- факт или частный случай , используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. "Далее я говорю, - пишет философ XVIII в. Дж. Беркли , - что грех или моральная испорченность состоят не во внешнем физическом действии или движении, но во внутреннем отклонении воли от законов разума и религии. Ведь убиение врага в сражении или приведение в исполнение смертного приговора над преступником, согласно закону , не считаются греховными, хотя внешнее действие здесь то же, что и в случае убийства". Здесь приводятся два П. ( убийство на войне и в исполнение смертного приговора), призванные подтвердить общее положение о грехе или моральной испорченности. Использование фактов или частных случаев в качестве П. нужно отличать от использования их в качестве иллюстрации или образа . Выступая в качестве П., частный случай делает возможным обобщение , в качестве иллюстрации он подкрепляет уже установленное положение, в качестве образца он побуждает к подражанию. В случае П. рассуждение идет по схеме: "если первое, то второе ; второе имеет место ; значит , первое также имеет место". Данное рассуждение от утверждения следствия условного высказывания к утверждению его основания не является правильным дедуктивным умозаключением . Истинность посылок не гарантирует истинности выводимого из них заключения; в случае истинности посылок об истинности заключения можно говорить только с какой-то вероятностью . Рассуждение на основе П. не доказывает сопровождаемое П. положение, а лишь подтверждает его, делает его более вероятным, или правдоподобным. Чаще всего рассуждение, использующее П., протекает по схеме: "если всякое S есть Р, то S1 есть Р, S2 есть Р и т. д.; S1 есть Р, S2 есть P и т. д.; значит, всякое S есть Р". Это схема индуктивного (правдо подобно го) рассуждения. П. обладает, однако, рядом особенно стей, выделяющих его из числа всех тех фактов и частных случаев, которые привлекаются для подтверждения общих положений и гипотез. П. более убедителен или более весом, чем остальные факты и частные случаи. Он представляет собой не просто факт, а типический факт, т. е. факт, обнаруживающий определенную тенденцию. Типизирующая функция П. объясняет широкое его использование в процессах аргументации, в особенности в гуманитарной и практической аргументации, а также в повседневном рассуждении. П. может использоваться только для поддержки описательных утверждений и в качестве отправного пункта для описательных обобщений. П. не способен поддерживать оценки и утверждения, которые, подобно нормам , клятвам, обещаниям, рекомендация м, декларациям и т. п., тяготеют к оценкам . П. не может служить и исходным материалом для оценочных и подобных им утверждений. То, что иногда представляется в качестве П., призванного как-то подкрепить оценку, норму и т. п., на самом деле является не П., в образцом. Отличие П. от образца существенно: П. представляет собой описание , в то время как образец является оценкой, относящейся к какому-то частному случаю и устанавливающей частный стандарт , идеал и т. п. Цель П. - подвести к формулировке общего положения и в какой-то мере быть доводом в поддержку последнего. С этой целью связаны критерии выбора П. Прежде всего избираемый в качестве П. факт или частный случай должен выглядеть ясным и неоспоримым. Он должен также достаточно отчетливо выражать тенденцию к обобщению. С требованием тенденциозности или типичности, фактов, берущихся в качестве П., связана рекомендация перечислять несколько однотипных П., если, взятые поодиночке , они не подсказывают с нужной определенностью направление предстоящего обобщения или не подкрепляют уже сделанное обобщение. Если намерение аргументировать с помощью П. не объявляется открыто , сам приводимый факт и его контекст должны показывать , что слушатели имеют дело именно с П., а не с описанием изолированного явления , воспринимаемым как простая информация . Событие , используемое в качестве П., должно восприниматься если и не как обычное, то, во всяком случае, как логически и физически возможно е . Если это не так, то П. просто обрывает по следовательно сть рассуждения и приводит как раз к обратному результату или комическому эффекту . П. должен подбираться и формулироваться таким образом, чтобы он побуждал перейти от единичного или частного к общему, а не от частного опять-таки к частному. Особого внимания требует противоречащий П. Обычно считается, что такой П. может использоваться только при опровержении ошибочных обобщений, их фальсификации. Если выдвигается общее положение "Все лебеди белые", то П. с черными лебедями, живущими в Австралии, способен опровергнуть данное общее положение. Рассуждение идет по схеме: "Все S есть Р, но Sn не есть Р, следовательно, некоторые S не есть Р". Однако противоречащий П. нередко используется и иначе : он вводится с намерением воспрепятствовать неправомерному обобщению и, демонстрируя свою несовместимость с ним, подсказать то единственное направление, в котором может идти обобщение. Задача противоре чаще го П. в этом случае не фальсификация какого-то общего положения, а выявление такого положения. Иногда высказывается мнение , что П. должен приводиться до формулировки того обобщения, к которому он подталкивает и которое он поддерживает. Вряд ли это мнение оправданно. Порядок изложения не особенно существен для аргументации с помощью П. Он может предшествовать обобщению, но может также следовать за ним. Функция П.: подтолкнуть мысль к обобщению и подкрепить это обобщение конкретным и типичным П. Если упор делается на то, чтобы придать мысли движение и помочь ей по инерции прийти к обобщающему положению, то П. обычно предшествует обобщению. Если же на первый план выдвигается подкрепляющая функция П., то, возможно, его лучше привести посте обобщения. Однако эти две задачи , ставшие перед П., настолько тесно связаны, что разделение их и тем более противопоставление , отражающееся на последовательности изложения, возможно только в абстракции. Скорее здесь можно говорить о другом правиле, связанном со сложностью и неожиданностью того обобщения, которое делается на основе П. Если оно является сложным или просто неожиданным для аудитории, лучше подготовить его введение предшествующим ему П. Если обобщение в общих чертах известно слушателям и не звучит для них парадоксом, то П. может следовать за его введением в изложение .
- конкретный широко известный случай того или иного явления , приводимый в качестве иллюстрации мысли. Иногда наблюдаются попытки использовать примеры в качестве доказательства тезиса ( аргумента ). По [9]:" Если опасно брать в руки оружие, не умея владеть им, то не менее опасно прибегать к примерам, не умея их применять. В таких случаях примеры чаще всего доказывают противоположное тому, что желаешь доказать". Ассоциативный блок. Доказательная сила примера в общем случае проблематична. Доказательной силой обладает не пример, а отрицающий данный тезис факт , который, в свою очередь, может быть содержанием примера ( разведем понятия).
- в морали это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одного человека (группы лиц, коллектива ) становятся образцом для поведения др. По сравнению с почином П. обладает той особенностью, что здесь инициатор не только побуждает др. по следовать за собой , но и предлагает им готовую форму деятельности, к-рая затем распространяется на др. людей, становится нормой поведения мн. В этом отношении П. является одним из способов осуществления общественной дисциплины, про явления активности членов коллектива, их взаимного нравственного воспитания. В морали, в сущности, каждый отдельный поступок является для окружающих П., положительным или отрицательным. Однако следование П. др. людей здесь не является простым подражанием , оно всегда предполагает ту или иную оценку совершенных действий. Без такой оценки и уяснения себе морального значения образца для подражания следование чужому П. еще не есть акт свободного выбора и сознательной нравственной деятельности. П. всегда играл большую роль в повседневных взаимоотношениях людей, в поддержании и развитии обычаев и нравов. Однако в условиях частной собственности на средства производства и классово антагонистических отношений его значение существенно ограничивалось; П. мог стать образцом для массового подражания только среди людей, находящихся в одинаковом социальном положении, да и то не всегда, т. к. даже в этих рамках классовые противоречия делают часто невозможным действие П. Положение существенно изменяется в условиях социализма . В. И. Ленин писал, что « сила примера ... получит громадное значение в обществе, отменившем частную собственность ...» (т. 36, с. 150). С обобществлением средств производства все члены об-ва становятся объективно заинтересованными в повышении общественной производительности труда , в дальнейшем материальном и духовном прогрессе об-ва. Правда , и здесь еще иногда возникает противоречие между личным и общественным интересом. Но это противоречие постоянно преодолевается в процессе борьбы с личным эгоизмом, местничеством, бюрократическим отношением отдельных руководителей к массовой инициативе, путем повседневного воспитания всех членов об-ва в духе сознательного служения общему делу, использования системы материальной заинтересованности, пропаганды перед ового опыта . Особенно широко действие П. проявляется в социалистическом соревновании.
- ссылка на более конкретный, особо яркий случай как на момент общего более абстрактного предметного содержания с цель ю лучше го освещения и пояснения такового.