Что такое Неопротестантизм? Значение слова Неопротестантизм в философском словаре

1) Неопротестантизм - (греч. neos - новый и лат. protestans -несогласный, публично доказывающий) - течение в совр. буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму , известно также под названиями « неоортодоксия », « теология кризиса », « диалектическая теология ». Этическая теория Н, основывается на религиозном учении о боге и человеке , в к-ром определенным образом осмысляется общий кризис капиталистического об-ва, Это учение получает распространение после первой мировой войны в Европе, где его развивают теологи Барт и Э. Бруннер, а в 30-х гг. - в США, где его проповедуют Рейнхольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих и др. Сторонники Н. выступили с резкой критикой идей либерального христианства в этике, оценив его как «наивное морализирование ». Осуждая социальные и моральные пороки совр. капитализма , неопротестанты усматривают, однако, причину этих пороков в «естественной» природе человека, как такового, и всякого об-ва вообще. Человек, утверждают неоортодоксы, по своей природе зол, неискоренимо греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа. Поэтому мотивы нравственного осуждения буржуазной действительности совмещаются в неоортодоксии с оправданием ее как неизбежной необходимости. Признание невозможности практического осуществления христианских принципов в общественной жизни заставляет сторонников этого учения перенести подлинную нравственность в сферу « отношения человека к богу», иными словами, в область веры. Т. обр., неоортодоксы как бы расщепляют бытие человека на две несопричастные сферы. Первая -это мирская жизнь , общественная практика . Здесь человек преследует земные интересы , действует по принципу практической целесообразности, совершенствует технику и развивает науку, подчиняет себе природу и пытается разумно организовать общественную жизнь. Но все это якобы лишь «неподлинное» бытие, «жизнь в грехе », царство материальной зависимости и практического расчета. «Подлинное» бытие, учат неоортодоксы,-это обращенность человека к богу, упование на его милость , отказ от веры в собственные силы и поиск смысла жизни по ту сторону социальной практики. Если либеральное христианство , в сущности, отождествляло требования религиозной морали с требованиями, предъявляемыми к человеку об-вом, то неоортодоксы противопоставляют «мирскую» мораль и христианскую нравственность. «Мирская» мораль, утверждают они,-это нравственность «расчета», она исходит из материальных, эгоистических интересов человека и служит удовлетворению лишь его социальных (якобы внешних, а не истинных) потребностей. Как мораль «благоразумия», она приспособлена к «греховной» натуре человека, отрицает абсолютные моральные принципы и допускает насилие . «Подлинная» же нравственность -это мораль любви и всепрощения, абсолютной справедливости, к-рые возможны лишь в служении богу. В конечном итоге оказывается, что эта «абсолютная» мораль совершенно несовместима с действительным (т. е. общественным) бытием человека. Она не может быть выражена в мирских понятиях, в категориях разума , применимых к социальной действительности, ее нельзя сформулировать в виде системы практических принципов, к-рые можно было бы осуществлять в общественной жизни человека (Теоном-ная этика ). Противопоставление неоортодоксами земной морали и «подлинной» нравственности христианства практически имеет тот апологетический смысл, что в общественной жизни человеку не возбраняется оставаться эгоистом, творить зло, совершать насилие, эксплуатировать ближнего. «Подлинная» нравственность требует от него не борьбы со злом и пороками, а признания своей полной неспособности преодолеть социальную несправедливость, построить лучшее об-во и добиться осуществления своих моральных идеалов. Этот реакционный смысл неоортодоксальной этики, к-рая объективно приходит к признанию необходимости безнравственности в общественной жизни, особенно явственно выражается в крайне враждебном ее отношении к коммунистической морали. Прежде всего нападкам неопротестантов подвергаются присущие коммунистической нравственности нетерпимость к социальной несправедливости и злу, установка на революционное преобразование капиталистического об-ва в коммунистическое.

2) Неопротестантизм - — направление в совр. буржуазной теологии, получившее распространение после 1-й мировой войны в Европе (К. Барт, Э. Бруннер), а в 30-е гг.— в США (Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих и др.) ( Диалектическая теология ). Выступив с резкой критикой либерального христианства, Н. противопоставил абсолютно авторитарного бога ограниченному в своих возможностях человеку . Бог в философском учении Н. понимается как свободно творящий .свою волю субъект в противоположность пониманию бога как вечного закона в неотомиэме. Человек с т. эр. Н. в своем земном бытии враждебен богу, необходимо преступает его волю; в этом состоит принципиально неустранимая человеческая греховность. Н. объявил иллюзорными все надежды людей на исторический прогресс , развитие об-ва, науки, просвещения и подверг критике светскую гуманистическую культуру, куда Н. относит все Возрождение , философию рационализма 17—18 вв.. Просвещение , а также марксизм . Социально-историческое бытие сторонники Н. считают “неподлинным”, толкающим человека на “ бунт против бога”, соблазняющим его рассматривать себя как независимого субъекта и творца истории. Религия (и религиозная совесть ) с этой т. зр. выполняет лишь критическую функцию — разоблачение подобных греховных притязаний человека. В этике Н. это нашло выражение в противопоставлении мирской и христианской морали. Первая, с т. зр. Н., подчинена материальным и социальным интересам, приспособлена к греховной натуре человека и имеет компромиссный характер . Вторая же абсолютна и безусловна; она вне всякой целесообразности, основана на принципе любви. Но христианская мораль , по мысли сторонников Н., не может практиковаться в социальной жизни и всегда остается лишь “невозможной возможностью ”. Эту мораль нельзя выразить в понятиях, в системе конкретных принципов поведения. Она сводится лишь к безусловной критике всяких притязаний человека на моральность , полной покорности воле бога без попыток понять смысл и целесообразность ее требований.

Неопротестантизм

( греч . neos - новый и лат. protestans -несогласный, публично доказывающий) - течение в совр. буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму , известно также под названиями « неоортодоксия », « теология кризис а », « диалектическая теология ». Этическая теория Н, основывается на религиозном учении о боге и человеке , в к-ром определенным образом о смысл яется общий кризис капиталистического об-ва, Это учение получает распространение после первой мировой войны в Европе, где его развивают теологи Барт и Э. Бруннер , а в 30-х гг. - в США, где его проповедуют Рейнхольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих и др. Сторонники Н. выступили с резкой критикой идей либерального христианства в этике, оценив его как «наивное морализирование ». Осуждая социальные и мораль ные пороки совр. капитализма , неопротестанты усматривают, однако , причину этих пороков в «естественной» природе человека, как такового, и всякого об-ва вообще . Человек , утверждают неоортодоксы, по своей природе зол, неискоренимо греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа . Поэтому мотивы нравственного осуждения буржуазной действительности совмещаются в неоортодоксии с оправданием ее как неизбежной необходимости. Признание невоз можно сти практического осуществления христианских принципов в общественной жизни заставляет сторонников этого учения перенести подлинную нравственность в сферу « отношения человека к богу», иными словами, в область веры. Т. обр., неоортодоксы как бы расщепляют бытие человека на две несопричастные сферы. Первая -это мирская жизнь , общественная практика . Здесь человек преследует земные интересы , действует по принципу практической целесообразности, совершенствует технику и развивает науку, подчиняет себе природу и пытается разумно организовать общественную жизнь. Но все это якобы лишь «неподлинное» бытие, «жизнь в грехе », царство материальной зависимости и практического расчета. «Подлинное» бытие, учат неоортодоксы,-это обращенность человека к богу, упование на его милость , отказ от веры в собственные силы и поиск смысла жизни по ту сторону социальной практики. Если либеральное христианство , в сущности, отождествляло требования религиозной морали с требованиями, предъявляемыми к человеку об-вом, то неоортодоксы противопоставляют «мирскую» мораль и христианскую нравственность. «Мирская» мораль, утверждают они,-это нравственность «расчета», она исходит из материальных, эгоистических интересов человека и служит удовлетворению лишь его социальных (якобы внешних, а не истинных) потребностей. Как мораль «благоразумия», она приспособлена к «греховной» натуре человека, отрицает абсолютные моральные принципы и допускает насилие . «Подлинная» же нравственность -это мораль любви и всепрощения, абсолютной справедливости, к-рые возможны лишь в служении богу. В конечном итоге оказывается, что эта «абсолютная» мораль совершенно несовместима с действительным (т. е. общественным) бытием человека. Она не может быть выражена в мирских понятиях, в категориях разума , применимых к социальной действительности, ее нельзя сформулировать в виде системы практических принципов, к-рые можно было бы осуществлять в общественной жизни человека (Теоном-ная этика ). Противопоставление неоортодоксами земной морали и «подлинной» нравственности христианства практически имеет тот апологетический смысл, что в общественной жизни человеку не возбраняется оставаться эгоистом, творить зло, совершать насилие, эксплуатировать ближ него . «Подлинная» нравственность требует от него не борьбы со злом и пороками, а признания своей полной неспособности преодолеть социальную несправедливость , построить лучшее об-во и добиться осуществления своих моральных идеалов. Этот реакционный смысл неоортодоксальной этики, к-рая объективно приходит к признанию необходимости безнравственности в общественной жизни, особенно явственно выражается в крайне враждебном ее отношении к коммунистической морали. Прежде всего нападкам неопротестантов подвергаются присущие коммунистической нравственности нетерпимость к социальной несправедливости и злу, установка на революционное преобразование капиталистического об-ва в коммунистическое.

— направление в совр. буржуазной теологии, получившее распространение после 1-й мировой войны в Европе (К. Барт , Э. Бруннер ), а в 30-е гг.— в США (Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих и др.) ( Диалектическая теология ). Выступив с резкой критикой либерального христианства, Н. противопоставил абсолютно авторитарного бога ограниченному в своих воз можно стях человеку . Бог в философском учении Н. понимается как свободно творящий .свою волю субъект в противоположность пониманию бога как вечного закона в неотомиэме. Человек с т. эр. Н. в своем земном бытии враждебен богу, необходимо преступает его волю; в этом состоит принципиально неустранимая человеческая греховность. Н. объявил иллюзорными все надежды людей на исторический прогресс , развитие об-ва, науки, просвещения и подверг критике светскую гуманистическую культуру, куда Н. относит все Возрождение , философию рационализма 17—18 вв.. Просвещение , а также марксизм . Социально-историческое бытие сторонники Н. считают “неподлинным”, толкающим человека на “ бунт против бога”, соблазняющим его рассматривать себя как независимого субъекта и творца истории. Религия (и религиозная совесть ) с этой т. зр. выполняет лишь критическую функцию — разоблачение подобных греховных притязаний человека. В этике Н. это нашло выражение в противопоставлении мирской и христианской морали. Первая, с т. зр. Н., подчинена материальным и социальным интересам, приспособлена к греховной натуре человека и имеет компромиссный характер . Вторая же абсолютна и безусловна; она вне всякой целесообразности, основана на принципе любви. Но христианская мораль , по мысли сторонников Н., не может практиковаться в социальной жизни и всегда остается лишь “невозможной возможностью ”. Эту мораль нельзя выразить в понятиях, в системе конкретных принципов поведения. Она сводится лишь к безусловной критике всяких притязаний человека на моральность , полной покорности воле бога без попыток понять смысл и целесообразность ее требований.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Народничество - система философскосоциологических, а также экономикополитических взглядов в ...
  • Наличность - 1) понятие экзистенциализма . " Наличность " ...
  • Наитивизм - учение о мистикорелигиозном характере познания; истина раскрывается ...
  • Надсознание - ясное сознание в противовес подсознательному, несознательному; не ...
  • Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с ...
  • Нонконформизм - (лат. "non", "нет", "не" и "conformism", "уподобление", " ...
  • Номинализм - (лат. "nomen", "имя") направление средневековой схоластической философии ...
  • Неоавангард - см. концептуализм гиперреализм. ...
  • Наука - область культуры, связанная со специализированной деятельностью по ...
  • Новоградство - течение в послереволюционной эмиграции, получившее свое название ...
  • Никифор - (2я пол. XI в. 1121) религиозный ...
  • Нестяжатели - сторонники религиозного течения, сформировавшегося во 2й пол. ...
  • Народничество - 1) общественное движение последней трети XIX ...
  • Номогенез - разработанная С. Л. Бергом концепция согласно которой ...
  • Здравомыслие - способность мыслить, опираясь на жизненный практический опыт ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари