- форма фетишизма , стремление интерпретировать , объяснять любое социальное явление , изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например , бюрократии, или скрытой, участников тайного сговора. П. идет от древних форм антропологизма , рассматривающего весь мир как некоторое скопище реальных субъектов. Реальные процесс ы протекают не как результат чистой воли, потребностей субъекта и не как результат слепых обстоятельств, но как диалектический переход их друг в друга, который подлежит познанию, объяснению, пониманию. Человеческие действия могут быть вовсе не результатом каприза или рационально продуманной цели, но сложной системой действий, окутанных мифологическими и идеологическими мотивациями. Всегда существует конкретно- исторический уровень способности личности овладевать и управлять стихийными процессами. П. создает основу для переоценки возможности административного давления на личность с целью заставить ее совершить те или иные действия, например, лучше работать . П. лежит в основе сведения проблемы преступности к личности преступника, упадка хозяйства - к личности экономистов, " культа личности" - к личности Сталина и т. д. П. противоположна и одновременно дополняется фетишистским отношением к среде как фактору, определяющему поведение личности. Мировой исторический процесс носит стихийный характер , хотя люди и пытаются постоянно эту стихийность преодолеть и не всегда безуспешно. Тем не менее абсолютизация этих успехов искажает реальную сложность жизни общества . Чем более значимый характер носят социально-исторические явления , тем большее количество людей оно должно охватывать . П. является важнейшим приемом идеологии, позволяющим иллюзорно рассматривать любое массовое движение как результат козней "кучки экстремистов". При этом игнорируется, что суть проблемы заключается в том, почему массовое движение идет именно за этой группой или лидером, игнорируя других агитаторов и лидеров, если эта группа действительно существует. П. позволяет иллюзорно возложить ответственность на отсутствие прогресса , например в экономической реформе, на первое лицо . При этом игнорируется главное, т.е., что миллионы людей не рассматривают реформу как свое личное дело .
(от лат. persona - личность и facere - делать) - понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей (таких, напр., как справедливость , небо , источник) в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным характер ом; отсюда персонифицированный - наделенный свойствами личности.