Что такое Православие? Значение слова Православие в философском словаре

1) Православие - одно из 3 осн. направлений н христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск, империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Получило распространение гл. обр. в Вост. Европе и па Ближн. Востоке. Будучи первоначально гос. религией Визапт. империи, испытало влияние особенностей ее историч. развития, что отразилось и в вероучении и в организации правосл. церквей. Основу вероучения П., сформулированного в символе веры. принятом на Никейском (325) и Константинопольском (381) вселен, соборах, составляют св. писание ( Библия ) и св. предание . Оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния,искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на к-ром лежит печать первородного греха . Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. Центр, место в культе П. занимают 7 христ. таинств. Большое значение придается праздникам и постам. В П. отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище , о непорочном зачатии девы Марии Анной), несколько по-иному совершаются нек-рые таинства . В отличие от католицизма в П. не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития П. сложилось 15 ав-токеф. (самостоят.) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая. Американская. Они придерживаются различной политич. ориентации в зависимости от соц. условий, в к-рых осуществляют свою деятельность , по-разному относятся к актуальным проблемам современности. Те из них, к-рые функционируют в социалистич. странах, положительно оценивают успехи в социалистич. и коммупистич. строительстве, активно участвуют в борьбе за мир, соц. прогресс . В разной степени осуществляется в них процесс модернизации вероучения и культа, пересмотр тра-диц. представлений в соответствии с «духом времени». Несмотря на различия в церк. укладе, в оценках актуальных проблем современности, правосл. церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экумснич. движении, во вссправосл. совещаниях, к-рыс проводятся с 1961, ведут подготовку к вссправосл. собору . В наст. вр. П., как и др. религ. направления, переживает кризис. Он находит выражение в отходе от рслигиц верующих, к-рыс осознают се антинауч. характер , понимают ее бесплодность и бесперспективность. Попытки духовенства остановить этот закономерный процесс тщетны.

2) Православие - - христианская традиция , коренящаяся в апостольском Предании и охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока. Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский Патриархат , признающий своей задачей сохранение единства восточных Церквей в вероучении и в верности решениям отцов семи Вселенских Соборов (IV - VIII вв.). Православие отрицает примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима, и не согласно с католическим положением, что только в Римско-Католической Церкви - полнота Церкви Христовой. Православие настаивает на сохранении верности более древнему принципу "где епископ, там и Церковь ", из которого следует, что любая поместная Церковь, сохранившая апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле слова: в ней есть та мистическая глубина, существование которой удостоверяется сердцем верующего человека . Этим Православие ставит под вопрос право протестантов называть свои христианские общины Церквами. Верность традиции во всех ее деталях и чистота веры в Православии ценится безусловно выше духовных исканий и нововведений - отсюда традиционализм и большая роль храмового благочестия. Православие настаивает, что имеет все необходимое для спасения и что вся Церковь является носителем и хранителем вероучительной истины, а не только иерархия , как в Католичестве. Это провозглашается как принцип соборности, согласно которому дары Св. Духа распределяются по всей Церкви. Он не означает отрицания учительного служения епископов и священников, но в Православии оно выражено меньше. Православие сравнительно менее четко и целенаправленно организует свою деятельность и меньше сил уделяет миссионерской работе и социальному служению, раскрытию творческих сил человека и защите социальной правды. Сравнительно больший акцент делается на духовном делании каждого члена Церкви в рамках ее уклада - в таинствах, в соблюдении постов и в делах благочестия. Монашество считается лучшей частью православного народа Божия, и его авторитет нередко стоит выше авторитета иерархии, что не соответствует раннехристианскому Преданию. Поклонение Богу в Православии сочетается с развитым почитанием Богородицы и святых, икон и чудес. "Дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный" (Архиеп. Сан-Францисский Иоанн). Православная философская мысль XIX - XX вв. развивалась весьма свободно по отношению к иерархии и догматике и отличается высоким уровнем и своеобразными подходами к вопросам богопознания, метафизики, антропологии, космологии, проблематики культуры и общества.

3) Православие - одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце 4 в. Истина в православии дается человеку как " благодать ", она переживается не только разумом, но и "сердцем". Истоки христианско-православной философии России восходят к 15 в. ( Нил Сорский ), концептуальное выражение получает она в 18-20 вв. ( Феофан Прокопович , А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С.К. Булгаков, П.А. Флоренский и др.).

4) Православие - - славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodoxia - правильное знание ). Термин впервые употребляется во 2 в. в противоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. Филиокве ), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антииохийский патриархаты , Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляется название - "Православной Церкви"; за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) утверждается название "Католической Церкви" (т.е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни). Условность такого разграничения очевидна: любой православный считает себя католиком, любой католик уверен в своем православии. Православная и Католическая Церкви имеют много общего в богословии, т.к. основные его идеи были определены в эпоху деятельности Вселенских Соборов с 325 по 787, но разность культур и ряд исторических обстоятельств обусловил те противоречия, которые возникают между Востоком и Западом и в будущем послужат формальной причиной их разобщения (см. Символ веры ). Существенные расхождения по ряду вопросов обусловливают возникновение различных типов мистического опыта , обрядов и нравственности (См. Католицизм ). Возникшее разделение не могло остаться просто религиозным, в различные времена оно приобретало политическую окраску. С целью достижения религиозного единства на территории со смешанным по вероисповеданию населением монархи нередко издавали указы, которые ограничивали в правах (имущественных или гражданских в целом) и (или) лишали сословных привилегий одну из сторон, делали невозможным совершение ее культа или просто откровенным насилием заставляли принять ее веру большинства. В поисках компромисса монархи неоднократно созывали соборы и субсидировали их содержание . В 1274 состоялся собор в Лионе,в 1439 - заключение Ферраро-Флорентийской унии, 1596 - Брестская уния, 1697 - уния с румынами Трансильвании и др. Унии представляли собой договоры , согласно которым православная сторона должна была безоговорочно принять главенство папы, сохранив за собой право придерживаться собственных традиций (как богословских, так и обрядовых), а католическая - в свою очередь - обещала оказывать посильную помощь в борьбе как с внешними врагами государства-соседа, вступившего в унию, так и с внутренним гражданским неблагополучием религиозного меньшинства в своем государстве. Но большинство православного духовенства и мирян не принимало решений этих соборов, и, вследствие этого, противостояние двух конфессий только возрастало, временами достигая степени вооруженных конфликтов. Согласно богословию православному, в отличие от единства государственного, единство Церкви есть единство веры и благодати, свободно усваиваемой каждым ее членом в Иисусе Христе, но не в единстве власти, которая, как и всякое правовое отношение , рождается там, где уже ничто не может сделать отсутствующая любовь . Единство Церкви - в ее самоотождествлении Христу; оно есть событие метафизическое, но тайно проявляющееся в истории. О единстве нельзя договориться - его можно только утратить. Его, уже приобретенное на Голгофе, нельзя создать - его можно только обнаружить. Православная философия представлена такими именами как Бердяев, B.C. Соловьев, Хомяков, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, Зеньковский, Флоренский и мн. др. (См. также: Богословие православное , Иисус Христос , Филиокве). 2) Сегодня П. - наряду с Католичеством и Протестантизмом - одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн. верующих из 9-ти патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автокефальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехо-Словацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей. 3) В нарицательном смысле термин " Ортодоксия " имеет более широкий смысл и нередко усваивается фундаменталистским или наиболее традиционным течениями даже в нехристианских религиях : например, ортодоксальный иудаизм (см. также: Христианство , Иисус Христос , Бог, Троица , Богословие православное, Католицизм, Теизм , Теология , Филиокве). С.Л. Ленин

5) Православие - - одно из направлений христианства, сформировавшееся окончательно в XI веке. Сложилось на территории Византийской империи (территория современных Греции, Болгарии, Турции) в результате раскола единой прежде христианской церкви. Не имеет единого религиозного центра. В настоящее время в православии имеется 15 автокефальных (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская и т.д.) и 4 автономных церкви (Синайская, Финляндская, Критская, Японская). В конце ХХ века во всем мире православие исповедуют 100 млн чел. Для православия характерен сложный, детально разработанный культ . Православные богослужения продолжительнее, чем у католиков или протестантов, и включают в себя множество ритуалов. Главное богослужение - литургия . Важное место отводится праздникам, среди которых первое место занимает Пасха (у католиков - Рождество). Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия); епископом может стать только монах. Высший духовный сан - патриарх. Имеются мужские и женские монастыри. Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено великим князем киевским Владимиром Святославовичем, по распоряжению которого в 988 году византийское духовенство окрестило жителей Киева - столицы Древнерусского государства. Христианизация Древней Руси продолжалась не одно столетие, способствуя укреплению государства. Первоначально Русская православная церковь входила в состав Константинопольской патриархии, а в 1589 году был избран патриарх Московский и Всея Руси, создана независимая патриархия. Принятие православия оказало огромное влияние на русскую культуру, которая вплоть до XV(( века развивалась под его непосредственным воздействием. Религия определяла формы и содержание живописи, во многом - каменного зодчества и литературы; монастыри и храмы являлись центрами сохранения и распространения книжности и грамотности и т.д. Мировоззрение древнерусского человека имело религиозный характер .

6) Православие - - христианская конфессия , представляющая собой восточную ветвь религиозной традиции христианской Церкви. П., принятое на Руси в качестве государственной религии в 988 г. св. князем Владимиром, внесло особый вклад в становление и развитие русской культуры и государственности.

7) Православие - - одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 после Р. X.) и оформилось после разделения церквей (1054). Основу вероучения православия составляют св. писание ( Библия ) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика ). Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха . Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми. Большое значение придается праздникам и постам. В православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении Св. духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии), по-иному совершаются некоторые таинства. Нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. По вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. Богослужение совершается на национальных языках. Православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. На религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия . В отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице Сергия Радонежского (ок. 1312 - 1391), Нила Сорского (ок. 1433-1508), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515), Зиновия Отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание , и мистическое озарение. В нач. 19 в. в России возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны Ф.А.Голубинским, В.Д. Кудрявиевым-Платоновым, В.И. Карповым, С.С. Гогоцким, П.Д.Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В.В.Болотов), софиологии (см. София ), православной антропологии (В. И. Несмелое, М.М.Тареев). Неакадемическая линия православной философии разрабатывалась Хомяковым, Булгаковым, Флоренским, Бердяевым и др. Существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как "церковное обновление", " метафизика всеединства", " новое религиозное сознание ".

8) Православие - (греч. orthodoxia)— разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы. Догматические отличия П.: признание исхождения святого духа только от бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы ее), неизменности догматов, отрицание чистилища и т. д. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам , обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного пения и т. д. П., в отличие от католицизма , не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей. Крещение Руси по православному образцу произошло в 988, после чего начался длительный процесс реальной христианизации народов нашей страны, успех к-рого в значительной мере зависел от способности П. адаптироваться к особенностям образа жизни населения, готовности приобрести и “национальное лицо”. Рус. П. во мн. поддерживало самодержавие, было с ним тесно связано. С Петра I вплоть до 1917 рус. православная церковь по сути дела была частью государственного аппарата. После Октябрьской революции руководители рус. П. выступили против Советской власти. Процесс налаживания отношений между рус. православной церковью и государством был сложным. Во время Великой Отечественной войны церковь решительно заняла патриотическую позицию. В настоящее время рус. П. переживает новый этап своей деятельности. Нек-рые деятели рус. православной церкви избраны народными депутатами, принимают активное участие в работе ряда общественных организаций. Изменение ее положения нашло отражение в новом законе о свободе совести и религиозных организациях . Религиозная философия П. в 20 в. представлена Бердяевым, Булгаковым, Флоренским и др.

Православие

одно из 3 осн. направлений н христианстве ( наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск, империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Получило распространение гл. обр. в Вост. Европе и па Ближн. Востоке. Будучи первоначально гос. религией Визапт. империи, испытало влияние особенностей ее историч. развития, что отразилось и в вероучении и в организации правосл. церквей. Основу вероучения П., сформулированного в символе веры. принятом на Никейском (325) и Константинопольском (381) вселен, соборах, составляют св. писание ( Библия ) и св. предание . Оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира , посмертного воздаяния,искупительной миссии Иисуса Христ а, открывшего возможность для спасения человечества, на к-ром лежит печать первородного греха . Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. Центр , место в культе П. занимают 7 христ. таинств. Большое значение придается праздникам и постам. В П. отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище , о непорочном зачатии девы Марии Анной), несколько по-иному совершаются нек-рые таинства . В отличие от католицизма в П. не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процесс е развития П. сложилось 15 ав-токеф. (самостоят.) церквей: Константинопольская, Александрийская , Антиохийская, Иерусалимская , Русская , Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая. Американская. Они придерживаются различной политич. ориентации в зависимости от соц. условий, в к-рых осуществляют свою деятельность , по-разному относятся к актуальным проблемам современности. Те из них, к-рые функционируют в социалистич. странах, положительно оценивают успехи в социалистич. и коммупистич. строительстве, активно участвуют в борьбе за мир, соц. прогресс . В разной степени осуществляется в них процесс модернизации вероучения и культа, пересмотр тра-диц. представлений в соответствии с «духом времени». Несмотря на различия в церк. укладе, в оценках актуальных проблем современности, правосл. церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экумснич. движении, во вссправосл. совещаниях, к-рыс проводятся с 1961, ведут подготовку к вссправосл. собору . В наст . вр. П., как и др. религ. направления, переживает кризис . Он находит выражение в отходе от рслигиц верующих, к-рыс осознают се антинауч. характер , понимают ее бесплодность и бесперспективность . Попытки духовенства остановить этот закономерный процесс тщетны.

- христианская традиция , коренящаяся в апостольском Предании и охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока. Центр альным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский Патриархат , признающий своей задачей сохранение единства восточных Церквей в вероучении и в верности решениям отцов семи Вселенских Соборов (IV - VIII вв.). Православие отрицает примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима, и не согласно с католическим положением, что только в Римско-Католической Церкви - полнота Церкви Христ овой. Православие наст аивает на сохранении верности более древнему принципу "где епископ, там и Церковь ", из которого следует, что любая поместная Церковь, сохранившая апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле слова: в ней есть та мистическая глубина, существование которой удостоверяется сердцем верующего человека . Этим Православие ставит под вопрос право протестантов называть свои христианские общины Церквами. Верность традиции во всех ее деталях и чистота веры в Православии ценится безусловно выше духовных исканий и нововведений - отсюда традиционализм и большая роль храмового благочестия. Православие настаивает, что имеет все необходимое для спасения и что вся Церковь является носителем и хранителем вероучительной истины, а не только иерархия , как в Католичестве. Это провозглашается как принцип соборности, согласно которому дары Св. Духа распределяются по всей Церкви. Он не означает отрицания учительного служения епископов и священников, но в Православии оно выражено меньше. Православие сравнительно менее четко и целенаправленно организует свою деятельность и меньше сил уделяет миссионерской работе и социальному служению, раскрытию творческих сил человека и защите социальной правды. Сравнительно больший акцент делается на духовном делании каждого члена Церкви в рамках ее уклада - в таинства х, в соблюдении постов и в делах благочестия. Монашество считается лучшей частью православного народа Божия, и его авторитет нередко стоит выше авторитета иерархии, что не соответствует раннехристианскому Преданию. Поклонение Богу в Православии сочетается с развитым почитанием Богородицы и святых, икон и чудес. "Дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный" (Архиеп. Сан-Францисский Иоанн). Православная философская мысль XIX - XX вв. развивалась весьма своб одно по отношению к иерархии и догматике и отличается высоким уровнем и своеобразными подходами к вопросам богопознания, метафизики, антропологии, космологии, проблематики культуры и общества.

одно из трех основных ( наряду с католицизмом и протестантизмом) христ ианских направлений Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце 4 в. Истина в православии дается человеку как " благодать ", она переживается не только разумом, но и "сердцем". Истоки христианско-православной философии России восходят к 15 в. ( Нил Сорский ), концептуальное выражение получает она в 18-20 вв. ( Феофан Прокопович , А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С.К. Булгаков, П.А. Флоренский и др.).

- славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodoxia - правильное знание ). Термин впервые употребляется во 2 в. в противоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христ ова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. Филиокве ), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антииохийский патриархаты , Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляется название - "Православной Церкви"; за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) утверждается название "Католической Церкви" (т.е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни). Условность такого разграничения очевидна: любой православный считает себя католиком, любой католик уверен в своем православии. Православная и Католическая Церкви имеют много общего в богословии, т.к. основные его идеи были определены в эпоху деятельности Вселенских Соборов с 325 по 787, но разность культур и ряд исторических обстоятельств обусловил те противоречия, которые возникают между Востоком и Западом и в будущем послужат формальной причиной их разобщения (см. Символ веры ). Существенные расхождения по ряду вопросов обусловливают возникновение различных типов мистического опыта , обрядов и нравственности (См. Католицизм ). Возникшее разделение не могло остаться просто религиозным, в различные времена оно приобретало политическую окраску. С целью достижения религиозного единства на территории со смешанным по вероисповеданию населением монархи нередко издавали указы, которые ограничивали в правах (имущественных или гражданских в целом) и (или) лишали сословных привилегий одну из сторон, делали невозможным совершение ее культа или просто откровенным насилием заставляли принять ее веру большинства. В поисках компромисса монархи не одно кратно созывали соборы и субсидировали их содержание . В 1274 состоялся собор в Лионе,в 1439 - заключение Ферраро-Флорентийской унии, 1596 - Брестская уния, 1697 - уния с румынами Трансильвании и др. Унии представляли собой договоры , согласно которым православная сторона должна была безоговорочно принять главенство папы, сохранив за собой право придерживаться собственных традиций (как богословских, так и обрядовых), а католическая - в свою очередь - обещала оказывать посильную помощь в борьбе как с внешними врагами государства-соседа, вступившего в унию, так и с внутренним гражданским неблагополучием религиозного меньшинства в своем государстве. Но большинство православного духовенства и мирян не принимало решений этих соборов, и, вследствие этого, противостояние двух конфессий только возрастало, временами достигая степени вооруженных конфликтов. Согласно богословию православному, в отличие от единства государственного, единство Церкви есть единство веры и благодати, свободно усваиваемой каждым ее членом в Иисусе Христе, но не в единстве власти, которая, как и всякое правовое отношение , рождается там, где уже ничто не может сделать отсутствующая любовь . Единство Церкви - в ее самоотождествлении Христу; оно есть событие метафизическое, но тайно проявляющееся в истории. О единстве нельзя договориться - его можно только утратить. Его, уже приобретенное на Голгофе, нельзя создать - его можно только обнаружить. Православная философия представлена такими именами как Бердяев, B.C. Соловьев, Хомяков, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, Зеньковский, Флоренский и мн. др. (См. также: Богословие православное , Иисус Христос , Филиокве). 2) Сегодня П. - наряду с Католичеством и Протестантизмом - одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн. верующих из 9-ти патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автокефальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехо-Словацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей. 3) В нарицательном смысле термин " Ортодоксия " имеет более широкий смысл и нередко усваивается фундаменталистским или наиболее традиционным течениями даже в нехристианских религиях : например, ортодоксальный иудаизм (см. также: Христианство , Иисус Христос , Бог, Троица , Богословие православное, Католицизм, Теизм , Теология , Филиокве). С.Л. Ленин

- одно из направлений христианства, сформировавшееся окончательно в XI веке. Сложилось на территории Византийской империи (территория современных Греции, Болгарии, Турции) в результате раскола единой прежде христианской церкви. Не имеет единого религиозного центр а. В наст оящее время в православии имеется 15 автокефальных (Константинопольская, Александрийская , Антиохийская, Иерусалимская , Русская , Грузинская и т.д.) и 4 автономных церкви (Синайская, Финляндская, Критская, Японская). В конце ХХ века во всем мире православие исповедуют 100 млн чел. Для православия характер ен сложный, детально разработанный культ . Православные богослужения продолжительнее, чем у католиков или протестантов, и включают в себя множество ритуалов. Главное богослужение - литургия . Важное место отводится праздникам, среди которых первое место занимает Пасха (у католиков - Рождество). Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия); епископом может стать только монах. Высший духовный сан - патриарх. Имеются мужские и женские монастыри. Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено великим князем киевским Владимиром Святославовичем, по распоряжению которого в 988 году византийское духовенство окрестило жителей Киева - столицы Древнерусского государства. Христ ианизация Древней Руси продолжалась не одно столетие, способствуя укреплению государства. Первоначально Русская православная церковь входила в состав Константинопольской патриархии, а в 1589 году был избран патриарх Московский и Всея Руси, создана независимая патриархия. Принятие православия оказало огромное влияние на русскую культуру, которая вплоть до XV(( века развивалась под его непосредственным воздействием. Религия определяла формы и содержание живописи, во многом - каменного зодчества и литературы; монастыри и храмы являлись центрами сохранения и распространения книжности и грамотности и т.д. Мировоззрение древнерусского человека имело религиозный характер .

- христ ианская конфессия , представляющая собой восточную ветвь религиозной традиции христианской Церкви. П., принятое на Руси в качестве государственной религии в 988 г. св. князем Владимиром, внесло особый вклад в становление и развитие русской культуры и государственности.

- одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 после Р. X.) и оформилось после разделения церквей (1054). Основу вероучения православия составляют св. писание ( Библия ) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика ). Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира , посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христ а, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха . Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми. Большое значение придается праздникам и постам. В православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении Св. духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, о чистилище , о непорочном зачатии девы Марии), по-иному совершаются некоторые таинства . Нет в православии и единого духовного центр а и единого главы церкви. В процесс е развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская , Антиохийская, Иерусалимская , Русская , Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. По вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. Богослужение совершается на национальных языках. Православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. На религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия . В отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице Сергия Радонежского (ок. 1312 - 1391), Нила Сорского (ок. 1433-1508), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515), Зиновия Отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание , и мистическое озарение. В нач. 19 в. в России возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны Ф.А.Голубинским, В.Д. Кудрявиевым-Платоновым, В.И. Карповым, С.С. Гогоцким, П.Д.Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В.В.Болотов), софиологии (см. София ), православной антропологии (В. И. Несмелое, М.М.Тареев). Неакадемическая линия православной философии разрабатывалась Хомяковым, Булгаковым, Флоренским, Бердяевым и др. Существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как "церковное обновление", " метафизика всеединства", " новое религиозное сознание ".

(греч. orthodoxia)— разновидность христ ианства, распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы. Догматические отличия П.: признание исхождения святого духа только от бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы ее), неизменности догматов, отрицание чистилища и т. д. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам , обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного пения и т. д. П., в отличие от католицизма , не имеет единого центр а, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей. Крещение Руси по православному образцу произошло в 988, после чего начался длительный процесс реальной христианизации народов нашей страны, успех к-рого в значительной мере зависел от способности П. адаптироваться к особенностям образа жизни населения, готовности приобрести и “национальное лицо”. Рус. П. во мн. поддерживало самодержавие, было с ним тесно связано. С Петра I вплоть до 1917 рус. православная церковь по сути дела была частью государственного аппарата. После Октябрьской революции руководители рус. П. выступили против Советской власти. Процесс налаживания отношений между рус. православной церковью и государством был сложным. Во время Великой Отечественной войны церковь решительно заняла патриотическую позицию. В наст оящее время рус. П. переживает новый этап своей деятельности. Нек-рые деятели рус. православной церкви избраны народными депутатами, принимают активное участие в работе ряда общественных организаций. Изменение ее положения нашло отражение в новом законе о свободе совести и религиозных организациях . Религиозная философия П. в 20 в. представлена Бердяевым, Булгаковым, Флоренским и др.

Значение слова Православие в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Прогресс - особый тип развития, крый включает в себя ...
  • Причт - в христианстве священно и церковнослужители одного ...
  • Приход - низш. церк.адм. единица в христианстве, имеющая церковь ...
  • Приор - (лат. первый, важнейший, старший) 1) настоятель ...
  • Призвание - (нем. der Beruf) протест, учение о религ.нравствзначении ...
  • Престол - — гл. принадлежность христ. храма предмет религ. поклонения; ...
  • Пресвитер - (греч. presbyteros старейшина) управляющий в раннехрист. ...
  • Пономарь - см. Псаломщик. ...
  • Помазанник - лицо, над крым совершен обряд помазания елеем. ...
  • Покров - один из наиболее значимых праздников православия, хотя ...
  • Позитивизм - идеалист, течение в философии, возникшее в 30х ...
  • Платонизм - 1) учение Платона ; 1) направление в ...
  • Пифия - жрицапрорицательница храма Аполлона в Дельфах (см. Дельфийский ...
  • Пир - (перс. старец ) старец наставник у ...
  • Социосемиотика - (или социальная семиотика ) является исследованием общества ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари