Что такое Телеология? Значение слова Телеология в философском словаре

1) Телеология - (греч. telos - завершение, цель ; teleos - достигший цели и logos - учение ) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму . Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще"). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение : телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции . Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельностного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт - как объектная составляющая деятельности - и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие , переадресующее его активность предмету - как субъектная ее составляющая) возможны различные акцентировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния (" у-вэй " в даосизме ), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos - см. Демиург ). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек, не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах , которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики " Зевс дождит"). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс , фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина "), но и ее структурирующий потенциал ("формальная причина") и целесообразность ("целевая причина"). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки ( санкхья , Мо-цзы ). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность , но и объекты природы (" природа ничего не делает напрасно") в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles - законченный и echo - имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется, наряду с онтологическим и космологическим, в качестве фундаментального. Принцип "конечных причин" ( causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Лотце, Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма , конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть "особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения". Тем не менее, данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой трансцендентально-критической философии оформляется особый - целевой - тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля.) Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественно-научное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными закономерностями и "мира свободы" (т.е. духовной культуры) с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: в физиологии ( витализм , холизм ), в психологии (" физиология активности" и современный бихевиоризм ), в социологии ( структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетике как теоретической дисциплине статья А.Розенблюма, Винера и Дж.Бигелоу имела название " Поведение , целенаправленность и Т."), в социальной антропологии ("Т. субъекта" в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), в науковедении и философской методологии ( неопозитивизм В. Штегмюллера), в аксиологии ( анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). Принципиально новый смысл идеи Т. обретают в контексте оформляющейся в современной культуре общей теории нелинейности, что находит свое выражение в развитии представлений об аттрактивных зависимостях.

2) Телеология - (греч. telos , род. падеж teleos — цель , результат, logos - учение ) - религ.- идеали -стич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окружающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфиза-ции природных предметов и процессов, связывании их с действием целеполагающих начал. Утверждая, что мир создан богом ради интересов человека , Т. смыкается с антропоцентризмом. Положение об абсолют , целесообразности всего существующего, предполагающее наличие ее сверхразумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога , служит обоснованию креа-ционизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением , выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. фидеизм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки , концепции идеализма ( холизм , неофи-нализм). Наука и практика объяснили развитие в природе и об-ве естеств. причинами и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. характер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление . Историч. материализм на основе учения об объективных законах развития общества, неразрывной связи историч. необходимости со свободной деятельностью людей показал полную несостоятельность Т.

3) Телеология - (от гр. цель и слово ): наука о целесообразности. Например, существуют два способа восприятия человеческой истории: либо мы ее рассматриваем как причинный порядок , как наше прошлое; либо мы ее рассматриваем в свете ее цели; в последнем случае мы имеем дело с телеологическим подходом. Понятия целесообразности и телеологии проанализированы Кантом в «Критике чистого разума »: телеологическое суждение может использоваться объективно лишь в том случае, если предметом мысли будет организм или произведение искусства. Потому что только в этих двух случаях части понимаются лишь на основе целого: так же как органы могут быть осмыслены лишь исходя из общего функционирования организма, элементы произведения искусства обеспечивают возникноиение общей формы,: от которой зависит эстетическое качество произведения. Телеологическое объяснение на основе целого противоположно механическому объяснению, исходящему из отдельных частей.

4) Телеология - - учение о цели и целесообразности.

5) Телеология - (греч. telos - завершение, цель ; teleos - достигший цели и logos - учение ) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму . Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще"). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение : телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции . Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельност-ного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт - как объектная составляющая деятельности - и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие , переадресующее его активность предмету - как субъектная ее составляющая) возможны различные акцентировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния (" у-вэй " в даосизме ), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos - см. Демиург ). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек, не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах , которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики " Зевс дождит"). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс , фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина "), но и ее структурирующий потенциал ("формальная причина") и целесообразность ("целевая причина"). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки ( санкхья , Мо-цзы ). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность , но и объекты природы (" природа ничего не делает напрасно") в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles - законченный и echo - имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется - наряду с онтологическим и космологическим - в качестве фундаментального. Принцип "конечных причин" ( causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Г. Лотце, Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма , конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть "особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения". - Тем не менее, данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой классической философии оформляется особый - целевой - тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля). Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественнонаучное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными закономерностями и "мира свободы" (т.е. духовной культуры) - с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: - в физиологии ( витализм , холизм ), - в психологии (" физиология активности" и современный бихевиоризм ), - в социологии ( структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), - в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), - в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетики как теоретической дисциплины статья А. Розенблюма, Н. Винера и Дж. Бигелоу имела название " Поведение , целенаправленность и Т."), - в социальной антропологии ("Т. субъекта" в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), - в науковедении и философской методологии ( неопозитивизм В. Штегмюллера), - в аксиологии ( анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). М.А. Можейко

6) Телеология - (от греч. tabs - конец , цель , завершение и logos - учение ) - учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека , но и исторические события и природные явления направлены как в общем плане , так и в частностях к определенной цели (телеологической); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Телеология является антропоцентрической, если она исходит из того, что все существует для человека; метафизической - если она исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процессом; трансцендентной - если она исходит из признания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне мира; имманентно и - если она полагает, что цель заключена в самих вещах (см. Энтелехия ). По Канту, телеология является только регулятивным, эвристическим принципом, т.е. имеет значение только для способа познания внешнего мира, но не говорит ничего о самом этом мире. Согласно христ. телеологической точке зрения, Бог - единственная и высшая конечная цель явлений. Примерно так же рассматривает телеологию и нем. идеализм .

7) Телеология - (греч. teleos— цель , logos — учение ) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Т. выражается в идеалистической антропоморфизации ( Антропоморфизм ) природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис , предполагающий наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия бога . Согласно трансцендентно-антропоцентрической Т., целеполагающее начало , или бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф); согласно имманентной Т., каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, к-рая есть источник движения от низших форм к высшим ( Аристотель ). Т. в своих разных видах имеет место в стоицизме ( Стоики ), неоплатонизме , концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о “мировой душе” Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме , персонализме и т. д. Совр. фидеизм , а также холизм , неовитализм , неофинализм и т. п. используют для модернизации Т. идеалистически истолкованные данные генетики, кибернетики, психологии. Начиная с нового времени естествознание ( физика , механика, астрономия ), разрушая гео- и антропоцентрическую религиозную картину Мира, объясняло процессы движения в природе естественными причинами. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика , молекулярная биология и кибернетика . Марксистская философия объяснила целесообразность форм общественной деятельности людей их действиями в соответствии с объективными законами и преодолела Т. в сфере общественной жизни.

Телеология

( греч . telos - завершение , цель ; teleos - достигший цели и logos - учение ) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процесс ов и бытия в целом . Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму . Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели об основа ния цели и смысл а существующего мироустройства: пусть-де, например , описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучше е, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще"). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение : телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подход а к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции . Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа . При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельностного акта ( превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными закон ами продукт - как объектная составляющая деятельности - и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие , переадресующее его активность предмету - как субъектная ее составляющая) возможны различные акцент ировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния (" у-вэй " в даосизме ), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога . В противоположность этом у для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи , создание новых свойств предмета и новых предметов ( ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos - см. Демиург ). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек , не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах , которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики " Зевс дождит"). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация ( более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс , фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина "), но и ее структурирующий потенциал ("формальная причина") и целесообразность ("целевая причина"). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки ( санкхья , Мо-цзы ). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность , но и объекты природы (" природа ничего не делает напрасно") в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles - законченный и echo - имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектор а интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц , развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется, наряду с онтологическим и космологическим, в качестве фундаментального. Принцип "конечных причин" ( causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Лотце , Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма , конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта , понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть "особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способ ности суждения". Тем не менее , данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой трансцендентально-критической философии оформляется особый - целевой - тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля.) Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализ ируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественно-научное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными закономерностями и "мира свободы" (т.е. духовной культуры) с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: в физиологии ( витализм , холизм ), в психологии (" физиология активности" и современный бихевиоризм ), в социологии ( структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи , описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетике как теоретической дисциплине статья А.Розенблюма, Винера и Дж.Бигелоу имела название " Поведение , целенаправленность и Т."), в социальной антропологии ("Т. субъекта" в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), в науковедении и философской методологии ( неопозитивизм В. Штегмюллера), в аксиологии ( анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). Принципиально новый смысл идеи Т. обретают в контексте оформляющейся в современной культуре общей теории нелинейности, что находит свое выражение в развитии представлений об аттрактивных зависимостях.

( греч . telos , род. падеж teleos — цель , результат, logos - учение ) - религ.- идеали -стич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окружающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфиза-ции природных предметов и процесс ов, связывании их с действием целеполагающих начал. Утверждая, что мир создан богом ради интересов человека , Т. смыкается с антропоцентризмом. Положение об абсолют , целесообразности всего существующего, предполагающее наличие ее сверхразумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога , служит об основа нию креа-ционизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением , выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. ф идеи зм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки , концепции идеализма ( холизм , неофи-нализм). Наука и практика объяснили развитие в природе и об-ве естеств. причина ми и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. характер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление . Историч. материализм на основе учения об объективных закон ах развития общества, неразрывной связи историч. необходимости со свободной деятельность ю людей показал полную несостоятельность Т.

(от гр. цель и слово ): наука о целесообразности. Например , существуют два способ а восприятия человеческой истории: либо мы ее рассматриваем как причинный порядок , как наше прошлое; либо мы ее рассматриваем в свете ее цели; в последнем случае мы имеем дело с телеологическим подход ом. Понятия целесообразности и телеологии про анализ ированы Кантом в «Критике чистого разума »: телеологическое суждение может использоваться объективно лишь в том случае, если предметом мысли будет организм или произведение искусства. Потому что только в этих двух случаях части понимаются лишь на основе целого: так же как органы могут быть о смысл ены лишь исходя из общего функционирования организма, элементы произведения искусства обеспечивают возникноиение общей формы,: от которой зависит эстетическое качество произведения. Телеологическое объяснение на основе целого противоположно механическому объяснению, исходящему из отдельных частей.

- учение о цели и целесообразности.

( греч . telos - завершение , цель ; teleos - достигший цели и logos - учение ) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процесс ов и бытия в целом . Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму . Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели об основа ния цели и смысл а существующего мироустройства: пусть-де, например , описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучше е, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще"). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение : телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подход а к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции . Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа . При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельност-ного акта ( превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными закон ами продукт - как объектная составляющая деятельности - и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие , переадресующее его активность предмету - как субъектная ее составляющая) возможны различные акцент ировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния (" у-вэй " в даосизме ), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога . В противоположность этом у для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи , создание новых свойств предмета и новых предметов ( ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos - см. Демиург ). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек , не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах , которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики " Зевс дождит"). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация ( более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс , фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина "), но и ее структурирующий потенциал ("формальная причина") и целесообразность ("целевая причина"). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки ( санкхья , Мо-цзы ). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность , но и объекты природы (" природа ничего не делает напрасно") в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles - законченный и echo - имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектор а интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц , развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется - наряду с онтологическим и космологическим - в качестве фундаментального. Принцип "конечных причин" ( causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Г. Лотце , Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма , конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта , понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть "особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способ ности суждения". - Тем не менее , данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой классической философии оформляется особый - целевой - тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля). Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализ ируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественнонаучное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными закономерностями и "мира свободы" (т.е. духовной культуры) - с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: - в физиологии ( витализм , холизм ), - в психологии (" физиология активности" и современный бихевиоризм ), - в социологии ( структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), - в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи , описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), - в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетики как теоретической дисциплины статья А. Розенблюма, Н. Винера и Дж. Бигелоу имела название " Поведение , целенаправленность и Т."), - в социальной антропологии ("Т. субъекта" в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), - в науковедении и философской методологии ( неопозитивизм В. Штегмюллера), - в аксиологии ( анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). М.А. Можейко

(от греч . tabs - конец , цель , завершение и logos - учение ) - учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека , но и исторические события и природные явления направлены как в общем плане , так и в частностях к определенной цели (телеологической); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Телеология является антропоцентрической, если она исходит из того, что все существует для человека; метафизической - если она исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процесс ом; трансцендентной - если она исходит из при знания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне мира ; имманентно и - если она полагает, что цель заключена в самих вещах (см. Энтелехия ). По Канту, телеология является только регулятивным, эвристическим принцип ом, т.е. имеет значение только для способ а познания внешнего мира, но не говорит ничего о самом этом мире. Согласно христ. телеологической точке зрения, Бог - единственная и высшая конечная цель явлений. Примерно так же рассматривает телеологию и нем. идеализм .

( греч . teleos— цель , logos — учение ) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Т. выражается в идеалистической антропоморфизации ( Антропоморфизм ) природных предметов и процесс ов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис , предполагающий наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия бога . Согласно трансцендентно-антропоцентрической Т., целеполагающее начало , или бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф); согласно имманентной Т., каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, к-рая есть источник движения от низших форм к высшим ( Аристотель ). Т. в своих разных видах имеет место в стоицизме ( Стоики ), нео платон изме , концепции предустановленной гармонии Лейбниц а, учении о “мировой душе” Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме , персонализме и т. д. Совр. ф идеи зм , а также холизм , нео витализм , неофинализм и т. п. используют для модернизации Т. идеалистически истолкованные данные генетики, кибернетики, психологии. Начиная с нового времени естествознание ( физика , механика, астрономия ), разрушая гео- и антропоцентрическую религиозную картину Мира , объясняло процессы движения в природе естественными причина ми. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика , молекулярная биология и кибернетика . Марксистская философия объяснила целесообразность форм общественной деятельности людей их действиями в соответствии с объективными закон ами и преодолела Т. в сфере общественной жизни.

Значение слова Телеология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Творение - согласно религ. верованиям, создание всего сущего (Вселенной, ...
  • Татиан - (ок. 120 ок. 175) христ. писатель, ...
  • Тарикат - (от араб. тарика дорога, путь ; в ...
  • Тантра - (санскр.) св. тексты шактистских сект в индуизме ...
  • Танит - богиня луны, плодородия и любви в религ. ...
  • Талмудизм - термин обозначающий традицию иуд. казуистич. толкования Библии. ...
  • Талисман - (позднегреч. 1е1еат;а посвящение чары) предмет крый, ...
  • Система -  всегда продукт системогенеза . ...
  • Синерготравма - деструктивное влияние на синергокомплекс ситуаций риска (событий ...
  • Синерготехника - техническое направление в синергетике, занимающееся разработкой технических ...
  • Синергорефлекс - отраженный от объектов и/или проходящий через них ...
  • Синергооптика - раздел синергофизики, изучающий и использующий способность веществ, ...
  • Синергоника - раздел синерготехники, научнотехническое направление деятельности человека имеющее ...
  • Синергология - научнопрактическая область человеческой деятельности, изучающая и использующая ...
  • Забывание - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари