Что такое Панславизм? Значение слова Панславизм в философском словаре

Панславизм - - идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии. Термин "П." был введен в нач. 40-х гг. XIX в. для обозначения "сепаратистских и прорусских" настроений и движений славян Австрийской империи, хотя как явление П. возник раньше и получил определенное теоретическое оформление у ряда славянских мыслителей, напр., в идее "славянской взаимности" словацкого ученого П. Й. Шафарика. В России предвосхищением этих идей послужила высказанная Крижаничем мысль , что "русское племя и имя есть всем остальным вершина и корень "; он же выдвинул проект распространения рус. языка как средства всеславянского общения. Как идейно- политическое течение, ставящее своей целью достижение всеславянского единения под эгидой одного из народов (в первую очередь рус. и польского) или в форме федерации, П. начал оформляться с кон. XVIII - нач. XIX в. В форме призыва к конфедеративному союзу всех славянских народов на началах демократизма П. был присущ Об-ву объединенных славян, возникшему в 1818 г. и организационно оформившемуся в 1823 г. В него входили рус. офицеры и польские шляхтичи, не чуждые идей масонства. Нек-рые положения относительно славянского единения на федеративных началах были восприняты петрашевцами, но революционно-демократическое крыло П. сформировалось все же в Европе благодаря революционным инициативам М. А. Бакунина, поддерживаемым Герценом. В свою очередь Погодин в "Записках" обосновывал позиции доминирования Российской Империи в решении славянского вопроса , дав идее П. "консервативный" облик. "Консервативный" П. все более проникал в официальную идеологию, стимулируя соответствующий подход к решению т, наз. "вост. вопроса", что проявилось, напр., в Крымской войне. Оба варианта П. подверглись критике в произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. "Консервативный вариант" они расценивали как выражение имперских устремлений рус. самодержавия, "демократический" - как апологию земледельческого производства и отсталости. Предпочтительнее им казалась линия на ассимиляцию славянства "передовыми народами", в первую очередь - немцами. В ст. "Демократический панславизм " (1849) Ф. Энгельс писал: "...кроме поляков, русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего..." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 294). Трактовки П. как орудия рус. абсолютизма придерживались мн. зап. социальные мыслители, что подчеркивал, напр., А. Н. Пыпин. "Под русским панславизмом западные писатели разумеют обыкновенно, принимаемое ими за несомненное, стремление России воспользоваться племенными влечениями славянских народов, слабых в отдельности, для установления своего влияния или господства над ними с тем, чтобы грозить потом Европе" (Пыпин А. Н. Панславизм в прошлом и настоящем. С. 73). С его т. зр., П. не столько политическое течение, сколько "философско-историческое построение, которое никогда не было правительственной системой", между тем его сущность "злостного политического плана была принята как факт " (Там же. С. 171, 172). Определенные панславистские положения высказывались славянофилами, хотя их внешнеполитические ориентации не в полной мере совпадали с П. Более четко установки П. просматриваются в работах Данилевского (прежде всего "Россия и Европа") и В. И. Ламанского, а нек-рые трактовки "славянской идеи " в сугубо консервативном духе К. Н. Леонтьевым и Победоносцевым вызывали отпор со стороны не только революционно-демократически ориентированных, но и либеральных кругов. Влияние этой идеи уже в форме неославизма проявилось в нач. XX в., особенно после Славянского съезда в Праге в 1908 г. Заметный вклад в его развитие внесли В. А. Бобринский, Милюков, П. Б. Струве. Они отказывались от опоры на монархическое начало в осуществлении П. и в то же время исходили из посылок европеизма в решении ряда проблем славянства. Хотя идеи П. и неославизма и входили в идеологическое обоснование позиции России в 1-й мировой войне, об-во (в отличие от 1877-1878 гг.) они не воодушевляли. Образование ряда славянских государств после 1918 г. можно было бы считать осуществлением "демократического варианта" П., если бы не противоречия между ними и не реванш идеи пангерманизма в форме национал-социализма . Соответственно Россия (СССР) вновь взяла на себя миссию освобождения и объединения славянских народов в годы 2-й мировой войны. Не исчезли импульсы к утверждению "славянской идеи" и в настоящее время .

Панславизм

- идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии. Термин "П." был введен в нач. 40-х гг. XIX в. для обозначения "сепаратистских и про русских " настроений и движений славян Австрийской империи, хотя как явление П. возник раньше и получил определенное теоретическое оформление у ряда славянских мыслителей, напр., в идее "славянской взаимности" словацкого ученого П. Й. Шафарика. В России предвосхищением этих идей послужила высказанная Крижаничем мысль , что "русское племя и имя есть всем остальным вершина и корень "; он же выдвинул проект распространения рус. языка как средства всеславянского общения. Как идейно- политическое течение , ставящее своей целью достижение всеславянского единения под эгидой одного из народ ов (в первую очередь рус. и польского) или в форме федерации, П. начал оформляться с кон. XVIII - нач. XIX в. В форме призыва к конфедеративному союзу всех славянских народов на началах демократизма П. был присущ Об-ву объединенных славян, возникшему в 1818 г. и организационно оформившемуся в 1823 г. В него входили рус. офицеры и польские шляхтичи, не чуждые идей масонства. Нек-рые положения относительно славянского единения на федеративных началах были восприняты петрашевцами, но революционно-демократическое крыло П. сформировалось все же в Европе благодаря революционным инициативам М. А. Бакунина, поддерживаемым Герценом. В свою очередь Пог один в "Записках" обосновывал позиции доминирования Российской Империи в решении славянского вопроса , дав идее П. "консервативный" облик . "Консервативный" П. все более проникал в официальную идеологию, стимулируя соответствующий подход к решению т, наз. "вост. вопроса", что проявилось, напр., в Крымской войне. Оба варианта П. подверглись критике в произв. К. Маркс а и Ф. Энгельс а. "Консервативный вариант" они расценивали как выражение имперских устремлений рус. самодержавия, "демократический" - как апологию земледельческого производства и отсталости. Предпочтительнее им казалась линия на ассимиляцию славянства "передовыми народами", в первую очередь - немцами. В ст. "Демократический панславизм " (1849) Ф. Энгельс писал: "...кроме поляков , русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего..." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 294). Трактовки П. как орудия рус. абсолютизма придерживались мн. зап. социальные мыслители, что подчеркивал, напр., А. Н. Пыпин . "Под русским панславизмом западные писатели разумеют обыкновенно , принимаемое ими за несомненное, стремление России воспользоваться племенными влечениями славянских народов, слабых в отдельности, для установления своего влияния или господства над ними с тем, чтобы грозить потом Европе" (Пыпин А. Н. Панславизм в прошлом и настоящем. С. 73). С его т. зр., П. не с только политическое течение, сколько "философско-историческое построение , которое никогда не было правительственной системой", между тем его сущность "злостного политического плана была принята как факт " (Там же. С. 171, 172). Определенные панславистские положения высказывались славянофилами, хотя их внешнеполитические ориентации не в полной мере совпадали с П. Более четко установки П. просматриваются в работах Данилевского ( прежде всего " Россия и Европа") и В. И. Ламанского, а нек-рые трактовки "славянской идеи " в сугубо консервативном духе К. Н. Леонтьевым и Победоносцевым вызывали отпор со стороны не только революционно-демократически ориентированных, но и либеральных кругов. Влияние этой идеи уже в форме неославизма проявилось в нач. XX в., особенно после Славянского съезда в Праге в 1908 г. Заметный вклад в его развитие вн если В. А. Бобринский , Милюков , П. Б. Струве . Они отказывались от опоры на монархическое начало в осуществлении П. и в то же время исходили из посылок европеизма в решении ряда проблем славянства. Хотя идеи П. и неославизма и входили в идеологическое обоснование позиции России в 1-й мировой войне, об-во (в отличие от 1877-1878 гг.) они не воодушевляли. Образование ряда славянских государств после 1918 г. можно было бы считать осуществлением "демократического варианта" П., если бы не противоречия между ними и не реванш идеи пангерманизма в форме национал-социализма . Соответственно Россия (СССР) вновь взяла на себя миссию освобождения и объединения славянских народов в годы 2-й мировой войны . Не исчезли импульсы к утверждению "славянской идеи" и в настоящее время .

Значение слова Панславизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Патриотизм - (греч. patre родина) общественный и нравственный ...
  • Подмастерье - масон 2 градуса. ...
  • Путь - мифологема движения, пространственновременной ориентации и цели; аспект ...
  • Постмодернизм - широкое культурное течение, в чью орбиту последние ...
  • Понимание - метод обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук ("наук ...
  • Парадигма - образец или модель . Как особый термин ...
  • Постмодернизм - философская, мировоззренческая, научная и художественная практика основанная ...
  • Представление - форма чувственного познания, связанная с воспроизведением образа ...
  • Прагматика - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, ...
  • Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых ...
  • Постулат - определенное, принимаемое априори утверждение не доказанное или ...
  • Понятие - форма мышления, отражающая общие свойства явлений действительного ...
  • Политика - совокупность концепций, идей, теорий, взглядов, используемых в ...
  • Познание - творческая деятельность человека направленная на получение достоверных ...
  • Врата - (Санскр.) Закон или сила богов. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари