Что такое Самобытность? Значение слова Самобытность в философском словаре

Самобытность - - существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного об-ва, к-рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах . С. можно определить и как способность поддержания присущих данному об-ву принципов социокультурной регуляции в разл. ситуациях . Проблематика С./идентичности восходит к концепциям культурного плюрализма , утверждавшимся в рамках как культурной антропологии, так и теории цивилизаций. Однако вопрос о соотношении универсалий и локальных культур был существенной антитезой философии культуры и теор. культурологии на протяжении 19-20 вв. Концептуальное оформление этой проблематики происходило лишь в 70-х гг., в ходе преодоления парадигмы " модернизация -традиционность", обнаружившей свою явную неадекватность при объяснении культурных процессов, совершавшихся в незап. странах. Категория идентичности во многом вытеснила "традицию" как неадекватное понятие для описания существ, процессов в культуре. Этой проблематике уделялось огромное внимание на междунар. конференциях в 70-е гг., и авторитетом ЮНЕСКО было признано принципиальное значение принципа С. (идентичности) в культурном самоопределении об-ва и в междунар. отношениях . В документах ЮНЕСКО С. определяется как "жизненное ядро культуры, тот динамич. принцип, через к-рый об-во, опираясь на свое прошлое, черпая силу в своих внутр. возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет процесс постоянного развития". Т.о., в С. совмещается преемственность и способность к переменам. Рус. термин более полно передает оттенки этого понятия, чем его англ. или франц. коррелят - "идентичность". До недавнего времени употреблялся еще менее адекватный термин " личность ". Термины "идентичность" и "личность" заимствованы из социальной психологии, где они успешно применялись для обозначения внутр. определенности и самосознания личности, а также этнич., религ., социальных, половых, возрастных и профессиональных слоев и групп. Эта определенность сохраняется во всех изменениях данных групп и в их ролевых отношениях. Перенос этого понятия на культурные феномены нац. уровня вызвал немало проблем, связанных с соотношением действительных культурных характеристик и их осознанием. Понятие "С." тесно связано с полит, понятиями "независимость" и " суверенитет ". Недостаток приведенных определений понятия "С." в том, что в них очень тесно переплетаются объективные и субъективные аспекты и установить их соотношение представляется невозможным. Нередко в это понятие вкладывается либо самосознание об-ва или индивида , либо, напротив, дорефлективный смысл бытия , что с трудом поддается аналитич. определению, необходимому для социальной теории. Лит.: Ерасов Б.С. Культура , религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М.. 1990; Abdel-Maiek A. Social Dialectics. V. 1: Civilization and Social Theory. L., 1981; Identity: Personal and Socio-Cultural: a Symposium. Uppsala, 1983. Б. С. Ерасов

Самобытность

- существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного об-ва, к-рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысл овой сферах . С. можно определить и как способность поддержания присущих данному об-ву принцип ов социокультурной регуляции в разл. ситуациях . Проблематика С./идентичности восходит к концепциям культурного плюрализма , утверждавшимся в рамках как культурной антропологии, так и теории цивилизаций. Однако вопрос о соотношении универсалий и локальных культур был существенной антитезой философии культуры и теор. культурологии на протяжении 19-20 вв. Концептуальное оформление этой проблематики происходило лишь в 70-х гг., в ходе преодоления парадигмы " модернизация -традиционность", обнаружившей свою явную неадекватность при объяснении культурных процесс ов, совершавшихся в незап. странах. Категория идентичности во многом вытеснила "традицию" как неадекватное понятие для описания существ, процессов в культуре. Этой проблематике уделялось огромное внимание на междунар. конференциях в 70-е гг., и авторитетом ЮНЕСКО было признано принципиальное значение принципа С. (идентичности) в культурном самоопределении об-ва и в междунар. отношениях . В документах ЮНЕСКО С. определяется как "жизненное ядро культуры, тот динамич. принцип, через к-рый об-во, опираясь на свое прошлое , черпая силу в своих внутр. возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет процесс постоянного развития". Т.о., в С. совмещается преемственность и способность к переменам. Рус. термин более полно передает оттенки этого понятия, чем его англ. или франц . коррелят - "идентичность". До недавнего времени употреблялся еще менее адекватный термин " личность ". Термин ы "идентичность" и "личность" заимствованы из социальной психологии, где они успешно применялись для обозначения внутр. определенности и самосознания личности, а также этнич., религ., социальных, половых, возрастных и профессиональных слоев и групп. Эта определенность сохраняется во всех изменениях данных групп и в их ролевых отношениях. Перенос этого понятия на культурные феномены нац. уровня вызвал немало проблем, связанных с соотношение м действительных культурных характеристик и их осознанием. Понятие "С." тесно связано с полит, понятиями "независимость" и " суверенитет ". Недостаток приведенных определений понятия "С." в том, что в них очень тесно переплетаются объективные и субъективные аспекты и установить их соотношение представляется невозможным. Нередко в это понятие вкладывается либо самосознание об-ва или индивида , либо, напротив , дорефлективный смысл бытия , что с трудом поддается аналитич. определению, необходимому для социальной теории. Лит.: Ерасов Б.С. Культура , религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М.. 1990; Abdel-Maiek A. Social Dialectics. V. 1: Civilization and Social Theory. L., 1981; Identity: Personal and Socio-Cultural: a Symposium. Uppsala, 1983. Б. С. Ерасов

Значение слова Самобытность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Смелость - моральное качество характеризующее способность человека преодолевать в ...
  • Скромность - моральное качество характеризующее личность с т. зр. ...
  • Скептицизм - (греч. skeptikos разглядывающий, расследующий). 1. Моральный ...
  • Самосознание - (нравственное) осознание человеком себя как личности и ...
  • Самопожертвование - см. Самоотверженность . ...
  • Самоотверженность - положительное моральное качество характеризующее такие действия людей, ...
  • Самолюбие - моральное чувство в кром выражается уважение человека ...
  • Соборность - специфическое понятие рус. философии, выработанное Хомяковым. Этимологически ...
  • Славянофильство - направление рус. общественной мысли, противостоявшее западничеству. Его ...
  • Символизм - (от греч. symbolon знак символ ) ...
  • Сущность - это главное внутреннее содержание явления, определяющее его ...
  • Субъект - активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием ...
  • Структура - философская категория отражающая внутреннее строение системы, совокупность ...
  • Стимул - одно из средств заинтересовать, побудить к деятельности, ...
  • Атараксия - (греч. ataraxiaневозмутимость) категория древнегреч этики, характеризующая состояние ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари