есть непреложный закон , в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока , а от собственной нравственной воли данного существа. По учению Плотин а , наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей властью Ума и абсолютного Добра , оттуда имея все свое положительное содержание , поэтому все у нас бывающее представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, то есть в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего , что существует или происходит в нашем чувственном мире, от сверхчувственного и есть то, что Плотин называет Провидение м : все имеет разумный смысл , поскольку все причастно абсолютному Уму, все - добро , поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро . В воззрении Прокла на Провидение более резко выступает положение , что виной зла - не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: "смертное животное само есть для себя причина зол". В средневековой философии, - а также и новой - поскольку она сохранила теистический характер , - учение о Провидении большей частью зависит от схоластического догматизма , с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например , нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли Провидение Божие на частные и индивидуальные происшествия, или же определяет только общий ход мировых событий. Сам вопрос держится, очевидно , на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе , вне их истинной связи с целым, а целое - отвлечено от своих частностей. Философское понимание Провидения затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе ? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека ? 3) Как согласовать совершенное Добро - основание и цель провиденциального действия - с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней. Вл. С.
- злая, нелегкая судьба .
- см. Судьба .