- одна из ортодокс . школ др.-инд. философии. Учение изложено в Санкхья -карике и Санкхья-сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первомате-рию ( пракрити ), к-рой присущи 3 качества - саттва ( ясность , свет ), тамас ( тяжесть , инертность ), раджас ( активность ), и духовное начало , пуруша ( сознание ). Взаимодействие пракрити и пуруши является началом развития Вселенной и индивида .
(Санскр.) Философская система , основанная Риши Капилой, системой аналитической метафизики, и одна из шести Даршан или школ философии. Она занимается численными категориями и значением двадцати пяти татв (сил природы различных степеней). Эта "атомистическая" школа, как некоторые называют ее, объясняет природу с помощью взаимодействия двадцати четырех элементов с пурушей (духом), модифицируемого тремя гунами (качествами); учит вечности прадханы (извечной, однородной материи), или само-преображению природы и вечности человеческих Эго.
- одна из шести классических ( ортодокс альных) систем инд. философии; санкхья - мистический и пессимистически-дуалистический реализм , исходящий из принципов пракрити (активная материя ) и пуруша (дух). Пракрити деятельна, созидательна; пуруша - покоящееся и созерцающее начало ; (активная) первоматерия вырабатывает душу, не способную ни к каким действиям; душа же, следуя строгому порядку, вновь выделяет из себя мир (в котором незаметны действия какого-либо личного божества) и создает возможность снова включить в себя этот мир. Вся сознательная жизнь - страдание ; кажущаяся радость сопровождается болью или имеет ее своим следствием . Освобождение от всего этого происходит благодаря тому, что человек познает абсолютное отличие духа от материи, из которой только и рождается страдание. Если дух", благодаря этому познанию достигает бытия-для-себя, то уничтожается внутренний орган , принадлежащий ему до момента освобождения; чувствительное, нежное тело , обусловливавшее до сих пор цикл существования, снова трансформируется в первоматерию; жизнь прекращается.
1. Одна из концепций, изложенных в древнеинд. эпосе “Ма-хабхарата”, в основе к-рой лежит идея высшего интуитивного знания о душе и психике человека . Служит дополнением к йоге. 2. Одна из ортодокс альных систем древнеинд. философии, сложившаяся около 1 в. н. э. С. признает существование во вселенной двух первоначал: материального — пракрити ( материя , природа ) и духовного — пуруши ( сознание ). Пуруша не является ни высшим богом — творцом, ни мировым духом. Это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (осн. тенденции существования материального мира): саттва ( ясность , чистота), тамас ( инертность ) и раджас ( активность ). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити с пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта , органов чувств и связанных с ними элементов и чувства “Я”. Тонкое тело является средоточием кармы ( Индуизм ) и следует за пурушей, пока последняя не достигнет полного освобождения от воплощения в к.-л. существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа. Основание системы С. приписывается легендарному мудрецу Капиле, одна ко первое систематическое изложение учения С.— санкхья -карика — было дано Ишваракришной в первые вв. н. э.