- рефлективная форма воспроизводственной деятельности, имеющей предмет ом саму деятельность , соответствующие социальные отношения . У. нацелено на совершенствование способности преодолевать противоречия воспроизводственной деятельности в процессе соизмерения субъект а У. выступает как рефлективный уровень дуальной оппозиции, как деятельность формирования меры развития воспроизводственного процесса, соответствующих социальных отношений. У. существует как ряд дуальных оппозиций, прежде всего : личность как субъект У. - целостное со общество ( общество в целом , община , патриархальная семья , предприятие , ведомство и т.д.) как субъект У. У. всегда существует как диалог между разными уровнями общества . Для традиционной цивилизации характерна низшая форма У., т. е. регулирование . Оно функционирует в рамках сложившихся, неизменных социальных отношений. Собственно У. выходит на первый план в результате победы организационной революции. Развитие У. - важнейший аспект человеческой истории. Оно включает способность осваивать все новые специфические формы социальных отношений; отношений, связанных с личностным развитием, воспитанием , технологических отношений, организационных отношений, отношений, связанных с собственно стью и т. д., превращать их в предмет управления развитием. Каждый нравственный идеал дает свою интерпретацию У., например дуальная оппозиция : авторитарный соборный нравственный идеал совпадает с оппозицией: централизованное - децентрализованное У. Нравственная оппозиция: традиционный - либеральный идеал связана с оппозицией: регулирование - управление и т. д. У. всегда выступает как преодоление противоречия между исторически сложившимися потребностями субъекта и предметными возможностями. Это противоречие разрешается рефлективной деятельностью, по крайней мере в тенденции способной разрешать противоречие между ними , изменяя потребности и социальные отношения , находя между ними меру , следуя социокультурному закону . У. не следует путать с манипулированием, стремлением подчинить принимаемые управленческие решения случайному сочетанию случайных потребностей и элементов ситуации.
— функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах . Наиболее общими функциями У. считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы , создание разнообразия, целеполагание, регулирование , учет. Интерес к проблемам У. возник еще в период античности ( Аристотель , Платон ), когда отдельные аспект ы У. начали изучать применительно к социально-политическим системам, прежде всего , к государству Но только с началом промышленной революции в 18—19 вв., когда действительно встал вопрос о план овой организации труда и администрировании, началось бурное развитие научного У. При филос. анализе проблемы У. основное внимание отводится категориям субъект а и объекта (У. и субъект-объектное взаимодействие ), цели и средств) (У. как целеполагание), сознательного и бессознательного и др. Операциональный анализ проблемы У. развивается в русле кибернетики, теории систем, теории автоматического регулирования. Разработано строгое математическое доказательство того, что заданная цель У. достижима не при любых начальных условиях . Согласно « принципу необходимого разнообразия» (У. Эшби), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на последнюю: только разнообразие может управлять разнообразием. Доказано также, что принципиальной особенностью любых креационных систем является существенно более низкий уровень разнообразия по сравнению с естественными, эволюционными. В создании искусственных систем всегда участвует принцип «отсечения лишнего». Человек упрощает окружающий мир, чтобы получить возможность овладеть им, управлять. Поэтому в искусственных системах порядок и разнообразие противостоят друг другу. У. в кибернетике построено на этой противоположности. «Как только машина начинает работать, в ней появляется упорядоченность , которая начинает уничтожать царящую неопределенность. Эта особенность — появление ин форма ции — и позволяет нам управлять кибернетическими системами. Информация уничтожает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования... потому что поведение системы становится более предсказуемым» (С.Т. Вир). Для живых, биологических систем характерно действие др. принципов У. Эволюционное развитие, в отличие от технического прогресса , сопровождается приумножением не только порядка, но и разнообразия. Упорядоченность возникает как некая надстройка , дополнение к хаотическому движению. Выделяют два уровня У. системы: организменный и поведенческий. Первый из них воспроизводится наследственной ориентирован на самосохранение вида или экосистемы. Второй обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В социальных системах развивается особый уровень У. — культуры как системы инструментальных и символических средств, среди которых особую роль играют нормы, ценности , традиции и ин-ты. В примитивных общества х социализация индивидов, формируя достаточно жесткую систему ценностей и социальных ролей, выполняет основные функции У. В феодальных обществах традиционный механизм У. в основном сохраняется, но при этом возникают новые специфицированные системы У. — церковные, правовые, политические и пр. Культура У. при этом носит сугубо элитарный характер , поскольку вертикальная и горизонтальная дифференциация ролей передается в основном по наследству. С возникновением товарного производства и началом промышленной революции получают самостоятельное значение не только правовые формы регуляции социальных процессов, но и конкурентные механизмы У. (особенно в среде экономики и политики). Это вызывает все более детальную регламентацию режима У. деятельности (административная и техническая регламентация). В современных высокоразвитых обществах сложилась многоуровневая система У, которая включает: 1) традиционные личностные отношения ( семья ); 2) профессиональные отношения; 3) рыночные (конкурентные) отношения; 4) государственное регулирование; 5) идеологические отношения. Однако в кон. 20 в. наука утратила оптимистическую веру в стабилизирующий характер социального У, сложившуюся в эпоху Просвещения. Две мировые войны, унесшие миллионы жизней, кровавые диктатуры всех образцов — от фашизма до коммунизма , ядерные испытания, аварии на атомных станциях — вот далеко не полный перечень «управляемых катастроф 20 в.». В научном анализе и экспертных оценках стали преобладать идеи тотального кризиса У, потери У, стратегической нестабильности. На смену оптимистическим взглядам на управляемое социальное развитие и историческую эволюцию пришла « теория катастроф». Многие ученые сделали вывод , что «...весь разработанный концептуальный арсенал общей теории систем и кибернетики оказался достаточным только для того, чтобы описать системы, не изменяющиеся во времени, линейные по структуре (организации) и жестко детерминированные» (И.Б. Новик, А.Ш. Аб-дуллаев). В современной науке идет активный поиск новых альтернативных подходов к У, призванный вывести общество из кризиса, преодолеть стратегическую нестабильность. О Бир С.Т. Кибернетика и управление обществом. М., 1963; Новик И.Б. Абдуллаев А.Ш. Введение в информационный мир. М., 1991; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада . М., 1998. И.А.Василенко
- неотъемлемый элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), функция этих систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание обменных процессов, режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное У. есть воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранение качественной специфики, совершенствования и развития либо, напротив, с целью его разрушения. Есть множество форм управления - через государственные средства массовой ин форма ции и через "агентов влияния", в качестве которых могут быть люди, организации, средства печати и каналы телевидения, оплачиваемые зарубежными государствами и проводящие стратегии, разрушающие культуру народа и исторические традиции этноса . Известно, что культуру уничтожить невозможно, но можно разложить ее изнутри. Именно такую ориентацию и держат различные деструктивные силы в "открытом обществе" на постсоветском пространстве.
— функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное У.— целенаправленное воздействие на об-во для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой об-ва, общественным характером труда , необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности. У. как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам , развития по известной программе в направлении к какой-то цели. Осн. этапы процесса У.: сбор и обработка ин форма ции; ее анализ , диагноз и прогноз , систематизация ( синтез ), установление на этой основе цели (целеполагание); выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде план ирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельность ю (включая вопросы подбора и расстановки кадров); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеал е процесса. На практике наблюдаются два типа социального У.: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на об-во происходит в результате взаимодействия различных социальных сил ( рынок , традиции , обычаи и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов У., действующих по заданной программе. Из социального У. как особые его отрасли выделяются У. государственное, У. производством , У. в технике и др. Новые проблемы, связанные с совершенствование м У. при социализме , возникли в связи с осуществлением в нашей стране радикальных реформ во всех сферах общественной жизни.