- гностик , один из представителей сирийской (дуалистической) школы и ближайший предшественник манихейства. Родился близ Эдессы в 154 г., умер в 225 г. Был современником знаменитого царя Авгаря, введшего христианство в Эдессу. Благодаря проходившему через этот город индийскому посольству к императору Гелиогабалу (в 218 г.), В. познакомился с верованиями и учениями Индии . Многочисленные сочинения В., религиозно-философские, исторические и поэтические, были очень распространены и восточные церковные писатели широко ими пользовались; но в подлинном виде сохранилась только " Книга законов" (на сирийском языке ), изданная в "Cureton&s Spicilegium Syriacum" ( Лондон , 1855). Эта книга приписывалась самому В-ну, но, вероятно , принадлежит его ученику Филиппу. В. первый изобрел стихосложение для сирийского языка и сочинил по образцу псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении, пока не были заменены православными гимнами св. Ефрема Сирина. - Сын В. Гармоний был продолжателем его поэтической и учительской деятельности; он развил систему своего отца , внеся в нее элементы греческой философии. Учение В. не имеет значительной оригинальности; это в сущности та же валентинова система , отчасти упрощенная, а отчасти испорченная иранским дуализмом. В Плэроме Вардесана вместо 30 валентиновых эонов только 7 и один "Небесный Христос , Сын Жизни", происходящий от первого абсолютного и вечного сочетания ( сизигии ) активного и пассивного начала - "Отца Жизни и Матери Жизни". Женский коррелат Христа - "Хакмут" ( София ), долженствующая составить с ним второе производное или обусловленное мировым процессом сочетание (сизигию), по немощи своей пассивной природы падает в область темного хаоса или бесформенной матери и, от века противостоящую небесному свету плэромы. Из этой материи Хакмут, следуя тайным внушениям Небесного Христа, создает Димиурга, а через него весь видимый мир, который , таким образом, происходит не из психических состояний Софии (как у Валентина ), а имеет свое особое начало и внешний субстрат . За исключением этого основного метафизического пункта, космология Вардесана, а также его христология и эсхатология , не отличаются существенно от Валентиновых. Более характерна его дуалистическая психология . В каждом человеке он признавал две души - высшую, пневматическую и низшую, материальную. Но последняя с безусловною необходимостью подчинена судьбе, действующей через астральное начало в семи светилах, изображающих эонов. Пневматическая же душа , как прямое порождение Хакмут, нисколько не зависит от судьбы и звезд; она свободна на добро и зло . В заключение мирового и исторического процесса все духовные существа, очищенные земными испытаниями, соединяются с ангелами и участвуют в брачном пире Христа и Софии-Хакмут, достигающих своего окончательного и полного сочетания (сизигии). Вл. С.
Что такое Варесан? Значение слова Варесан в философском словаре
Варесан - - гностик, один из представителей сирийской (дуалистической) школы и ближайший предшественник манихейства. Родился близ Эдессы в 154 г., умер в 225 г. Был современником знаменитого царя Авгаря, введшего христианство в Эдессу. Благодаря проходившему через этот город индийскому посольству к императору Гелиогабалу (в 218 г.), В. познакомился с верованиями и учениями Индии. Многочисленные сочинения В., религиозно-философские, исторические и поэтические, были очень распространены и восточные церковные писатели широко ими пользовались; но в подлинном виде сохранилась только "Книга законов" (на сирийском языке ), изданная в "Cureton&s Spicilegium Syriacum" (Лондон, 1855). Эта книга приписывалась самому В-ну, но, вероятно, принадлежит его ученику Филиппу. В. первый изобрел стихосложение для сирийского языка и сочинил по образцу псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении, пока не были заменены православными гимнами св. Ефрема Сирина. - Сын В. Гармоний был продолжателем его поэтической и учительской деятельности; он развил систему своего отца, внеся в нее элементы греческой философии. Учение В. не имеет значительной оригинальности; это в сущности та же валентинова система , отчасти упрощенная, а отчасти испорченная иранским дуализмом. В Плэроме Вардесана вместо 30 валентиновых эонов только 7 и один "Небесный Христос , Сын Жизни", происходящий от первого абсолютного и вечного сочетания (сизигии) активного и пассивного начала - "Отца Жизни и Матери Жизни". Женский коррелат Христа - "Хакмут" ( София ), долженствующая составить с ним второе производное или обусловленное мировым процессом сочетание (сизигию), по немощи своей пассивной природы падает в область темного хаоса или бесформенной материи, от века противостоящую небесному свету плэромы. Из этой материи Хакмут, следуя тайным внушениям Небесного Христа, создает Димиурга, а через него весь видимый мир, который, таким образом, происходит не из психических состояний Софии (как у Валентина), а имеет свое особое начало и внешний субстрат . За исключением этого основного метафизического пункта, космология Вардесана, а также его христология и эсхатология , не отличаются существенно от Валентиновых. Более характерна его дуалистическая психология . В каждом человеке он признавал две души - высшую, пневматическую и низшую, материальную. Но последняя с безусловною необходимостью подчинена судьбе, действующей через астральное начало в семи светилах, изображающих эонов. Пневматическая же душа , как прямое порождение Хакмут, нисколько не зависит от судьбы и звезд; она свободна на добро и зло . В заключение мирового и исторического процесса все духовные существа, очищенные земными испытаниями, соединяются с ангелами и участвуют в брачном пире Христа и Софии-Хакмут, достигающих своего окончательного и полного сочетания (сизигии). Вл. С.
Однокоренные и похожие слова:
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Время - Как основное условие всякого конечного существования (следовательно, и ...
- Воля - На всякое живое существо известные предметы действуют привлекательным, ...
- Возрождение - (regeneratio, Wiedergeburt) широкое по смыслу и значению ...
- Возможность - Когда нет налицо полноты условий для действительного существования ...
- Власть - в общем и широком смысле есть господство ...
- Видимость - понятие противоположное подлинному бытию или тому, что ...
- Вид - ( species Art, espece). В логике видом называется ...
- Волны - метафора социальной теории, характеризующая динамический аспект социальных ...
- Видимость - философская категория введенная Гегелем для обозначения просвечивания ...
- Вещи - тела, предметы средства действий, на основе которых ...
- Вера - (от лат. veritas истина verus истинный ...
- Воображение - (Einbildungskraft нем.) В кантовской философии обозначение ...
- Всеединство - " единство всего, принимается в двух главных ...
- Всеблагость - один из традиционных для теологической и религиознофилософской ...
- Фосфена - зрительный образ (в виде вспышки света ), ...