Что такое Шиизм? Значение слова Шиизм в философском словаре

1) Шиизм - (от араб. шиа — группировка, партия , сторонники) - второе по числу приверженцев направление в исламе (после суннизма ). Шииты признают Коран «божеств, откровением », однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. В сунне признают только те хадисы , к-рые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое « предание » - ахбары , сборники к-рых вместе с Кораном являются источником шариата . Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда «может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов Ш.в7—9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зей-дйтов, имамитов. Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников — имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль- Махди в кон. 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. «Скрытый имам » считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоят, суждения по религ. и правовым вопросам) сохраняется за муджтахи-дами «скрытого имама». Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты совершают паломничество в Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связанные с именами шиитских имамов. Как и сунниты, они празднуют день рождения Мухаммеда — мае - люд, кроме того, отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусейну , кульминацией к-рого является ашура . В наст. вр. последователи Ш. живут в Иране, Ираке (имамиты), в Афганистане, Индии, Пакистане ( исмаилиты ), Йеменской Арабской Республике, НДРЙ ( зейдиты ), Ливане и ряде др. араб. стран. Большинство мусульман в Азерб. ССР исповедуют Ш. имамитского толка . Есть шииты (исмаилиты) в Горно-Бадах-шан. автоном. обл. Небольшие группы шиитов проживают в Узб. ССР, Туркмен. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР и в Даг. АССР.

2) Шиизм - - направление мусульманского богословия, религиозно-философское и социально- политическое движение в мире ислама , название которого происходит от "шиат Али" (араб., "партия Али" - родственника и преемника пророка Мухаммада, - религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в середине VII в.). Ш. развивает мистические представления о верховной власти и о духовном наследовании в роде Али и Мухаммада, преемничестве имамов как носителей "божественной субстанции", в противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы мусульманской общины. "Фундаменталистский" Ш. противостоит социальным нововведениям и ломке мусульманских норм и традиций, считая следование Корану и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. В отличие от иррационального характера суфийских учений мистического пути трансцендентного постижения Бога (см. " Суфизм ") рациональные черты Ш. проявляются в логическом обосновании богословия, в иерархической духовной и социальной структуре как определенном воплощении божественного порядка. В этом смысле для Ш. характерны следующие черты: строгое наследование духовной власти имама -халифа (преемника Мухаммада), опора на коранические концепции картины мира и человека , а также рациональная критика христианской и иудейской теологии. Наиболее распространенными направлениями Ш. являются различающиеся с середины VIII в. по признанию седьмого ("скрытого") имама исмаилиты (последователи Исмаила) - карматы (с середины IX в.) и имамиты. Их общей основой является шиитская идея пришествия махди, что роднит их с бабитами ("баб" - " врата " скрытого имама) и бахаизмом (см. " Бахаизм ") как течениями в Ш. Характеристикой социально-философского учения бабитов могут послужить философско-исторические идеи циклического развития общества: в каждой циклической смене эпох Бог через пророка данной эпохи устанавливает свои законы и порядки; каждое из божественных откровений не может действовать вечно, а является относительной истиной на данном этапе развития общества. Теория цикличности и космогоническая теория исмаилчтов как одного из основных течений Ш. строятся на представлениях о мистическом значении текста (текстовая реальность Корана). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога- абсолюта , отражение структуры Мирового Разума , Мировой Души. Иерархия и эзотерическая доктрина исмаилитов во многом сходны со структурой суфийских орденов и религиозно-философскими учениями суфизма (см. "Суфизм"). Философское учение Ш. в значительной степени адаптировало элементы идеалистической философии неоплатонизма (соединение идеи монотеизма и множественности явлений реального мира), рационалистической философии Аристотеля, христианского гностицизма , мистицизма и т. д. Уступая суннизму во влиянии, Ш. обладает глубокой преемственной духовной культурой, на которой основаны поиски новых религиозно-философских идей для защиты и выживания мусульманского богословия в эпоху НТР. Новые религиозно-философские идеи позволяют Ш. приспособиться к требованиям современной цивилизации в поиске собственного пути развития и сохранения своеобразия единой духовной культуры ислама (в отличие от технократического индивидуализма Запада ) вопреки неприятию социальных реформ в Ш. В значительной степени усилению влияния современного Ш. послужили победа исламской революции в Иране как стране с абсолютным преобладанием шиитского населения и распространение бахаизма во многих странах мира. И. А. Латыпов

3) Шиизм - (от араб. «Шии», или Шиа – мн. число ): меньшая из двух основных ветвей ислама , большинство мусульман принадлежат к суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али, зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской общины. Когда Али был убит, шиизм превратился в религиозное движение , отстаивавшее законные права наследников Али – Алидов. В отличие от шиитов, более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха . Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али ибн абу-Талиба и его потомков законными руководителями мусульманской общины. Алидам так и не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая « благодать », переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века , многие шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме », который руководит верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия (или Исна Ашария – Секта Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами. Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов, которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного законодательства на основе общерелигиозной этики. В конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут также в Сирии, Ливане , Восточной Африке, Индии и Пакистане.

Шиизм

(от араб . шиа — группировка , партия , сторонники) - второе по числу приверженцев направление в исламе ( после суннизма ). Шииты признают Коран «божеств, откровением », однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. В сунне признают только те хадисы , к-рые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое « предание » - ахбары , сборники к-рых вместе с Кораном являются источником шариата . Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммед а «может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имам ов Ш.в7—9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зей-дйтов, имамитов. Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников — имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль- Махди в кон. 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наст упит эпоха справедливости и благоденствия. «Скрытый имам » считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоят, суждения по религ. и правовым вопросам) сохраняется за муджтахи-дами «скры того имама». Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты совершают паломничество в Мешхед , Кум ( Иран ), Кербелу и Неджеф ( Ирак ) - места , связанные с именами шиитских имамов. Как и сунниты , они празднуют день рождения Мухаммеда — мае - люд, кроме того, отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусейну , кульминацией к-рого является ашура . В наст. вр. последователи Ш. живут в Иране, Ираке (имамиты), в Афганистане, Индии , Пакистане ( исмаилиты ), Йеменской Арабской Республике, НДРЙ ( зейдиты ), Ливане и ряде др. араб. стран. Большинство мусульман в Азерб. ССР исповедуют Ш. имамитского толка . Есть шииты (исмаилиты) в Горно-Бадах-шан. автоном . обл. Небольшие группы шиитов проживают в Узб. ССР, Туркмен. ССР, Арм. ССР, Груз . ССР и в Даг. АССР.

- направление мусульман ского богословия, религиозно-философское и социально- политическое движение в мире ислама , название которого происходит от "шиат Али" ( араб ., " партия Али" - родственника и преемника пророка Мухаммада, - религиозно-политическая группировка , образовавшаяся в середине VII в.). Ш. развивает мистические представления о верховной власти и о духовном наследовании в роде Али и Мухаммада, преемничестве имам ов как носителей "божественной субстанции", в противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы мусульманской общины. "Фундаменталистский" Ш. противостоит социальным нововведениям и ломке мусульманских норм и традиций, считая следование Коран у и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. В отличие от иррационального характера суфийских учений мистического пути трансцендентного постижения Бога (см. " Суфизм ") рациональные черты Ш. проявляются в логическом обосновании богословия, в иерархической духовной и социальной структуре как определенном воплощении божественного порядка. В этом смысле для Ш. характерны следующие черты: строгое наследование духовной власти имама -халифа (преемника Мухаммада), опора на коранические концепции картины мира и человека , а также рациональная критика христианской и иудейской теологии. Наиболее распространенными направлениями Ш. являются различающиеся с середины VIII в. по признанию седьмого ("скры того ") имама исмаилиты ( после дователи Исмаила) - карматы (с середины IX в.) и имамиты . Их общей основой является шиитская идея пришествия махди , что роднит их с бабитами ("баб" - " врата " скрытого имама) и бахаизмом (см. " Бахаизм ") как течениями в Ш. Характеристикой социально-философского учения бабитов могут послужить философско-исторические идеи циклического развития общества: в каждой циклической смене эпох Бог через пророка данной эпохи устанавливает свои законы и порядки; каждое из божественных откровений не может действовать вечно, а является относительной истиной на данном этапе развития общества. Теория цикличности и космогоническая теория исмаилчтов как одного из основных течений Ш. строятся на представлениях о мистическом значении текста (текстовая реальность Корана). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога- абсолюта , отражение структуры Мирового Разума , Мировой Души. Иерархия и эзотерическая доктрина исмаилитов во многом сходны со структурой суфийских орденов и религиозно-философскими учениями суфизма (см. "Суфизм"). Философское учение Ш. в значительной степени адаптировало элементы идеалистической философии неоплатонизма (соединение идеи монотеизма и множественности явлений реального мира), рационалистической философии Аристотеля, христианского гностицизма , мистицизма и т. д. Уступая суннизму во влиянии, Ш. обладает глубокой преемственной духовной культурой, на которой основаны поиски новых религиозно-философских идей для защиты и выживания мусульманского богословия в эпоху НТР. Новые религиозно-философские идеи позволяют Ш. приспособиться к требованиям современной цивилизации в поиске собственного пути развития и сохранения своеобразия единой духовной культуры ислама (в отличие от технократического индивидуализма Запада ) вопреки неприятию социальных реформ в Ш. В значительной степени усилению влияния современного Ш. послужили победа исламской революции в Иран е как стране с абсолютным преобладанием шиитского населения и распространение бахаизма во многих странах мира. И. А. Латыпов

(от араб . «Шии», или Шиа – мн. число ): меньшая из двух основных ветвей ислама , большинство мусульман принадлежат к суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али, зятя Мухаммада и четвер того халифа мусульманской общины. Когда Али был убит, шиизм превратился в религиозное движение , отстаивавшее законные права наследников Али – Алидов. В отличие от шиитов, более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха . Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али ибн абу-Талиба и его потомков законными руководителями мусульманской общины. Алидам так и не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая « благодать », переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века , многие шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме », который руководит верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имам ия (или Исна Ашария – Секта Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами. Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов, которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного законодательства на основе общерелигиозной этики. В конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является преобладающей религией в Иран е, Ирак е и, возможно, в Йемене; шииты живут также в Сирии, Ливане , Восточной Африке, Индии и Пакистане.

Значение слова Шиизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Шабда - (Санскр.) Слово или Логос . ...
  • Шуликуны - (русс.): нечистинки (нечистые духи), появляющиеся на Сочельник из ...
  • Шишимора - (слав.): 1. Чертиха с торчащими шишом волосами, духи ...
  • Шиш - (слав.): нечистая сила живущая обычно на обочинах и ...
  • Шизофрения - психоз, чаще всего возникающий в юности и отличающийся ...
  • Шариат - комплекс норм и правил поведения мусульман, опирающийся ...
  • Шайтан - (араб.): в мусульманской мифологии злой дух, Черт, Дьявол ...
  • Шепот - скрытая творческая деятельность почвы, особая, подчас трудно ...
  • Шантаж - 1. В специальном смысле главная скрепка социума (социобиоценоза). ...
  • Человечество - — 1. совокупность людей, живущих на Земле ( ...
  • Чарвака - — см. Локаята . ...
  • Чувство - в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний ...
  • Чувственный - 1) связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый ...
  • Число - абстрактное лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена ...
  • Гарм - (Сканд.) Цербер "Эдды". Эта чудовищная собака жила в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари