- формы, в которых действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям . Подобно штампам, оставляющим отпечатки на множестве копий, С. закрепляют в людях элементарные связи поведенческих и мыслительных актов, сохраняют устойчивость этих связей в меняющихся ситуация х . Поскольку С. действуют как некие психические и поведенческие автоматизмы , они могут трактоваться как формы биологической наследственности (своего рода инстинкты ) или как формы наследования социального (см. " Архетипы "). В широком смысле С. - это формы, определяющие поведение не только отдельных людей, но и групп, субкультур, этносов, обществ. В этом плане С. - элементы социальных связей, закрепляющие в психике людей определенные общественные формы и т. о. поддерживающие структурность социальных взаимодействий. С. становятся особой философской и научной проблемой именно тогда , когда они перестают выполнять функции автоматизмов человеческого мышления и поведения. В сословном обществе проблемы С. не существовало, т. к. практика общества была в основном стереотипизирована, а сами сословия представали совокупностями С., предопределявших жизненный путь людей, их общение , предметное мышление . Конечно , взаимодействия между социальными слоями, между разными культурами приводило к столкновениям С., что создавало почву для драматического развития человеческих судеб, преодолевавших социальное предопределение . Но в целом это не влияло на социальную инерцию, создаваемую С. В индустриальном обществе С. выводятся из режима их квазиестественного воспроизводства: общество начинает "фабриковать" С., т. к. оно производит целые сферы деятельности людей, закрепляет людей за этими сферами, включает их в технологические, образовательные, потребительские схемы, работающие по принципам производства вещей. Поскольку в производстве и культуре утверждается установка на новизну, обнаруживается противоречивость стереотипов, возникает проблема смены С. ( феномен моды). В постиндустриальный период выявляется сложная ситуация взаимодействия различных С. в обыденном поведении людей, в их практической, духовной, теоретической деятельности. С. становятся объектом всестороннего изучения. Конкретизируется их роль в социальной эволюции, в развитии и функционировании личности. Выявляются " механизмы " работы С. по классификации предметности ("свое-чужое"), по самоопределению индивида и группы ("мы - они"), по "шкалированию" различных пространств (" правое - левое", "красные - белые"). В частности, показано, что "минимальная... организация включает бинарную систему.., состоящую из двух семиотических механизмов..., находящихся в отношении непереводимости и одновременно подобных друг другу, поскольку каждый своими средствами моделирует одну и ту же внесемиотическую реальность " ( Лотман Ю. М. Избран, статьи . Таллинн, 1992, т. 3, с. 370У. it. о., С. не являются более "естественноисторическими" установками жизни людей; они становятся средством конструирования социальных взаимодействий, изготовляются "искусственным" путем , используются в сложных системах манипулирования человеческим поведением: в идеологии, в социальном и политическом управлении, в рекламе. (См. " Естественная установка ", " Формы социальные ".) В. Е. Кемеров
Что такое Стереотипы? Значение слова Стереотипы в философском словаре
Стереотипы - - формы, в которых действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям . Подобно штампам, оставляющим отпечатки на множестве копий, С. закрепляют в людях элементарные связи поведенческих и мыслительных актов, сохраняют устойчивость этих связей в меняющихся ситуациях . Поскольку С. действуют как некие психические и поведенческие автоматизмы , они могут трактоваться как формы биологической наследственности (своего рода инстинкты ) или как формы наследования социального (см. " Архетипы "). В широком смысле С. - это формы, определяющие поведение не только отдельных людей, но и групп, субкультур, этносов, обществ. В этом плане С. - элементы социальных связей, закрепляющие в психике людей определенные общественные формы и т. о. поддерживающие структурность социальных взаимодействий. С. становятся особой философской и научной проблемой именно тогда, когда они перестают выполнять функции автоматизмов человеческого мышления и поведения. В сословном обществе проблемы С. не существовало, т. к. практика общества была в основном стереотипизирована, а сами сословия представали совокупностями С., предопределявших жизненный путь людей, их общение , предметное мышление . Конечно, взаимодействия между социальными слоями, между разными культурами приводило к столкновениям С., что создавало почву для драматического развития человеческих судеб, преодолевавших социальное предопределение . Но в целом это не влияло на социальную инерцию, создаваемую С. В индустриальном обществе С. выводятся из режима их квазиестественного воспроизводства: общество начинает "фабриковать" С., т. к. оно производит целые сферы деятельности людей, закрепляет людей за этими сферами, включает их в технологические, образовательные, потребительские схемы, работающие по принципам производства вещей. Поскольку в производстве и культуре утверждается установка на новизну, обнаруживается противоречивость стереотипов, возникает проблема смены С. ( феномен моды). В постиндустриальный период выявляется сложная ситуация взаимодействия различных С. в обыденном поведении людей, в их практической, духовной, теоретической деятельности. С. становятся объектом всестороннего изучения. Конкретизируется их роль в социальной эволюции, в развитии и функционировании личности. Выявляются " механизмы " работы С. по классификации предметности ("свое-чужое"), по самоопределению индивида и группы ("мы - они"), по "шкалированию" различных пространств (" правое - левое", "красные - белые"). В частности, показано, что "минимальная... организация включает бинарную систему.., состоящую из двух семиотических механизмов..., находящихся в отношении непереводимости и одновременно подобных друг другу, поскольку каждый своими средствами моделирует одну и ту же внесемиотическую реальность " (Лотман Ю. М. Избран, статьи . Таллинн, 1992, т. 3, с. 370У. it. о., С. не являются более "естественноисторическими" установками жизни людей; они становятся средством конструирования социальных взаимодействий, изготовляются "искусственным" путем, используются в сложных системах манипулирования человеческим поведением: в идеологии, в социальном и политическом управлении, в рекламе. (См. " Естественная установка ", " Формы социальные ".) В. Е. Кемеров
Значение слова Стереотипы в других словарях:
- Что такое Стереотипы? Социологический словарь
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Сублимация - (от лат. sublimo возвышаю) переключение энергии ...
- Страх - Для обозначения этого феномена используются этимологически родственные термины ...
- Социобиология - направление в философии и социологии, ставящее своей ...
- Смерть - одна из основных тем философского размышления, долгое ...
- Симуляция - Хотя понятие С. встречается уже в 60х годах ...
- Символ - (от греч. simbolon опознавательный знак примета). Многочисленные ...
- Самость - см.: Идентичность . ...
- След - понятие (непонятие), введенное Деррида для преодоления фундаментальных ...
- Скептицизм - философская позиция радикального сомнения в истинности стереотипических, ...
- Синергетика - (от греч. sinergeia совместное действие ) ...
- Симулакрум - (simulare притворяться) термин имеет два различных ...
- Семиотика - научная дисциплина занимающаяся общими принципами, лежащими в ...
- Секуляризация - (от позднелат. saecularis мирской, светский) первоначально ...
- Связь - средство приобщения предметов (А, В, С и ...
- Кинетоскопия - группа методов ПОЭ, основанных на визуализации и ...