( греч . para - возле , вне) - направление ведущихся в бурж . странах исследований, ставящее своей целью установить факт существования, специфику про явления и природу чувствительности, не объяснимой деятельностью известных органов чувств, а также выявить формы воздействия живого существа на окружающие явления без посредства мышечных усилий. Эти исследования нередко используются шарлатанами в интересах наживы, а нек-рыми религ. идеологами - для доказательства самостоят., не связанного с материей существования духовных явлений, наличия форм познания, не опирающихся на показания органов чувств. В наст . вр. наука не располагает надежными данными относительно существования пара -психологич. явлений и каналов их передачи.
- область психологии, исследующая пара нормальные про явления душевной жизни человека . В религиозно-философском плане ее результаты позволяют расширить наше понимание скрытых возможностей человеческой природы, освоить разумом то, что ранее считалось рационально неприемлемым или сверхприродным, - сверхчувственное восприятие , ясновидение , психоэнергетические способности и др. Это позволяет лучше понять различие между паранормальным опытом и встречами с Высшим, с которых и начинается религиозная вера .
область исследований, изучающая необычные (с точки зрения обычного ума) про явления человеческой психики ( пара нормальные явления); область исследования энерго-информационного взаимодействия человека с объектами живой и неживой природы без использования обычных органов чувств, а также воздействия человека на физические объекты и явления без посредства мышечных усилий (без непосредственного контакта). Предметом изучения П. считают т. н. психобиофизические структуры (иногда их объединяют одним емким словом - биополе) и явления психобиофизического взаимодействия, называемые и в зарубежной, и в отечественной литературе паранормальными. К ним относятся телепатия , телекинез (психокинез), ясновидение , целительство,биолокация и другие явления.
(от греч . para — около, возле ; psyche — душа ; logos — слово , учение ) — изучение необычных феноменов предвидения, телепатии и других, нуждающихся в объяснении психических явлений, которые не подпадают под наличные физические или психологические объяснения. Термин “П.” предложен П. Бойраком (1893). Т. Раин ввел понятие “пси- феномена” и разделил такие феномены на два вида: когнитивные и физические (пси-гамма-феномены и пси-каппа-феномены). К первым, называемым также экстрасенсорным восприятием , относятся ясновидение , способность к предсказанию, телепатия (прямая коммуникация между двумя сознаниями, возможно разделенными большим пространством , обходящаяся без обычного участия органов чувств); ко вторым — психокинез, т.е. духовное воздействие на материальные объекты на расстоянии. Телепатия является частным случаем телегнози-са — такого знания о состоянии чужого сознания, которое получается, как можно думать, не путем восприятия телесных движений др. человека и не благодаря каким-то иным физическим воздействиям, посредством которых обычно устанавливается связь между сознаниями. Вопрос о том, можно ли иметь знание о мыслях др. человека, факт ах или будущих событиях без использования обычных сенсорных каналов, остается открытым. Вера в существование такого знания распространена с древнейших времен, но она обычно обосновывалась ссылками на сверхъестественные силы. Научных и.прежде всего твердо установленных эмпирических оснований для такой веры пока нет. Еще проблематичнее возможность существования пара психоло-гических феноменов физического характера : выпадение определенной комбинации цифр при игре в кости или конкретный расклад карт при сдаче по мысленному приказу человека; перемещение предметов одним усилием воли; преодоление благодаря только такому усилию гравитации (левитация); передвижение, нередко разрушительное, предметов при полтергейсте и т.п. Из П. иногда делались выводы о существовании параллельной, чисто духовной реальности, о возможности общения с духами и т.п. Более осторожные сторонники П. считают парапсихологическую деятельность реально существующей, но отвергают ее спиритическое обоснование . Противники П. обосновывают свои взгляды тем, что пси-феномены совершенно не вписываются в сложившуюся научную картину мира и что все должно объясняться с помощью естественных факторов, а не путем постулирования еще одной, доступной лишь избранным, реальности.
(от греч . para около, возле , против и психология ) - наука о про явления х душевных сил, которые должны объясняться с естественнонаучной точки зрения, хотя и не являются таковыми по своей природе. В соответствии с исследованиями Раина .говорят о пси-феноменах (см. Пара психологический феномен ), различая при этом пси-гамма-феномены (явления восприятия: ясновидение , предвидение будущих результатов) от псикаппа-феноменов (явлений, связанных с движениями: психокинез, т.е. духовное воздействие на объект на расстоянии). В кругу серьезных ученых сомнений в реальности психофеноменов почти нет.
(от греч . ра га — возле , около) — общее обозначение различных представлений и гипотез, относящихся к психическим явлениям, само существование к-рых не получило научно достоверного подтверждения и обоснования. К явлениям, о наличии к-рых заявляет П., относится гл. обр. т. наз. экстрасенсорное восприятие , т. е. прием человеком информации, не связанный с функционированием известных науке органов чувств ( телепатия — непосредственная передача мыслей от одного человека к другому; ясновидение — познание объектов, заведомо недоступных для восприятия субъекта ; предвидение будущего, к-рое не основывается на деятельности абстрактного мышления и фантазии). Попытки подтвердить наличие феноменов П. предпринимались неоднократно на протяжении последних полутора вв., но не дали научно обоснованных результатов, хотя вместе с тем способствовали познанию психологических закономерностей гипноза , идеомоторных актов, субсенсорного восприятия и т. д. П. признает существование людей, наделенных сверхъестественными способностями ясновидения и телепатии (медиумы, экстрасенсы ). Явления , о к-рых говорит П., оказываются источником мн. ненаучных спекуляций, а иногда и попросту шарлатанской дезинформации. П. и ее утверждения становятся предметом ряда дискуссий, хотя и вызывают скептическое отношение большинства ученых-психологов. Не отрицая целесообразности продолжения экспериментального изучения нек-рых явлений, на к-рых спекулирует П., они выступают против научно не аргументированных утверждений и заявлений ее сторонников.