Что такое Рефлексия? Значение слова Рефлексия в философском словаре

1) Рефлексия - - определяющая характеристика человека , его мышления и деятельности, постоянная способность делать себя предметом собственной деятельности и мышления, своей собственной проблемой, постоянно управлять собственным развитием на все более глубокой и широкой основе, ведущая модальность воспроизводства, культуры, мышления, всех форм деятельности.Р. кумулятивный творческий процесс . Важнейшее проявление Р.- способность человека управлять своими отношениями, своей культурой, изменением , углублением, углублением своего комфортного состояния, воспроизводством в целом. В центре этого процесса лежит принятие решения. Р.имеет стадии развития. Наиболее общие, но не единственные связаны двумя основными цивилизациями: традиционной, где преобладает инверсия , низший уровень Р.,где развитие нацелено на собственное ограничение, и либеральной, где преобладает инверсия, низший уровень Р., где развитие, самоизменение охватывает все более сложные системы отношений. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, существуют оба типа Р., которые дезорганизуют друг друга. Для преодоления раскола необходимо дальнейшее углубление Р., до способности превратить раскол в особый предмет озабоченности общества, приподняться над пассивным к нему приспособлением. В. Ключевский писал в прошлом веке:"Недостаточное понимание своей деятельности - словом , недостаток народного самосознания- вот точка зрения, которая служит исходным пунктом русского пессимистического миросозерцания".

2) Рефлексия - - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума , через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный , эмпирический , психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс , придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам . Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал: " Рефлексия не имеет дела с самими предметами,чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия , при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность . Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие . Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. При этом, согласно Гегелю, философия , не подменяя "биения жизни", в состоянии "подмять" последнее под себя: в ипостаси Р. философия означает "сокращение непосредственного" и перспективу его трансформации на иных, не непосредственных, не стихийных основаниях: "Рефлексия означает, собственно, сокращение непосредственного". Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. - не только знание и понимание субъектом (социальным актером) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами ( концепция "отраженного", или "зеркального", Я), способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет Р. ( феноменологическая социология , этнометодология и др.). В этом смысле Р. - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции ). При этом "зеркала" (т.е. сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения "Другого" на этот предмет. Особо значимым для неклассической философии выступает тот тезис , что Р. есть "не только всматривание внутрь себя, погружение в себя и свои образы , она также интенция , проекция "Я". Как если бы дерево , например, существовало само по себе, а его образ был бы во мне, как в ящике, в который через отверстие в крышке пытается проникнуть взгляд наблюдателя. Осознавать это дерево - значит быть с ним заодно, среди его ветвей и листьев. Как сказали бы индусы, а с ними и романтики, это значит быть этим деревом, испытывать вместе с ним сладостное весеннее пробуждение, расти вместе с ним, раскрываться вместе с его почками, оставаясь при этом самим собой, отличным от него. Внутреннее сознание - не лежбище, где личность обрастает мхом; оно как свет во Вселенной: его не видно, но лучи его проникают повсюду" (Мунье). (См. также Самосознание , Другой .)

3) Рефлексия - - принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Р. является сопутствующим моментом любого рода философствования. Но именно начиная с Декарта, Р. становится основным методологическим принципом для философии. Во-первых, Р. означает переход к предметному рассмотрению сознания и, во-вторых - переход к самосознанию, отношению к самому себе, саморефлексию. Благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и, как мыслящее существо, возвышается до субъекта . Именно в этом смысле Р. обозначает человеческого индивида как субъективность и характеризует современную метафизику как метафизику субъективности. Освобождая человека от непосредственной привязанности к сущему, Р. обеспечивает субъекта свободой, конституирует автономного субъекта мышления. Вокруг автономного субъекта мышления центрируется весь окружающий мир . В то же время Р. в современной философии выполняет роль движущего фактора истории как прогрecca к свободному обществу. Начиная с Канта, Р. становится априорным условием знания вообще. Р. обозначает трансцендентальные условия , конституирующие основания всего возможного знания. Как трансцендентальное условие знания вообще, Р. становится одновременно и средством, и методом, и основанием , посредством которых философия обосновывает сама себя. Благодаря Р. философия оказывается способной, с одной стороны, на законченность, полноту, а с другой стороны, обеспечивать условия возможности всех других наук. Другими словами, Р. обосновывает современную философию как философию. История понятия Р. выделяет эмпирическую, логическую, трансцендентальную (и в т. ч., ноэматическую) и абсолютную Р. Последняя (гегелевская) представляет собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания носит чувственный , эмпирический , психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница. В отличие от Локка, Лейбниц в свете различения умопостигаемого мира и чувственного мира характеризует Р. как процесс строго интеллектуальный. Лейбниц приписывает особую роль всеобщему знанию и всеобщим истинам , и источник этой высшей формы знания видит в Р. Cogito me cogitare Декарта является логическим и онтологическим априори , синтезирующим логическую и эмпирическую Р. Трансцендентальная Р. продолжает картезианскую парадигму Р. Кант пишет: " Рефлексия (reflexio) не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." Т. о., трансцендентальная Р. обосновывает и логическую, и эмпирическую Р. в трансцендентальном единстве апперцепции "Я мыслю". Феноменология Гуссерля продолжает эту традицию. Организация феноменологического метода заключается в том, чтобы исследовать интенциональную структуру сознания. Р. как универсальная методология осуществляет анализ интенциональной структуры сознания. В философии Гегеля Р. представляет собой абсолютную негативность . Р. снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие . Как чистое становление , самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. В XX в. закономерными являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида). Т. X. Керимов

4) Рефлексия - (от лат. reflexio - обращение назад) по [2] - термин , означающий отражение , а также исследование познавательного акта ( самонаблюдение ). Рефлексия противопоставляется иногда ощущениям, направленным на внешний мир , что представляется достаточно сомнительным, так как нет оснований полагать, что алгоритмы и методы ( способы ) обработки информации человеческим интеллектом в том и другом случае отличаются друг от друга. Ассоциативный блок. Термин очень любим философами и применяется ими в "пренебрежительно-ласкательном" смысле : сказал "ты рефлектируешь" и "противник" - повержен.

5) Рефлексия - 1. способность человека осознавать себя и других в этом мире; понимать предельные основания бытия; критически анализировать предпосылки и методы познания . Различают индивидуальную, философскую и научную рефлексии. 2.умственная установка того, кто избегает поспешности в суждениях и импульсивности в поведении. В более узком смысле рефлексия означает умственную сосредоточенность при освещении идей и анализе чувств. Психологическая рефлексия или самонаблюдение называется интроспекцией. Рефлексия позволяет индивиду осмыслить свое духовное единство , возвышающееся над изменчивостью человеческой деятельности в мире. Итак, понятие рефлексии может иметь как психологический, так и метафизический смысл – как интуиция глубинной реальности «Я» и абсолютного Духа в нас.

6) Рефлексия - - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, методов познания; самопознание , раскрывающее специфику духовного мира человека .

7) Рефлексия - (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти каждому человеку : каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках. Научная Р. направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая Р. находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Высшим видом Р. является философская Р. — размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования. Со времен Сократа Р. считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути дела, именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря Р., вскрывающей и устраняющей человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным духовный прогресс человечества.

8) Рефлексия - - принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума , через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный , эмпирический , психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс , придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам . Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал: " Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия , при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания...". В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность . Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие . Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. - не только знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами ( концепция "отраженного", или "зеркального" Я), способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет Р. ( феноменологическая социология , этнометодология и др.). В этом смысле Р. - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции ). При этом "зеркала" (т.е. сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения "другого" на этот предмет. Специфическую концепцию Р. предложила также системомыследеятельная (СМД) методология . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

9) Рефлексия - - форма психического отражения, выражающаяся в способности воспринимать сигналы и реагировать на них; умение оценить себя и свое состояние глазами другого человека и соответствующим образом корректировать поведение .

10) Рефлексия - (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения (ср.: Гёте. Максимы и рефлексии). В узком смысле - "новый поворот" духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу , благодаря чему становится возможным присвоение познанного (см. Внутреннее ). См. также Самопознание , Самосознание .

11) Рефлексия - (лат. reflexio — обращение назад). Термин , означающий отражение , а также исследование познавательного акта . В различных философских системах он имел различное содержание . Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи . Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи — это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р.— взаимное отображение одного в др., напр. в сущности — явления. Термин “рефлектировать” означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием .

Рефлексия

- определяющая характеристика человека , его мышления и деятельности, постоянная способность делать себя предмет ом собственной деятельности и мышления, своей собственной проблемой, постоянно управлять собственным развитие м на все более глубокой и широкой основе, ведущая модальность воспроизводства, культуры, мышления, всех форм деятельности.Р. кумулятивный творческий процесс . Важнейшее проявление Р.- способность человека управлять своими отношениями, своей культурой, изменением , углубление м, углублением своего комфортного состояния, воспроизводством в целом . В центре этого процесса лежит принятие решения. Р.имеет стадии развития. Наиболее общие , но не единственные связаны двумя основными цивилизациями: традиционной, где преобладает инверсия , низший уровень Р.,где развитие нацелено на собственное ограничение , и либеральной, где преобладает инверсия, низший уровень Р., где развитие, самоизменение охватывает все более сложные системы отношений. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной раскол ом, существуют оба типа Р., которые дезорганизуют друг друга. Для преодоления раскола необходимо дальнейшее углубление Р., до способности превратить раскол в особый предмет озабоченности общества , приподняться над пассивным к нему приспособлением. В. Ключевский писал в прошлом веке:"Недостаточное понимание своей деятельности - словом , недостаток народного самосознания- вот точка зрения, которая служит исходным пунктом русского пессимистического миросозерцания".

- тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя . В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предмет ом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума , через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный , эмпирический , психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс , придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам . Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал: " Рефлексия не имеет дела с самими предметами,чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия , при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность . Абсолютная трактовка Р. представляла собой наи более радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие . Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. При этом, согласно Гегелю, философия , не подменяя "биения жизни", в состоянии "подмять" последнее под себя: в ипостаси Р. философия означает "сокращение непосредственного" и перспективу его трансформации на иных, не непосредственных, не стихийных основаниях: "Рефлексия означает, собственно, сокращение непосредственного". Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. - не только знание и понимание субъектом (социальным актером) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами ( концепция "отраженного", или "зеркального", Я), способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет Р. ( феноменологическая социология , этнометодология и др.). В этом смысле Р. - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции ). При этом "зеркала" (т.е. сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения " Друг ого" на этот предмет. Особо значимым для неклассической философии выступает тот тезис , что Р. есть "не только всматривание внутрь себя, погружение в себя и свои образы , она также интенция , проекция "Я". Как если бы дерево , например, существовало само по себе, а его образ был бы во мне, как в ящике, в который через отверстие в крышке пытается проникнуть взгляд наблюдателя. Осознавать это дерево - значит быть с ним заодно, среди его ветвей и листьев. Как сказали бы индусы, а с ними и романтики, это значит быть этим деревом, испытывать вместе с ним сладостное весеннее пробуждение, расти вместе с ним, раскрываться вместе с его почками, оставаясь при этом самим собой, отличным от него. Внутреннее сознание - не лежбище, где личность обрастает мхом; оно как свет во Вселенной: его не видно, но лучи его проникают повсюду" (Мунье). (См. также Самосознание , Другой .)

- принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Р. является сопутствующим моментом любого рода философствования. Но именно начиная с Декарта, Р. становится основным методологическим принципом для философии. Во-первых, Р. означает переход к предмет ному рассмотрению сознания и, во-вторых - переход к самосознанию, отношению к самому себе, саморефлексию. Благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и, как мыслящее существо, возвышается до субъекта . Именно в этом смысле Р. обозначает человеческого индивида как субъективность и характеризует современную метафизику как метафизику субъективности. Освобождая человека от непосредственной привязанности к сущему, Р. обеспечивает субъекта свободой, конституирует автономного субъекта мышления. Вокруг автономного субъекта мышления центрируется весь окружающий мир . В то же время Р. в современной философии выполняет роль движущего фактора истории как прогрecca к свободному обществу. Начиная с Канта, Р. становится априорным условием знания вообще. Р. обозначает трансцендентальные условия , конституирующие основания всего возможного знания. Как трансцендентальное условие знания вообще, Р. становится одновременно и средством, и методом, и основанием , посредством которых философия обосновывает сама себя . Благодаря Р. философия оказывается способной, с одной стороны, на законченность, полноту, а с другой стороны, обеспечивать условия возможности всех других наук. Друг ими словами, Р. обосновывает современную философию как философию. История понятия Р. выделяет эмпирическую, логическую, трансцендентальную (и в т. ч., ноэматическую) и абсолютную Р. Последняя (гегелевская) представляет собой наи более радикальную и вместе с тем первую критику философии Р. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания носит чувственный , эмпирический , психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница. В отличие от Локка, Лейбниц в свете различения умопостигаемого мира и чувственного мира характеризует Р. как процесс строго интеллектуальный. Лейбниц приписывает особую роль всеобщему знанию и всеобщим истинам , и источник этой высшей формы знания видит в Р. Cogito me cogitare Декарта является логическим и онтологическим априори , синтезирующим логическую и эмпирическую Р. Трансцендентальная Р. продолжает картезианскую парадигму Р. Кант пишет: " Рефлексия (reflexio) не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." Т. о., трансцендентальная Р. обосновывает и логическую, и эмпирическую Р. в трансцендентальном единстве апперцепции "Я мыслю". Феноменология Гуссерля продолжает эту традицию. Организация феноменологического метода заключается в том, чтобы исследовать интенциональную структуру сознания. Р. как универсальная методология осуществляет анализ интенциональной структуры сознания. В философии Гегеля Р. представляет собой абсолютную негативность . Р. снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие . Как чистое становление , самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. В XX в. закономерными являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида). Т. X. Керимов

(от лат. reflexio - обращение назад) по [2] - термин , означающий отражение , а также исследование познавательного акта ( самонаблюдение ). Рефлексия противопоставляется иногда ощущениям, направленным на внешний мир , что представляется достаточно сомнительным, так как нет оснований полагать, что алгоритмы и методы ( способы ) обработки информации человеческим интеллектом в том и друг ом случае отличаются друг от друга. Ассоциативный блок. Термин очень любим философами и применяется ими в "пренебрежительно-ласкательном" смысле : сказал "ты рефлектируешь" и "противник" - повержен.

1. способность человека осознавать себя и друг их в этом мире; понимать предельные основания бытия; критически анализировать предпосылки и методы познания . Различают индивидуальную, философскую и научную рефлексии. 2.умственная установка того, кто избегает поспешности в суждениях и импульсивности в поведении. В более узком смысле рефлексия означает умственную сосредоточенность при освещении идей и анализе чувств. Психологическая рефлексия или самонаблюдение называется интроспекцией. Рефлексия позволяет индивиду осмыслить свое духовное единство , возвышающееся над изменчивостью человеческой деятельности в мире. Итак, понятие рефлексии может иметь как психологический, так и метафизический смысл – как интуиция глубинной реальности «Я» и абсолютного Духа в нас.

- принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предмет ное рассмотрение самого знания, методов познания; самопознание , раскрывающее специфику духовного мира человека .

(от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти каждому человеку : каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках. Научная Р. направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая Р. находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Высшим видом Р. является философская Р. — размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования. Со времен Сократа Р. считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути дела, именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря Р., вскрывающей и устраняющей человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным духовный прогресс человечества.

- принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя . В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предмет ом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума , через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный , эмпирический , психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс , придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам . Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал: " Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия , при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания...". В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность . Абсолютная трактовка Р. представляла собой наи более радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие . Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. - не только знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается друг ими индивидами ( концепция "отраженного", или "зеркального" Я), способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет Р. ( феноменологическая социология , этнометодология и др.). В этом смысле Р. - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции ). При этом "зеркала" (т.е. сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения "другого" на этот предмет. Специфическую концепцию Р. предложила также системомыследеятельная (СМД) методология . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

- форма психического отражения, выражающаяся в способности воспринимать сигналы и реагировать на них; умение оценить себя и свое состояние глазами друг ого человека и соответствующим образом корректировать поведение .

(от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения (ср.: Гёте. Максимы и рефлексии). В узком смысле - "новый поворот" духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу , благодаря чему становится возможным присвоение познанного (см. Внутреннее ). См. также Самопознание , Самосознание .

(лат. reflexio — обращение назад). Термин , означающий отражение , а также исследование познавательного акта . В различных философских системах он имел различное содержание . Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предмет ом внешние вещи . Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи — это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р.— взаимное отображение одного в др., напр. в сущности — явления. Термин “рефлектировать” означает обращать сознание на самого себя , размышлять над своим психическим состоянием .

Значение слова Рефлексия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ра - в др.егип. религии бог солнца. Культ ...
  • Ризома - (фр. rhizome корневище) понятие философии постмодерна ...
  • Репрезентация - многозначное понятие широко употребляется в философии, психологии, ...
  • Реальность - (лат. realis вещественный, действительный) все существующее ...
  • Рационализм - (лат. ratio разум ) 1) в ...
  • Разумный - Философский смысл термина : Построенный на умозаключении ( ...
  • Референт - (от лат. refero называть, обозначать) объект ...
  • Рациональное - Данность, соответствующая частичному синтезу расчлененного, результату процесса оструктуривания ...
  • Рационал - Образная или вербальная смысловая выделенность, в том числе ...
  • Психология - (греч. psyche — душа и logos — учение ...
  • Психика - (греч. psyche — душа ) — продукт и ...
  • Протяженность - — свойство вся кого материального тела занимать определенную ...
  • Противоположность - — категория выражающая одну из ступеней развития противоречия. ...
  • Пространство - — см Время и пространство . ...
  • Аскетизм - (от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари