Что такое Страсть? Значение слова Страсть в философском словаре

1) Страсть - - сильное и устойчивое душевное стремление , в большинстве случаев подчиняющее себе мышление человека и оцениваемое как нравственно отрицательное. Порок и страсть сопутствуют друг другу. 1) Стоики считали страсть соединением естественных, сильных и здоровых душевных влечений с заблуждениями разума относительно добра и зла. Страсти, когда они есть, в свою очередь вводият ум в заблуждения; возникает замкнутый круг , из которого трудно выйти, но философский разум, считали стоики, способен и должен это сделать. 2) Августин по-иному давал негативную нравственную оценку страстям и считал, что в них действует нечистая эгоистическая воля и заблуждающийся упорствующий ум, утративший ведение истины и подлинного блага . Воля к добру у человека есть, но она неустойчива, и нужна, согласно Августину, благодать , чтобы утвердить в человеке волю к добру, просветить разум и освободить от страстей. 3) У восточных христианских аскетов все страсти - греховные волевые навыки и склонности, они - ветви одной глубинной страсти богопротивления - гордости, тождественной с "гордыней" в западном понимании. 4) В схоластике страсти не оценивались как злые по природе, но признавалось, что их действия нуждаются в руководстве воли, просвещаемой разумом. В противном случае они становятся независимыми от человека, приобретают нездоровые и нравственно отвратительные черты. Фома Аквинский видел в них проявление связи души с телом , считал их исток морально нейтральным и признавал, что они могут становиться добрыми или злыми, если соединяются со свободным (добрым или злым) действием разумного существа. "Страстная" часть души, по Фоме, родственна "бестиальности" в человеке, которой воля должна полностью владеть. 5) Вл.Соловьев писал о страстях не столько в плане контроля над ними разума, сколько в русле общих представлений аскетики об овладении духом плоти, о достижении духовной трезвости, собранности души и ясности сознания; общая же нравственная оценка страстей при этом по-восточному отрицательна.

2) Страсть - (от лат.-терпеть, претерпевать): сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к кому-либо или к чему-либо вещи , столь сильное желание насладиться предметом любви, что при этом подавляется воля человека . Страсти можно разделить на физические и духовные. Первые – чревоугодие, лень и т. д. Ко вторым относится эротическое влечение , властолюбие, месть, корыстолюбие . Страсть – выражение внутреннего мира человека.В современном значении слова страсть – это чувство , которое полностью захватывает личность . Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум , и его выбор превращается в акт иоли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной единственной наклонности. В страстном поступке ответственность субъекта может показаться сниженной, в том смысле , что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика , с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. Страсть не только направляет все силы духа к однойединственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, « Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Наконец, страсть – это состояние , основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции , которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», – понимая под этим, что эмоции рассредоточивают личность на множество направлении, тогда как страсть замыкает ее в одномединственном. Страсть является и способом познания. Платон в диалоге «Пир», отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое – единственное в своем роде – существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам , от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте – объекту философии. Только страстями измеряются ценности , оживляющие наши поступки, Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум – это свет , но не побуждение к действию: «Любовь к истине – весьма возвышенное вдохновение , но очень слабая мотивация » (Конт, « Система позитивной политики»). Индивидуальные страсти это движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть ), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч.– быть в Боге) и творчество , и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм , Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие . Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумной, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу ». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» ( Гегель , «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории. Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент », но за ними и с их помощью реализует себя идея , т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.

3) Страсть - - сильно выраженное чувство , крайнее увлечение, превратившееся в прочную симпатию, подчиняющее все мысли, чувства и желания человека , поставившее их себе на службу и, следовательно, делающее - как и аффект , только в более сильной степени и более продолжительно - человека несвободным. Оценка страсти должна сообразовываться с тем, направлена ли она на более низкую или более высокую ценность . Гегель называет страсть субъективной стороной энергии, воления и деятельности; он утверждает, что ничто великое не свершилось без страсти и не &может свершиться без нее.


Синонимы: склонность, страсть, стремление, тяга, тяготение, влюбленность, интрига (интрижка), любовь, пассия, приверженность, пристрастие, роман, симпатия, слабость, страстишка, увлечение, шашни, шуры-муры, жуть, опасение, опаска, страх, трепет, ужас, ужасть, конек, хобби

Страсть

- сильное и устойчивое душевное стремление , в большинстве случаев подчиняющее себе мышление человека и оцениваемое как нравственно отрицательное. Порок и страсть сопутствуют друг другу. 1) Стоики считали страсть соединением естественных, сильных и здоровых душевных влечений с заблуждениями разум а относительно добра и зла. Страсти , когда они есть , в свою очередь вводият ум в заблуждения; возникает замкнутый круг , из которого трудно выйти , но философский разум, считали стоики, способен и должен это сделать . 2) Августин по-иному давал негативную нравственную оценку страстям и считал, что в них действует нечистая эгоистическая воля и заблуждающийся упорствующий ум, утративший ведение истины и подлинного блага . Воля к добру у человека есть, но она неустойчива, и нужна, согласно Августину, благодать , чтобы утвердить в человеке волю к добру, просветить разум и освободить от страстей. 3) У восточных христианских аскетов все страсти - греховные волевые навыки и склонности , они - ветви одной глубинной страсти богопротивления - гордости, тождественной с "гордыней" в западном понимании. 4) В схоластике страсти не оценивались как злые по природе, но признавалось, что их действия нуждаются в руководстве воли, просвещаемой разумом. В противном случае они становятся независимыми от человека, приобретают нездоровые и нравственно отвратительные черты. Фома Аквинский видел в них проявление связи души с телом , считал их исток морально нейтральным и признавал, что они могут становиться добрыми или злыми, если соединяются со свободным (добрым или злым) действием разумного существа. "Страстная" часть души, по Фоме, родственна "бестиальности" в человеке, которой воля должна полностью владеть . 5) Вл.Соловьев писал о страстях не столько в плане контроля над ними разума, сколько в русле общих представлений аскетики об овладении духом плоти, о достижении духовной трезвости, собранности души и ясности сознания; общая же нравственная оценка страстей при этом по-восточному отрицательна.

(от лат.-терпеть, претерпевать): сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к кому-либо или к чему-либо вещи , столь сильное желание насладиться предметом любви, что при этом подавляется воля человека . Страсти можно разделить на физические и духовные. Первые – чревоугодие, лень и т. д. Ко вторым относится эротическое влечение , властолюбие, м есть , корыстолюбие . Страсть – выражение внутреннего мира человека.В современном значении слова страсть – это чувство , которое полностью захватывает личность . Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум , и его выбор превращается в акт иоли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной единственной наклонности. В страстном поступке ответственность субъекта может показаться сниженной, в том смысле , что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика , с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. Страсть не только направляет все силы духа к однойединственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, « Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Наконец, страсть – это состояние , основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции , которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», – понимая под этим, что эмоции рассредоточивают личность на множество направлении, тогда как страсть замыкает ее в одномединственном. Страсть является и способом познания. Платон в диалоге «Пир», отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у исток ов познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет друг ое – единственное в своем роде – существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам , от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте – объекту философии. Только страстями измеряются ценности , оживляющие наши поступки, Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум – это свет , но не побуждение к действию: «Любовь к истине – весьма возвышенное вдохновение , но очень слабая мотивация » (Конт, « Система позитивной политики»). Индивидуальные страсти это движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть ), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч.– быть в Боге) и творчество , и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм , Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие . Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумной, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу ». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» ( Гегель , «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории. Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент », но за ними и с их помощью реализует себя идея , т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.

- сильно выраженное чувство , крайнее увлечение, превратившееся в прочную симпатию, подчиняющее все мысли, чувства и желания человека , поставившее их себе на службу и, следовательно, делающее - как и аффект , только в более сильной степени и более продолжительно - человека несвободным. Оценка страсти должна сообразовываться с тем, направлена ли она на более низкую или более высокую ценность . Гегель называет страсть субъективной стороной энергии, воления и деятельности; он утверждает, что ничто великое не свершилось без страсти и не &может свершиться без нее.

Значение слова Страсть в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сингулярность - одно из понятий, складывающееся в современной философии. ...
  • Символ - (греч. бросание, метание совместно несколькими лицами чеголибо; ...
  • Семантика - раздел семиотики, в котором изучаются значение и ...
  • Сексизм - политическая дискриминация по признаку пола, "половой расизм ...
  • Свойство - момент качественной определенности "своего" (самобытия, вещи А), ...
  • Самообман - 1) целенаправленное действие по избежанию неприятных истин ...
  • Схематизм - (Schematismus нем.) В кантовской философии обозначение ...
  • Соборность - русскоязычный аналог кафоличности, ее неточный перевод. У ...
  • Смерть - 1) в античной мысли рассматривалась как освобождение ...
  • Скептицизм - (греч. skeptikos исследующий) сомнение в возможности ...
  • Синкретизм - (греч. synkretismos соединение) общекультурное явление аналогичное ...
  • Символ - вещь свидетельствующая о чемто большем, чем она ...
  • Секуляризация - (от лат. saeculum мирской, светский) процесс ...
  • Священное - 1) в широком смысле отличное от ...
  • Орфизм - релит, течение, возникшее в 87 вв. до ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари