушение моральных или юридич. норм и переживания, связанные с этим . Религия мистифицирует В., представляя ее звеном в отношениях между человеком и фантастич., сверхъестеств. началом . В религ. этике, особенно христианской, В. рассматривается как изначальная характеристика человеч. существования.
нарушение морального долга , какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение : вина связана лишь с нами, с субъектом действия. Именно в этом смысле вина отличается от поражения, которое связано с событиями, внешними условиями. Вообще вина имеет место тогда, когда индивид не осуществляет то, что мы вправе от него ожидать. Наиболее мучительными для человека , чувствующего свою вину, являются душевные страдания, связанные с муками совести, раскаянием , стыдом. « Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л. Н. Толстой). В евразийской философии эту проблему человека прекрасно выразил Шакарим – жить надо по совести.
(Санскр.) Разновидность большой гитары, применяется в Индии и Тибете, изобретение которой приписывается по-разному - Шиве, Нараде и другим.
- то, что достойно упрека. Осуждая человека , ему ставят в вину то, что он вел себя неправильно и решал несправедливо, хотя мог бы вести себя иначе, а решать справедливо. Внутренняя причина упрека в вине заключена в том, что человек предопределен к свободному, ответственному, нравственному самоопределению- и поэтому обладает способностью решать справедливо, выступая против несправедливого и избегая того, что запрещено. Побуждение поступить неправильно может овладеть человеком, способным к правильному действию, в том случае, если он не знает запретительных норм или недооценивает их. В этом случае нарушения запрета действующий человек также бывает не в состоянии решиться действовать вопреки несправедливому. Шиллер считал вину "величайшим злом", а Гёте утверждал, что вся вина на земле отмщена. См. Пограничные ситуации , Раскаяние , Свобода .