- тип учений, в которых все существующее представлено одушевленным или же населенным разного рода "душами". Пример : "Все полно богов (демонов)" у Фалеса -пандемонизм как вариант панпсихизма . Сторонники панпсихизма видят окружающий мир не как множество духовно пустых вещей, а как нечто имеющее личностные или квазиличностные средоточия и центры, с которыми возможны отношения типа "Я-Ты". Христианские теологи чаще всего относились к панпсихизму отрицательно, однако св. Франциск Ассизский , обращавшийся, напр., к огню как к "брату огню", в некотором смысле был панпсихистом.
(греч. pan - всё и psyche - душа ) - учение о всеобщей одушевленности, согласно которой все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому. В действительности, т. о., не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием . См. Гилозоизм , Мировая душа .
(греч pan—все и psyche — душа ) — идеалистическое воззрение, по к-рому вся при рода обладает одушевленностью, психикой, философское воспроизведение анимизма . К П. были близки Бруно, в 19 в. Гербарт, Фехнер и др. Открытыми приверженцами этого воззрения являются мн. совр. философы -идеалисты (персоналисты, Уайтхед, критический реалист Ч. Стронг, основатель аналитической психологии К. Г. Юнг и др.). Научное понимание психической деятельности как особого свойства, присущего лишь высокоорганизованной материи, отрицает правомерность т. зр. П. (см. также Гилозоизм ).