Что такое Веды? Значение слова Веды в философском словаре

1) Веды - (санскр., доел. - священное знание ) - древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборников: Ригведа - собрание гимнов мифология , и космология , содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа — сборник магич . заклинаний и формул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теоло-гич. обоснование ведич. практики) ; араньяки (мистич. толкование филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкование сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция , мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впоследствии в такие религ.-филос. системы, как брахманизм , индуизм . джайнизм , буддизм .

2) Веды - (санскр. « знание »): свод книг, почитаемых приверженцами индуизма как Священное писание. Начали создаваться в середине 2 тыс. до н. э., пополнялись в течение десяти веков и были записаны лишь в первой половине 1 тыс. до н. э. Европейские исследователи познакомились с ведами только в начале 19 в. Веды , излагающие основные идеи индуизма, состоят из 4 сборников: Ригведа – свод 1028 гимнов (10 500 стихов), возвеличивающих многочисленных богов и содержащих обращение к ним за помощью; Самаведа – сборник песнопений, повторяющий гимны Ригведы, но в форме, удобной для вокальною исполнения; Яджурведа – перечень ритуалов, правил совершения жертвоприношений богам; Атхарваведа – сборник магических заклинаний, заговоров и заклятий. Некоторые образы Вед получили воплощение и дальнейшее развитие в таких произведениях индийского эпоса , как « Махабхарата » и « Рамаяна ». К Ведам тесно примыкают многочисленные комментарии, поясняющие символический смысл священных текстов, и философские трактаты .

3) Веды - (Санскр.) " Откровение ", священные писания индусов, от корня вид, " знать ", или "божественное знание ". Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. " Веды " (об эпохе и древности которых никакие два востоковеда не могут придти к соглашению), как заявляют сами индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (фонетически - Мансаровара) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учителя, например Свами Даянанда Сарасвати , исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса . Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме Санскрита , столь отличающейся от теперешней, что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком, основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а) "Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных "Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней, написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути , "откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения . Совсем наоборот, ибо в противовес отрывку Колбрука появилась научная статья , написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере 25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее, Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то, по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а чисто субъективная критика , без основательных данных, настолько часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся области исследований, как санскритская литература . (На данный момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы, и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут довольно основательно предупредить нас не быть слишком самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних гимнов Риг-Веды. ...Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума , так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших раздела, экзотерический и эзотерический ; первый называется Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана -Канда, "раздел (божественного) знания", причем " Упанишады " (см.) относятся к последней категории . Оба раздела считаются Шрути или откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того Провидца или Риши , кому он был открыт. Таким образом, на основании самих этих имен (таких как Васишта , Вишвамитра, Нарада и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных манвантарах и даже эпохах , становится очевидным, что столетия, а быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их составления.

4) Веды - - священный текст индусов.

5) Веды - (санскр. - знание ) - священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение. Веды распадаются на 4 санхиты (сборника): 1) Ригведа (веда гимнов); 2) Самаведа (жертвенные песни); 2) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). К этим книгам, относящимся к 15-10 вв. до Р. X. (?), ок. 10 в. до Р. X. присоединились брахманы (ритуальные тексты ), араньяки ("лесная книга", повествующая о жертвоприношениях) и ок. 13 в. до Р. X. - упанишады (философское тайное учение ). По всей видимости, веды в своих основных чертах сложились к 5 в. до Р. X., однако вплоть до нового времени появлялись произв., составленные из различных упанишад. См. Индийская философия .

Веды

(санскр., доел . - священное знание ) - древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборник ов: Ригведа - собрание гимнов мифология , и космология , содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа — сборник магич . заклинаний и формул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теоло-гич. обоснование ведич. практики) ; араньяки (мистич. толкование филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкование сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция , мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впоследствии в такие религ.-филос. системы, как брахманизм , индуизм . джайнизм , буддизм .

(санскр. « знание »): свод книг, почитаемых приверженцами индуизм а как Священное писание. Начали создаваться в середине 2 тыс. до н. э., пополнялись в течение десяти веков и были записаны лишь в первой половине 1 тыс. до н. э. Европейские исследователи познакомились с ведами только в начале 19 в. Веды , излагающие основные идеи индуизма, состоят из 4 сборник ов: Ригведа – свод 1028 гимнов (10 500 стихов), возвеличивающих многочисленных богов и содержащих обращение к ним за помощью; Самаведа – сборник песнопений, повторяющий гимны Ригведы, но в форме, удобной для вокальною исполнения; Яджурведа – перечень ритуалов, правил совершения жертвоприношений богам; Атхарваведа – сборник магических заклинаний, заговоров и заклятий. Некоторые образы Вед получили воплощение и дальнейшее развитие в таких произведениях индийского эпоса , как « Махабхарата » и « Рамаяна ». К Ведам тесно примыкают многочисленные комментарии, поясняющие символический смысл священных текстов, и философские трактаты .

(Санскр.) " Откровение ", священные писания индусов, от корня вид, " знать ", или "божественное знание ". Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. " Веды " (об эпохе и древности которых никакие два востоковеда не могут придти к соглашению), как заявляют сами индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (фонетически - Мансаровара) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учителя, например Свами Даянанда Сарасвати , исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса . Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме Санскрита , столь отличающейся от теперешней, что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком, основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а) "Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных "Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней, написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути , "откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения . Совсем наоборот, ибо в противовес отрывку Колбрука появилась научная статья , написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере 25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее, Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то, по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а чисто субъективная критика , без основательных данных, настолько часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся области исследований, как санскритская литература . (На данный момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы, и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут довольно основательно предупредить нас не быть слишком самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних гимнов Риг-Веды. ...Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума , так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших раздела, экзотерический и эзотерический ; первый называется Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана -Канда, "раздел (божественного) знания", причем " Упанишады " (см.) относятся к последней категории . Оба раздела считаются Шрути или откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того Провидца или Риши , кому он был открыт. Таким образом, на основании самих этих имен (таких как Васишта , Вишвамитра, Нарада и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных манвантарах и даже эпохах , становится очевидным, что столетия, а быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их составления.

- священный текст индусов.

(санскр. - знание ) - священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение. Веды распадаются на 4 санхиты ( сборник а): 1) Ригведа (веда гимнов); 2) Самаведа (жертвенные песни); 2) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). К этим книгам, относящимся к 15-10 вв. до Р. X. (?), ок. 10 в. до Р. X. присоединились брахманы (ритуальные тексты ), араньяки ("лесная книга", повествующая о жертвоприношениях) и ок. 13 в. до Р. X. - упанишады (философское тайное учение ). По всей видимости, веды в своих основных чертах сложились к 5 в. до Р. X., однако вплоть до нового времени появлялись произв., составленные из различных упанишад. См. Индийская философия .

Значение слова Веды в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Волхвы - 1) у народов Др. Востока мудрецы предсказывавшие ...
  • Возрождение - эпоха в истории итал. (а под ее ...
  • Воздаяние - 1) согласно убеждениям верующих наказание за ...
  • Вишну - (др.инд.) один из высш. богов индуист. пантеона ...
  • Вифлеем - (др.евр. Bethlehem), ныне БейтЛахм — город в Иудее, ...
  • Вина - нарушение моральных или юридич. норм и переживания, ...
  • Викарий - (от лат. vicarius заместитель, наместник) заместитель ...
  • Валентин - ( 2 в. н. э.) см. Гностики ...
  • Всеединство - философское учение ( идея принцип ), раскрывающее ...
  • Власть - в классических философских концепциях особое отношение ...
  • Виртуалистика - (лат. virtus воображаемый, мнимый ) комплексная ...
  • Вездесущность - (лат. omnipraesentia) понятие философской системы Фомы ...
  • Высказывание - грамматически правильное повествовательное предложение взятое вместе с ...
  • Возражение - обоснованное отрицание (отклонение) к.л. мысли, к.л. положения, ...
  • Апейрон - (греч. apeiron неограниченное) бесконечное согласно Анаксимандру, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари