( предположительно 788-820) - инд. релит, мыслитель . Создал множество трактатов, отстаивая в них вечность и непогрешимость вед, к-рые считал единственным источником познания. Учение Ш. - последоват. идеалистич. монизм , признающий реальность только безликого божества Брахмам . Весь же мир явлений Ш. считал неподлинным и отрицал существование материи. Разум может выступать , согласно учению Ш., лишь как «союзник» свящ. писания, будучи полностью подчиненным свидетельству вед. Только высшие касты имеют право на изучение вед, и, следоват., только им доступно овладение истиной, и лишь они могут достигнуть «освобождения».
(Санскр.) Имя Шивы. Также великий ведантийский философ .
(род. ок. 788, Малабара ум. 820) - инд. религиозный философ , реформатор индуизма . В своих комментариях к " Брахма -сутре" дал новую интерпретацию учения веданты о всеединстве: абсолют ( брахман ) не развертывается в мир, однако наше врожденное незнание создает иллюзию существования множества. Сам брахман вечно остается одним и тем же. Допущение высшего знания, которое осуществляется благодаря медитации, и низшего знания, подчиняющегося власти иллюзий о мире ( майя ), дало ему возможность считать все формы культов ступенями, предшествующими истине. Главные соч.: комментарии на " Упанишады ", "Венданта-сутру", "Бхагавадгиту".