(лат. nomina - имена , nominalis - относящийся к названиям) - 1 ) в узком смысл е - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии ); 2) в широком смысле - интерпретационная парадигма , проявившая себя в ориентации философии, науки , логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей " стоиками, киниками ( Антисфен и Диоген Синопский ) и перипатетиками ( Александр Афродизийский ). В раннем средневековье взгляды , семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистической позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и, особенно , Иоанн а Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются многочисленные на- правления Н. с различными семантическими оттенками. Прежде всего , правомерно говорить о радикальном, или крайнем, Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей ( концептуализм , терминизм ). Веер культурных аппликаций Н. достаточно широк. Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие , объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности ( решением Суассонского Собора в 1092 Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в историко-философской традиции своего рода принцип иальным основанием сенсуализма : в средневековой философии - Николай из Отрекура , Николай Орем , Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма ( Локк ); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" ( физикализм ). В приложении к антропоэтической и социальной проблематике Н. задает яркий вектор индивидуализма : от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т.е. социальной иерархии, над частью , т.е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета Папы). Применительно к проблематике логической Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе , что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты , их дискрипции и имена, но не символические термины , смысл которых задается контекстом (тезис Куайн а о недопустимости связывания универсалий кванторами, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадокс ами; классический пример - парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. становится актуальным в первой четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г. Кантор , Фреге ), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н. программа исключения абстракции (С.Лесьневский, Л.Хвистек, Т.Котарбиньский, Тарский , Н.Гудмен, Куайн, Л.Генкин, Р.Мартин и др.). Целью этой программы является построение внепарадоксальной математики на основе формализованных языков , в системе которых реализуется исключение абстракций ( теорема исключения абстракций В.Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопрос ов: "как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми , кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос . В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л.Генкин). В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика , формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен парадигмального характера , проявивший себя в различных социокультурных областях.
(лат. nomen - имя) - одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма , признававшего объективное существование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов существуют только единичные вещи , а общие понятия суть лишь «звук», то для умеренного Н. последние возникают в человеч. познании в процессе абстрагирования и существование общих понятий признается если не вне человеч. разума , то в самом познающем уме.И применении к христ. теологии Н. вел к отрицанию единой божеств, субстанции трех лиц христ. троицы. Решение проблемы общих понятий в Н. было антидиалектично и могло вести к субъективизму . В то же время Н. ориентировал познание на отход от богосл. проблематики и на из учение мира природных явлений.
(от лат. nomina - имена )- течение в схоластической мысли, признававшее реальное существование только индивидуальных вещей, а не общих понятий (универсалий), овладеть которыми стремится познающий разум . Универсалии были представлены в номинализме только как имена или слова, которые разум сам подбирает и дает вещам по их сходству и принадлежности определенным группам ( рода м и видам). Номинализм был скептичен к метафизике, настаивавшей на высшем познавательном значении универсалий, и содействовал эмпиризму , где оживал интерес к исторической и эмпирической конкретности вещей и явлений, а также к тщательному продумыванию теоретико-познавательных вопрос ов ( Оккам , XIV в.).
(от лат. nominalis - относящийся к имена м, названиям) - философская позиция , отрицающая реальность общего и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия. Денотатом термина может быть только единичное , которое - в зависимости от типа философии - понимается как физический объект или компонент опыта . Средневековый Н. противостоял реализму , отрицая онтологический статус общих понятий (универсалий) и трактуя их как термины, вводимые для обозначения сходного в единичных явлениях. В Новое время Н. был следствием жесткого механицизма , сводящего мир к совокупности тел (Гоббс), или идеалистического сенсуализма , признающего лишь конкретные опытные данные (Беркли, Юм). В обоих случаях общее трактовалось как знак ( слово ) или чувственный образ - представитель членов определенного множества. Абстрактные понятия рассматривались также как теоретические допущения, используемые для синтеза и систематизации фактов. Таково понимание Брентано роли общих терминов, обладающих весьма гипотетическим референтом, в высказываниях об индивидуальных сущностях. В современной философии Н. преимущественно связан с интерпретацией ряда логико-лингвистических проблем и методологическим эмпиризмом позитивистского толка. В логическом позитивизме верификация , осуществляемая через сведение высказываний к протокольным предложениям, предполагает нередуцируемые базовые термины, непосредственно соотнесенные с элементами опыта. Эмпирическая о смысл енность таких терминов устанавливает границы значения остальных понятий теоретического языка . Следствием такого Н. было , с одной стороны, неприятие метафизических составляющих знания как неверифицируемых, с другой стороны, обращение к конвенционализму или априоризму для объяснения правил оперирования общими терминами языка и науки . Крайнюю форму Н. представляет " реизм " Котарбиньского, к которому близки позиции Лесьневского и Тарского. В аналитической философии ( Куайн , Гудмен, Дэвидсон и др.) Н. кроме традиционных аргументов подкрепляется также стремлением преодолеть ряд затруднений, связанных с теорией множеств, проблемой значения, исчислением предикатов и др., через радикальный отказ от реалистического эссенциализма в трактовке идеальных объектов и приведение предложений классической логики к виду предложений существования, в которых невозможны предметные значения типа абстрактных сущностей.
средневековое учение , утверждавшее, что общие идеи – лишь слова, которым в уме не соответствует, никакая реальность .
- философское учение , отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
(лат. nomina - имена , nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысл е - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии ); (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма , проявившая себя в ориентации философии, науки , логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей " стоиками, киниками ( Антисфен и Диоген Синопский ) и перипатетиками ( Александр Афродизийский ). В раннем средневековье взгляды , семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистическою позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и - особенно - Иоанн а Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются многочисленные направления Н. с различными семантическими оттенками. Прежде всего , правомерно говорить о радикальном или крайнем Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей ( концептуализм , терминизм ). Веер культурных аппликаций Н. достаточно широк. Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие , объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности ( решением Суассонского Собора (1092) Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в историко-философской традиции своего рода принцип иальным основанием сенсуализма : в средневековой философии - Николай из Отрекура , Николай Орем , Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма ( Локк ); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" ( физикализм ). В приложении к антропо-этической и социальной проблематике Н. задает яркий вектор индивидуализма : от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т.е. социальной иерархии, над частью , т.е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета папы). Применительно к проблематике логической Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе , что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты , их дискрипции и имена, но не символические термины , смысл которых задается контекстом (тезис Куайн а о недопустимости связывания универсалий кванторами V и э, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадокс ами; классический пример - парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. становится актуальным в 1-й четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г. Кантор , Фреге ), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н. программа исключения абстракции (С. Лесьневский, Л. Хвистек, Котар-биньский, Тарский , Н. Гудмен, Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин и др.). Целью этой программы является построение вне-парадоксальной математики на основе формализованных языков , в системе которых реализуется исключение абстракций ( теорема исключения абстракций В. Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопрос ов: "как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми , кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос . В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л. Генкин). В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика , формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен пара -дигмального характера , проявивший себя в различных социокультурных областях. М.А. Можейко
(лат. "nomen", "имя") - направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму , отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь имена ми, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм ; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).
(от лат. nomen имя, название) - философское воззрение, согласно которому все общие понятия, универсалии , не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Так, сторонники концептуализм а утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языков ыми обозначениями, имена ми (лат. nomina). Для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ни чего , никакой объективной действительности выражать не могут. В сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. Само название "номиналист" ("nominales") возникло в ранний период развития схоластики, в то время , когда Иоганн Росцеллш возродил древний номинализм. Философия Росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в Суассоне. Но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано Уильямом Оккамом, заимствовавшим их у Дунса Скота ( правда , сам Дуне Скот не был номиналистом). В конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был Оккам , заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. Номинализм - предшественник эмпиризма . Современные феномен ология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.
(лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь имена ми. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Н. был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Н., по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века . Однако номиналисты не учитывали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росцелин, Оккам . Идеи Н. развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в совр. период — в семантической философии.