позиция , предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием , ни морально – суждением . По Канту, такое уважение , даже скорее , чем симпатия , составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить , а понимать другого. Кроме того , уважение – это моральный долг , единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда. После Канта анализом уважения занимались Бубер и Левинас .
- одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в к-ром практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни об-ва) признается достоинство личности . Сложившееся в моральном сознании об-ва понятиеУ . предполагает: справедливость , равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость , вежливость , деликатность, скромность . Нарушением требования У. к людям являются неоправданное и жестокое насилие , угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость . Смысл , вкладываемый во все эти понятия, из к-рых складываются У. и неуважение, определяется характером об-ва и присущих ему социальных отношений. Понимание справедливости, прав человека , свободы или даже вежливости существенно разнится в феодальном, капиталистическом и социалистическом об-ве. Коммунистическая формация создает возможности для самого глубокого в истории человечества У. к людям. Здесь устранены эксплуатация и социальное неравенство, создаются условия для наивысшей меры реальной свободы личности, когда в регулировании социальной деятельности людей все большую роль приобретает личная сознательность , развиваются отношения сотрудничества и доверия между людьми.