Что такое Неразрешимости? Значение слова Неразрешимости в философском словаре

Неразрешимости - - термин , используемый Деррида для критики фундаментальных философских основоположений. Деррида заимствовал этот термин из работы К. Геделя по метаматематике. Философия , или метафизика присутствия, строится на предположении о ряде формально-логических аксиом, в целом гарантирующих полное и непротиворечивое объяснение смысла мира, а также соответствующего предположения, что одно-единственное основание - например, абсолютная идея у Гегеля или бытие у Хайдеггера - может гарантировать полноту понимания мира. При этом само собой разумеется, что система знания, будь то формально-логическая или общая категория , является полной и абсолютной. Такая система знания, по определению, не имеет внешнего, т. е. границ, отделяющих внешнее от внутреннего. Эта система необходимо предполагает возможность трансценденции или в форме трансцендентального сознания (Кант, Гуссерль), которое производит логические формы , описывающие мир, не будучи само в то же время частью этого мира (отход от мира в сферу трансцендентального сознания осуществляется феноменологической редукцией), или в форме общей категории , которая охватывает все мировое сущее , не будучи сама частью этого мира, и к которой все сущее ссылается для обнаружения собственной истины. В любом случае предполагается наличие метауровня, который скрепляет парадигматическую систему, не имеющую границ. Для того чтобы система знания была полной, она требует метауровня, внешнего по отношению к формализованной системе. Но возникает вопрос , как объяснить этот метауровень, из которого конструируется система. Ведь его объяснение требует другого метауровня, а тот, в свою очередь, требует другого... - и так до бесконечности. То, что позволяет системе быть полной и непротиворечивой, в то же время создает ее неполноту и противоречивость. Используя геделевскую терминологию, можно сказать, что система "неразрешима", поскольку сама создает элементы , которые одновременно и принадлежат и не принадлежат к системе. Аксиоматическая система неполна. Геделевская теорема утверждает, что для любой аксиоматической системы возможны элементы , производные из аксиом системы, для которых невозможно доказательство принадлежности к системе или отсутствия такой принадлежности. Т. е. система не тождественна сама себе, она должна быть расширена. Например, внутри традиционной геометрии пятый постулат Эвклида неразрешим; средствами Эвклидовой геометрии этот постулат недоказуем, но без него традиционная геометрия неполна. Введение дополнительных аксиом для разрешения неразрешимых элементов порождает новые проблемы, новые неразрешимые элементы. Процесс завершения системы никогда не может быть полным. Любая конечная парадигматическая система непременно неполна и потенциально самопротиворечива. Большинство работ Деррида демонстрируют неполноту и самопротиворечивость философских систем вследствие Н., которые необходимы для дополнения системы, но в то же время противоречат ее аксиомам . Например, по Гуссерлю, формально-логические утверждения необходимо дедуцируются из интуиции. Язык последней необходимо экспрессивен, а не индикативен, поскольку последний предполагает референцию к внешнему, что противоречит аксиоме идеального самоприсутствия смысла без опосредований какими-то знаками. Деррида показывает, что для полноты гуссерлевская система требует этого исключенного индикативного знака , но его введение делает саму систему противоречивой, т. е. неполной. Индикативные знаки неразрешимы в системе Гуссерля. Система Гуссерля, хотя практически и нуждается во введении индикативного знака, тем не менее теоретически или аксиоматически исключает элемент, который неразрешим, т. е. в одно и то же время принадлежит и не принадлежит к системе, что означает неполноту системы. Другой пример - "фармакон" у Платона (это одновременно и яд, и лекарство), двойственность которого, с одной стороны, обеспечивает полноту платоновской системы, а с другой - предполагает введение противоречивого элемента, который ставит под вопрос эту полноту. Т. о., Н. обусловливают полноту и непротиворечивость философских систем, но в силу той же возможности обозначают нетождественность, неполноту и противоречивость системы. Но, с другой стороны, Н. не могут быть определены, идентифицированы и в отношении самих себя, поскольку постоянно находятся в некотором смещении, "скольжении". Иными словами, хотя Н. обусловливают систематизацию как таковую, сами, однако, не систематизируемы. Это значит, что Н. не могут выступать некими универсальными, трансцендентальными философскими принципами. Строго говоря, Н. никакой системы не формируют; они не могут быть формализованы. Система Н. не может быть формализована, идеализирована или систематизирована из какого-то единого центра или принципа , поскольку именно их игра , смещения, "скольжения" обусловливают возможность систематизации, формализации или идеализации. Пространство Н. - это гетерологическое пространство нередуцируемого множества структурных возможностей. Именно в игре этих структурных возможностей разыгрывается философствование как таковое. В зависимости от контекста Деррида внутри метафизических систем и, соответственно, философских текстов выделяет множество Н.: differance , дополнительность , след , архислед, архиписьмо, интеративность и т. д. Т. X. Керимов

Неразрешимости

- термин , используемый Деррида для критики фундаментальных философских основоположений. Деррида заимствовал этот термин из работы К. Геделя по метаматематике. Философия , или метафизика присутствия, строится на предположении о ряде формально-логических аксиом, в целом гарантирующих полное и непротиворечивое объяснение смысла мира , а также соответствующего предположения, что одно -единственное основание - на пример , абсолютная идея у Гегеля или бытие у Хайдеггера - может гарантировать полноту понимания мира. При этом само собой разумеется, что система знания , будь то формально-логическая или общая категория , является полной и абсолютной. Такая система знания, по определению, не имеет внеш него , т. е. границ, отделяющих внешнее от внутреннего. Эта система необходимо предполагает воз можно сть трансценденции или в форме трансцендентального сознания ( Кант , Гуссерль ), которое производит логические формы , описывающие мир, не будучи само в то же время частью э того мира ( отход от мира в сферу трансцендентального сознания осуществляется феноменологической редукцией), или в форме общей категории , которая охватывает все мировое сущее , не будучи сама частью этого мира, и к которой все сущее ссылается для обнаружения собственной истины. В любом случае предполагается наличие метауровня, который скрепляет парадигматическую систему, не имеющую границ. Для того чтобы система знания была полной, она требует метауровня, внешнего по отношению к формализованной системе. Но возникает вопрос , как объяснить этот метауровень, из которого конструируется система. Ведь его объяснение требует другого метауровня, а тот, в свою очередь , требует другого... - и так до бесконечности. То, что позволяет системе быть полной и непротиворечивой, в то же время создает ее неполноту и противоречивость . Используя геделевскую терминологию, можно сказать , что система "неразрешима", поскольку сама создает элемент ы , которые одновременно и принадлежат и не принадлежат к системе. Аксиоматическая система неполна. Геделевская теорема утверждает, что для любой аксиоматической системы возможны элементы , производные из аксиом системы, для которых невозможно доказательство принадлежности к системе или отсутствия такой принадлежности. Т. е. система не тождественна сама себе , она должна быть расширена. Например , внутри традиционной геометрии пятый постулат Эвклида неразрешим; средствами Эвклидовой геометрии этот постулат недоказуем, но без него традиционная геометрия неполна. Введение дополнительных аксиом для разрешения неразрешимых элементов порождает новые проблемы, новые неразрешимые элементы. Процесс завершения системы никогда не может быть полным . Любая конечная парадигматическая система непременно неполна и потенциально самопротиворечива. Большинство работ Деррида демонстрируют неполноту и самопротиворечивость философских систем в след ствие Н., которые необходимы для дополнения системы, но в то же время противоречат ее аксиомам . Например, по Гуссерлю, формально-логические утверждения необходимо дедуцируются из интуиции. Язык последней необходимо экспрессивен, а не индикативен, поскольку последний предполагает референцию к внешнему, что противоречит аксиоме идеального самоприсутствия смысла без опосредований какими-то знаками. Деррида показывает, что для полноты гуссерлевская система требует этого исключенного индикативного знака , но его введение делает саму систему противоречивой, т. е. неполной. Индикативные знаки неразрешимы в системе Гуссерля. Система Гуссерля, хотя практически и нуждается во введении индикативного знака, тем не менее теоретически или аксиоматически исключает элемент, который неразрешим, т. е. в одно и то же время принадлежит и не принадлежит к системе, что означает неполноту системы. Другой пример - "фармакон" у Платона (это одновременно и яд, и лекарство ), двойственность которого, с одной стороны, обеспечивает полноту платоновской системы, а с другой - предполагает введение противоречивого элемента, который ставит под вопрос эту полноту. Т. о., Н. обусловливают полноту и непротиворечивость философских систем, но в силу той же возможности обозначают нетождественность, неполноту и противоречивость системы. Но, с другой стороны, Н. не могут быть определены, идентифицированы и в отношении самих себя , поскольку постоянно находятся в некотором смещении, "скольжении". Иными словами, хотя Н. обусловливают систематизацию как таковую, сами, однако , не систематизируемы. Это значит , что Н. не могут выступать некими универсальными, трансцендентальными философскими принципами. Строго говоря, Н. никакой системы не формируют; они не могут быть формализованы. Система Н. не может быть формализована, идеализирована или систематизирована из какого-то единого центра или принципа , поскольку именно их игра , смещения, "скольжения" обусловливают возможность систематизации, формализации или идеализации. Пространство Н. - это гетерологическое пространство нередуцируемого множества структурных возможностей. Именно в игре этих структурных возможностей разыгрывается философствование как таковое. В зависимости от контекста Деррида внутри метафизических систем и, соответственно , философских текстов выделяет множество Н.: differance , дополнительность , след , архислед, архиписьмо, интеративность и т. д. Т. X. Керимов

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Национализм - требование привилегий для отдельных представителей отдельных народов ...
  • Наука - обобщение результатов проникновения в суть вещей; одно ...
  • Наказание - по [7] "согласно распространенному заблуждению, наказание является ...
  • Наблюдатель - исследователь, зонд, предмет ( вещь ) или ...
  • Несториане - христианская секта, ведущая свое происхождение от Нестория ...
  • Наука - В широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой ...
  • Неотомизм - течение в современной католической философии, основывающееся на ...
  • Номинализм - (от лат. nomina имена) течение в схоластической ...
  • Нирвана - (санскр. угасание, прекращение) в Буддизме понимается ...
  • Непостижимое - у С.Франка: глубинная божественная реальность в ее ...
  • Неотомизм - течение в религиознофилософской мысли ХХ в., источником ...
  • Неверие - В Св. Писании указываются следующие причины неверия: ...
  • Натурализм - (от лат. natura природа ) убеждение ...
  • Непротиворечивость - Никому еще не удавалось создать философию, которая была ...
  • Этнометодология - одно из направлений в совр. культурологии и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари