Что такое Перенесение? Значение слова Перенесение в философском словаре

Перенесение - (франц. transfer, от лат. transfere - переношу, перемещаю) - термин , используемый французскими психоаналитиками (Ж. Лакан), и эквивалентный понятию "перенесения" (нем. Ubertragung) в психоанализе Зигмунда Фрейда. П. есть перенесение чувств, определяемое ситуацией, когда пациент делает врача объектом своих интенсивных переживаний, перенося на него содержание всех чувственных реакций, возникновение которых в ходе психоаналитической работы не было оправдано ни поведением аналитика , ни сложившимися отношениями с анализируемым. Т. о., личность психоаналитика занимает место объекта первоначальной направленности чувств пациента, а феномен П. оказывается связанным с сущностью болезни, определяемой 3. Фрейдом как " невроз перенесения" (ubertragungsneurose), объединяющий под одним названием явления истерии, неврозов страха и навязчивых состояний, которые рассматриваются как область приложения психоаналитической терапии и возникают всегда, когда реальность не дает желаемого удовлетворения сексуальным влечениям. Отрицательный момент ситуации П., возникающей в процессе психоанализа, определяется тем, что П. выступает как помеха аналитическому процессу, поскольку оно провоцирует состояние , в котором пациент, перенося на врача интенсивные нежные и враждебные чувства и не получая желаемой взаимности, оказывает сильнейшее сопротивление , основанное на материале вытесненных содержаний. Интеллектуальное сопротивление является одной из характеристик противодействия (gegenbesetzung букв.: "контрзаполнение"), основанного на преобразовании энергии нереализованного либидиозного стремления. Сублимированные формы этого П., выражающиеся в симптомах, представляют собой психологическое противодействие лечению, обусловленное происшедшим вытеснением . Если пациент мужчина, он берет этот материал из своего отношения к отцу, на место которого ставит врача и таким способом создает сопротивление из стремления к личной и интеллектуальной самостоятельности, из честолюбия, которое видело свою первую цель в том, чтобы подражать отцу или превзойти его, из нежелания второй раз в жизни взять на себя бремя благодарности. Если пациент женщина, то для целей сопротивления используется нежное, эротически подчеркнутое П., при известной силе которого пропадает всякий интерес к действительной ситуации лечения, а никогда не прекращающаяся ревность и горечь, возникающие из-за неизбежного, хотя и осторожного отказа в ответном чувстве, содействуют ухудшению личного отношения к врачу, т. е. полностью нейтрализуют эффект , производимый лечением. Положительный момент ситуации П. заключается в том, что симптомы , представляющие собой осадки прежних переживаний, могут быть растворены только при высоком накале П., будучи переведенными в другие психические продукты. В этом смысле врач, по выражению Ференци, играет роль каталитического фермента при реакции П., притягивая к себе освобождающиеся аффекты . В "Психологии бессознательного" К. Г. Юнг, опираясь на собственное положение о наличии в бессознательном двух слоев - личностного и сверхличного (коллективного), - отмечает, что понятие П. у Фрейда следует понимать как некую проекцию бессознательных содержаний ( проекция от лат. projectio букв.: "выбрасывание вперед"), которая не может быть "сделана", поскольку она возникает из бессознательных мотиваций; соответственно, проецируемые содержания подразделяются на: 1) поверхностные (имеющие своей основой личностные воспоминания, о чем можно узнать из снов, фантазий и симптомов); исходя из них, врач вызывает интерес в качестве любовника или лица, бывшего значимым в "пубертратный" период развития личности ( возраст полового созревания), и 2) глубинные, выражающие мифологический мотив и относящиеся к тому виду проекции, при кагором отсутствуют личные базисные воспоминания, а источником проецируемого выступает базис коллективного бессознательного, заключающий в себе "изначальные образы ", т. е. наиболее древние всеобщие формы, унаследованные возможности человеческого восприятия (обозначенные Юнгом как архетипы ). Архетипы являются тем объектом, который избирает "свободная энергия " либидо , следующая своему естественному уклону (т. е. бессознательной склонности). Трансформация (от лат. transformatio - превращение) архетипов (первоначальных образов) происходит в символах либидо. Врач при этом наделяется жуткими свойствами, выступая в качестве колдуна, или демонического преступника, или как олицетворение соответствующего блага , например, Спасителя. В дальнейшем оказывается, что подобные божественные атрибуты выходят за пределы христианского мировоззрения и принимают языческие очертания. Следующим положительным аспектом П. является то обстоятельство, что лишь таким образом больной снова переживает, но уже в своем отношении к врачу, ту часть чувственной жизни, которую не может более вспомнить (т. е. психические проявления, относящиеся к инфантильным желаниям), и только благодаря переживанию в П. он убеждается в существовании и могуществе этих сексуальных сил. Если П. происходит и оно принимается, то тем самым найдена некоторая естественная форма , которая заменяет собой прежнюю и делает возможным относительно бесконфликтное протекание энергетического процесса. Если же врач не понимает феномен П. или понимает его неправильно, то возникает т. н. "встречное перенесение" (gegenobertragung), появляющееся у психоаналитика благодаря влиянию пациента на его бессознательные чувства; поэтому ко всякому практикующему психоаналитический метод предъявляется обязательное требование своевременного распознавания и устранения этого встречного П. В своих общих чертах склонность к П. есть не что иное, как "внушаемость" (франц. suggestibilite - способность к внушению), отмечаемая Бернгеймом, с тем отличием, что ее не создает психоанализ, поскольку П. при всех человеческих отношениях наступает самопроизвольно, а психоаналитическая работа всего лишь открывает его сознанию и овладевает им, чтобы направить психические процессы к желательной цели; поэтому психоанализ представляет собой успешного заместителя неудавшегося вытеснения. Дальнейшая судьба освобожденных методами психоанализа бессознательных желаний определяется тем, что вытеснение заменяется осуждением; или же влечения, вскрытые в процессе психоаналитической работы, направляются на совершенно иные цели [ сублимация ). А. В. Севастеенко

Перенесение

( франц . transfer, от лат. transfere - переношу , перемещаю) - термин , используемый французскими психо аналитика ми (Ж. Лакан ), и эквивалентный понятию "перенесения" (нем. Ubertragung) в психоанализ е Зигмунда Фрейда. П. есть перенесение чувств, определяемое ситуацией, когда пациент делает врача объектом своих интенсивных переживаний, перенося на него содержание всех чувственных реакций, возникновение которых в ходе психоаналитической работы не было оправдано ни поведением аналитика , ни сложившимися отношения ми с анализируемым. Т. о., личность психоаналитика занимает место объекта первоначальной направленности чувств пациента, а феномен П. оказывается связанным с сущностью болезни , определяемой 3. Фрейдом как " невроз перенесения" (ubertragungsneurose), объединяющий под одним названием явления истерии, неврозов страха и навязчивых состояний, которые рассматриваются как область приложения психоаналитической терапии и возникают всегда , когда реальность не дает желаемого удовлетворения сексуальным влечениям. Отрицательный момент ситуации П., возникающей в процессе психоанализа, определяется тем, что П. выступает как помеха аналитическому процессу, поскольку оно провоцирует состояние , в котором пациент, перенося на врача интенсивные нежные и враждебные чувства и не получая желаемой взаимности, оказывает сильнейшее сопротивление , о снов а нное на материал е вытесненных содержаний. Интеллектуальное сопротивление является одной из характеристик противодействия (gegenbesetzung букв.: "контрзаполнение"), основанного на преобразовании энергии нереализованного либидиозного стремления. Сублимированные формы этого П., выражающиеся в симптомах, представляют собой психологическое противодействие лечению, обусловленное происшедшим вытеснение м . Если пациент мужчина , он берет этот материал из своего отношения к отцу, на место которого ставит врача и таким способом создает сопротивление из стремления к личной и интеллектуальной самостоятельности, из честолюбия, которое видело свою первую цель в том, чтобы подражать отцу или превзойти его, из нежелания второй раз в жизни взять на себя бремя благодарности. Если пациент женщина , то для целей сопротивления используется нежное, эротически подчеркнутое П., при известной силе которого пропадает всякий интерес к действительной ситуации лечения, а никогда не прекращающаяся ревность и горечь , возникающие из-за неизбежного, хотя и осторожного отказа в ответном чувстве, содействуют ухудшению личного отношения к врачу, т. е. полностью нейтрализуют эффект , производимый лечением. Положительный момент ситуации П. заключается в том, что симптомы , представляющие собой осадки прежних переживаний, могут быть растворены только при высоком накале П., будучи переведенными в другие психические продукты . В этом смысле врач, по выражению Ференци, играет роль каталитического фермента при реакции П., притягивая к себе освобождающиеся аффекты . В "Психологии бессознательного" К. Г. Юнг, опираясь на собственное положение о наличии в бессознательном двух слоев - личностного и сверхличного (коллективного), - отмечает, что понятие П. у Фрейда следует понимать как некую проекцию бессознательных содержаний ( проекция от лат. projectio букв.: "выбрасывание вперед"), которая не может быть "сделана", поскольку она возникает из бессознательных мотив аций; соответственно , проецируемые содержания подразделяются на: 1) поверхностные (имеющие своей основой личностные воспоминания , о чем можно узнать из снов, фантазий и симптомов); исходя из них, врач вызывает интерес в качестве любовника или лица , бывшего значимым в "пубертратный" период развития личности ( возраст полового созревания), и 2) глубинные, выражающие мифологический мотив и относящиеся к тому виду проекции, при кагором отсутствуют личные базис ные воспоминания, а источником проецируемого выступает базис коллективного бессознательного, заключающий в себе "изначальные образы ", т. е. наи более древние всеобщие формы, унаследованные возможности человеческого восприятия (обозначенные Юнгом как архетипы ). Архетипы являются тем объектом, который избирает "свободная энергия " либидо , следующая своему естественному уклону (т. е. бессознательной склонности ). Транс форма ция (от лат. transformatio - превращение ) архетипов (первоначальных образов) происходит в символах либидо. Врач при этом наделяется жуткими свойствами, выступая в качестве колдуна, или демонического преступника, или как олицетворение соответствующего блага , например , Спасителя. В дальнейшем оказывается, что подобные божественные атрибуты выходят за пределы христианского мировоззрения и принимают языческие очертания. Следующим положительным аспектом П. является то обстоятельство , что лишь таким образом больной снова переживает, но уже в своем отношении к врачу, ту часть чувственной жизни, которую не может более вспомнить (т. е. психические проявления, относящиеся к инфантильным желаниям), и только благодаря переживанию в П. он убеждается в существовании и могуществе этих сексуальных сил. Если П. происходит и оно принимается, то тем самым найдена некоторая естественная форма , которая заменяет собой прежнюю и делает возможным относительно бесконфликтное протекание энергетического процесса. Если же врач не понимает феномен П. или понимает его неправильно, то возникает т. н. "встречное перенесение" (gegenobertragung), появляющееся у психоаналитика благодаря влиянию пациента на его бессознательные чувства; поэтому ко всякому практикующему психоаналитический метод предъявляется обязательное требование своевременного распознавания и устранения этого встречного П. В своих общих чертах склонность к П. есть не что иное, как "внушаемость" (франц. suggestibilite - способность к внушению), отмечаемая Бернгеймом, с тем отличием, что ее не создает психоанализ, поскольку П. при всех человеческих отношениях наступает самопроизвольно, а психоаналитическая работа всего лишь открывает его сознанию и овладевает им, чтобы направить психические процессы к желательной цели; поэтому психоанализ представляет собой успешного заместителя неудавшегося вытеснения. Дальнейшая судьба освобожденных методами психоанализа бессознательных желаний определяется тем, что вытеснение заменяется осуждением; или же влечения, вскрытые в процессе психоаналитической работы, направляются на совершенно иные цели [ сублимация ). А. В. Севастеенко

Значение слова Перенесение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Письмо - Французский термин l&ecriture, как он разрабатывался в структуралистской ...
  • Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки. ...
  • Психоанализ - термин впервые употребленный 3. Фрейдом в 1896 ...
  • Проекция - перенесение неприятных эмоций и неприемлемых составляющих личности ...
  • Предопределение - религиознофилософское представление об изначальной заданности волею Бога ...
  • Право - общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная ...
  • Постструктурализм - общее название проблем, подходов и направлений в ...
  • Провиденциализм - в философии истории: объяснение смысла и цели ...
  • Причина - 1) событие порождающее в качестве своего следствия ...
  • Принцип - идеальное начало с помощью которого мыслитель охватывает ...
  • Предсуществование - сформированное платонизмом представление о том, что душа ...
  • Предопределение - (лат. praedeterminatio) изначальное решение Бога относительно избрания ...
  • Прамонотеизм - в философии Ф.Шеллинга и др.: убеждение что ...
  • Православие - христианская традиция коренящаяся в апостольском Предании и ...
  • Эсхатология - совокупность религиознофилософских доктрин о конечной судьбе человека и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари