Что такое Национализм? Значение слова Национализм в философском словаре

1) Национализм - - форма национального самосознания, формирующаяся через антимедиацию, стремление вернуться к господству древних ценностей - противоположность развитию национального самосознания национальных ценностей на основе и в связи с общечеловеческими. Н. пытается повернуть развитие национального самосознания к ценностям племенных форм жизни, древних локальных замкнутых сообществ. Для Н. характерна абсолютизация своих ценностей как единственно возможных, господство монолога в мышлении, смыслообразовании, отказ от диалога , плюрализма , тяготение к обоснованию своих ценностей внечеловеческими факторами, например биологией. Н. может выступать в скрытом виде, например в форме популизма , хотя не всякий популизм является Н.

2) Национализм - (от лат. natio - племя , народ ) - 1) доктрина , согласно которой интересы нации должны стоять на первом месте во внешней политике; 2) обособление и исключительное самоутверждение нации в противопоставлении себя другим народам и всему человечеству в целом. В крайних формах приобретает характер идолопоклонства, когда принимается, что " нация - превыше всего". Оценивать это следует как безнравственное и не могущее иметь никакого серьезного теоретического обоснования. "Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется национализм , есть ошибочное его смешение с патриотизмом" (Вл.Соловьев).

3) Национализм - - особое состояние этнического сознания, его иллюзорная форма , а также идеологический и политический принцип . Его содержание составляет абсолютизация собственной национальной исключительности, с необходимостью соединенная с недоверием к чужим этническим общностям, как правило , - к тем или иным конкретным народам, и в крайних своих проявлениях - с отказом им в праве на существование . Н. возникает как ответная реакция этнической общности на деструктивные воздействия внешней среды (социально-экономических и политических процессов, иноэтнического влияния). Если эти воздействия далеки от оптимума , например, превышают допустимый для данного народа предел, который на каждом этапе жизни этноса , безусловно, меняется и зависит от особенностей его исторической судьбы, численности этноса, специфики его способов деятельности, степени общности черт культуры с его соседями и т. д., реакция этноса может быть прямо противоположной той, что была ответом на аналогичные по качеству воздействия до возникновения критической ситуации. Н. выступает, в частности, ответной реакцией этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако реакция этнической системы в форме Н. является реакцией неадекватной. В национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического, которое при этом начинает рассматриваться как единственное предельное основание бытия данной общности людей, как единственный естественный критерий дифференциации человеческого общества, определяющий в конечном итоге все отношения между людьми. Этническое становится в конце концов объектом своего рода культа вплоть до ритуализации. Националистское сознание чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а генофонд и его внешние проявления (такие как антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность . Рассматривая этнос как явление исключительно генетическое, националистское сознание неизбежно недооценивает всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, государственной, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в т. ч. и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа. Исповедуя национальную чистоту, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую в конечном итоге к застою, упрощению, упадку и гибели данной национальной культуры. И, следовательно, в этом смысле националистический идеал есть в своей сущности оборотная сторона идеала космополитического, антигосударственного, идеала разрушения национальной культуры как таковой. Гносеологические основания Н. заключены в рационализированном сознании, даже если формально те или иные националистические концепции опираются на мистическую традицию. Рационализм (в наиболее ярко выраженной форме доведенный до утилитаризма ) предполагает в данном случае прежде всего цель земного процветания, достижения утилитарного блага , практической пользы для данного народа в процессе межэтнической борьбы. И любая идея об "избранности" данного народа "работает" именно на этот идеал. Н. всегда предполагает видение внешнего врага, якобы губительно действующего на этническую общность . Как правило, такими врагами считаются иные этносы. Но при этом остается в стороне вопрос о том, почему данный народ допускает в отношении себя подобные деструктивные действия. Признавая разрушительную мощь внешних сил, националистское сознание неизбежно признает и неспособность собственного народа противостоять им, тем самым унижая собственное национальное достоинство . В. А. Алексеева

4) Национализм - - превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип , утверждающий "национальное" - как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла , принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер : 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный . Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальною средою и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия , индийский буддизм , греческая философия , римское право , арабское мусульманство, латинская теократия , итальянский гуманизм , немецкая реформация - создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция , ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм , как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физическою невозможностью . Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которою еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.). Вл. С.

5) Национализм - - требование привилегий для отдельных представителей отдельных народов в зависимости от цвета глаз, кожи, волос (и их кучерявости). Обычно националистические идеи выдвигаются не народом, а отдельными деятелями из интеллигенции, желающими получить эти привилегии. Во многих случаях национализм инспирируется явно или неявно спецслужбами и средствами массовой информации: телевидение, радио, пресса (cм. Агент влияния ).

6) Национализм - превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический принцип , в проповедь безусловной противоположности «национального» «общечеловеческому». В основе явлений национализма лежит психологический комплекс неполноценности. Знание данного комплекса помогает объяснить их, но не дает повода для их оправдания. Патриотизм , любовь к Родине, к своему народу и национализм соотносятся между собой так же, как соотносятся гордость духа и гордыня. Национальный эгоизм одна из самых разрушительных форм человеческого эгоизма, наряду с индивидуальным, социально-экономическим эгоизмом, вступающим в противоречие с основным законом мудрости «Делай другим то, чего ты желаешь себе».

7) Национализм - - специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология , теория и социальная практика . Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование . Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией Мы - Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы , иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму , во второй - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 60-80-х 20 века) до экспансионизма ("японская модель "). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала , которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность . Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа , а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа , Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношении. А. А.Грицанов

8) Национализм - — идеология и политика , заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития буржуазного об-ва. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме , Н. выступает здесь в двух формах : великодержавного шовинизма господствующей нации, к-рому свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых отражает только интернационализм . Однако на определенном этапе национально-освободительного движения марксисты считают исторически оправданной поддержку Н. угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). В этой разновидности Н. есть, однако, и "др. сторона, выражающая идеологию и интересы эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Эту направленность Н. марксисты отвергают. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для социальных слоев и политических партий, к-рым свойственна мелкобуржуазная идеология. Социализм , открыв дорогу к установлению фактического равенства наций, создает предпосылки для ликвидации социальных корней Н. Однако различного рода проявления и пережитки Н., как показал исторический опыт СССР, др. социалистических стран, способны сохраняться достаточно длительное время и после того, как были подорваны породившие их социальные условия . Деформации общественного развития в нашей стране в период культа личности и годы застоя пагубно отразились и на межнациональных отношениях , привели к консервации, а на совр. этапе и к временному оживлению Н. Сложившаяся административно-командная система , нуждавшаяся в предельно централизованных, единообразных структурах , игнорировала потребности национального развития; возобладал ведомственный, бюрократический подход к развитию экономики, социальной сферы и культуры, были серьезно ущемлены права союзных республик и др. национально-территориальных образований. Питательной почвой сохранения и оживления Н. послужили также противоречия экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорирование его социальных и экологических последствий: Немалый вред нанесли и грубые нарушения социалистической законности, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного проживания. Субъективными источниками Н. являются равнодушие к национальному своеобразию народов, их истории, культуре и языку , низкий уровень интернационального воспитания и др. Сказывается и тяжкое наследие прошлой вражды и недоверия между нациями. Гармонизация межнациональных отношений на новой основе, определенной новыми принципами взаимоотношений национально-территориальных образований, открывает реальную перспективу преодоления конфликтов, националистических и сепаратистских тенденций, способствует развитию и укреплению дружбы народов.

Национализм

- форма национального самосознания, формирующаяся через антимедиацию, стремление вернуться к господству древних ценностей - противоположность развитию национального самосознания национальных ценностей на основе и в связи с общечеловеческими. Н. пытается повернуть развитие национального самосознания к ценностям племенных форм жизни, древних локальных замкнутых сообществ. Для Н. характерна абсолютизация своих ценностей как единственно возможных, господство монолога в мышлении, смыслообразовании, отказ от диалога , плюрализма , тяготение к обоснованию своих ценностей внечеловеческими факторами, например биологией. Н. может выступать в скрытом виде, например в форме популизм а , хотя не всякий популизм является Н.

(от лат. natio - племя , народ ) - 1) доктрина , согласно которой интересы нации должны стоять на первом месте во внешней политике; 2) обособление и исключительное самоутверждение нации в противопоставлении себя другим народам и всему человечеству в целом. В крайних форма х приобретает характер идолопоклонства, когда принимается, что " нация - превыше всего". Оценивать это следует как безнравственное и не могущее иметь никакого серьезного теоретического обоснования. "Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется национализм , есть ошибочное его смешение с патриотизмом" (Вл.Соловьев).

- особое состояние этнического сознания, его иллюзорная форма , а также идеологический и политический принцип . Его содержание составляет абсолютизация собственной национальной исключительности, с необходимостью соединенная с недоверием к чужим этническим общностям, как правило , - к тем или иным конкретным народам, и в крайних своих проявлениях - с отказ ом им в праве на существование . Н. возникает как ответная реакция этнической общности на деструктивные воздействия внешней среды (социально-экономических и политических процессов, иноэтнического влияния). Если эти воздействия далеки от оптимума , например , превышают допустимый для данного народа предел, который на каждом этапе жизни этноса , безусловно, меняется и зависит от особенностей его исторической судьбы, численности этноса, специфики его способов деятельности, степени общности черт культуры с его соседями и т. д., реакция этноса может быть прямо противоположной той, что была ответом на аналогичные по качеству воздействия до возникновения критической ситуации. Н. выступает, в частности, ответной реакцией этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако реакция этнической системы в форме Н. является реакцией неадекватной. В национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического, которое при этом начинает рассматриваться как единственно е предельное основание бытия данной общности людей, как единственный естественный критерий дифференциации человеческого общества, определяющий в конечном итоге все отношения между людьми. Этническое становится в конце концов объектом своего рода культа вплоть до ритуализации. Националистское сознание чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а генофонд и его внешние проявления (такие как антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность . Рассматривая этнос как явление исключительно генетическое, националистское сознание неизбежно недооценивает всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, государственной, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в т. ч. и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа. Исповедуя национальную чистоту, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую в конечном итоге к застою, упрощению, упадку и гибели данной национальной культуры. И, следовательно, в этом смысле националистический идеал есть в своей сущности оборотная сторона идеала космополитического, антигосударственного, идеала разрушения национальной культуры как таковой. Гносеологические основания Н. заключены в рационализированном сознании, даже если формально те или иные националистические концепции опираются на мистическую традицию. Рационализм (в наиболее ярко выраженной форме доведенный до утилитаризма ) предполагает в данном случае прежде всего цель земного процветания, достижения утилитарного блага , практической пользы для данного народа в процессе межэтнической борьбы. И любая идея об "избранности" данного народа "работает" именно на этот идеал. Н. всегда предполагает видение внешнего врага, якобы губительно действующего на этническую общность . Как правило, такими врагами считаются иные этносы. Но при этом остается в стороне вопрос о том, почему данный народ допускает в отношении себя подобные деструктивные действия. Признавая разрушительную мощь внешних сил, националистское сознание неизбежно признает и неспособность собственного народа противостоять им, тем самым унижая собственное национальное достоинство . В. А. Алексеева

- превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип , утверждающий "национальное" - как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла , принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер : 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный . Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальною средою и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия , индийский буддизм , греческая философия , римское право , арабское мусульманство, латинская теократия , итальянский гуманизм , немецкая ре форма ция - создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция , ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм , как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физическою невозможностью . Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которою еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.). Вл. С.

- требование привилегий для отдельных представителей отдельных народов в зависимости от цвета глаз, кожи, волос (и их кучерявости). Обычно националистические идеи выдвигаются не народом, а отдельными деятелями из интеллигенции, желающими получить эти привилегии. Во многих случаях национализм инспирируется явно или неявно спецслужбами и средствами массовой ин форма ции: телевидение, радио, пресса (cм. Агент влияния ).

превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический принцип , в проповедь безусловной противоположности «национального» «общечеловеческому». В основе явлений национализма лежит психологический комплекс неполноценности. Знание данного комплекса помогает объяснить их, но не дает повода для их оправдания. Патриотизм , любовь к Родине, к своему народу и национализм соотносятся между собой так же, как соотносятся гордость духа и гордыня. Национальный эгоизм одна из самых разрушительных форм человеческого эгоизма, наряду с индивидуальным, социально-экономическим эгоизмом, вступающим в противоречие с основным законом мудрости «Делай другим то, чего ты желаешь себе».

- специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология , теория и социальная практика . Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказ ом им в праве на существование . Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией Мы - Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы , иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму , во второй - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 60-80-х 20 века) до экспансионизма ("японская модель "). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала , которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственно го фактора, конституирующего национальную целостность . Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными форма ми социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа , а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа , Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношении. А. А.Грицанов

— идеология и политика , заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития буржуазного об-ва. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме , Н. выступает здесь в двух форма х : великодержавного шовинизма господствующей нации, к-рому свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремление м к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых отражает только интернационализм . Однако на определенном этапе национально-освободительного движения марксисты считают исторически оправданной поддержку Н. угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). В этой разновидности Н. есть, однако, и "др. сторона, выражающая идеологию и интересы эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Эту направленность Н. марксисты отвергают. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для социальных слоев и политических партий, к-рым свойственна мелкобуржуазная идеология. Социализм , открыв дорогу к установлению фактического равенства наций, создает предпосылки для ликвидации социальных корней Н. Однако различного рода проявления и пережитки Н., как показал исторический опыт СССР, др. социалистических стран, способны сохраняться достаточно длительное время и после того, как были подорваны породившие их социальные условия . Деформации общественного развития в нашей стране в период культа личности и годы застоя пагубно отразились и на межнациональных отношениях , привели к консервации, а на совр. этапе и к временному оживлению Н. Сложившаяся административно-командная система , нуждавшаяся в предельно централизованных, единообразных структурах , игнорировала потребности национального развития; возобладал ведомственный, бюрократический подход к развитию экономики, социальной сферы и культуры, были серьезно ущемлены права союзных республик и др. национально-территориальных образований. Питательной почвой сохранения и оживления Н. послужили также противоречия экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорирование его социальных и экологических последствий: Немалый вред нанесли и грубые нарушения социалистической законности, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного проживания. Субъективными источниками Н. являются равнодушие к национальному своеобразию народов, их истории, культуре и языку , низкий уровень интернационального воспитания и др. Сказывается и тяжкое наследие прошлой вражды и недоверия между нациями. Гармонизация межнациональных отношений на новой основе, определенной новыми принципами взаимоотношений национально-территориальных образований, открывает реальную перспективу преодоления конфликтов, националистических и сепаратистских тенденций, способствует развитию и укреплению дружбы народов.

Значение слова Национализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Неоплатонизм - философскомистическое направление античной мысли 36 вв., соединяющее ...
  • Неокантианство - философское течение в Германии, развивавшее учение Канта ...
  • Неогегельянство - направление в европейской философии, которое, опираясь на ...
  • Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку ...
  • Настоящее - понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная ...
  • Ноэсис - Философский смысл термина : интуитивная, непосредственно данная мысль ...
  • Начало - Философский смысл термина : Начало (Илиады) ( Платон ...
  • Мотив - — осознанное побуждение обусловливающее действие для удовлетворения к.л. ...
  • Монотеизм - — см. Политеизм и монотеизм . ...
  • Монада - (греч. monas — единица) — философский термин означающий ...
  • Модус - (лат. modus — мера способ) — философский термин ...
  • Мнение - (греч. doxa) — в античной философии недостоверное, субъективное ...
  • Мировоззрение - — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, ...
  • Механицизм - — мировоззрение объясняющее развитие природы и обва законами ...
  • Символ - (греч. symbolon знак опознавательная примета; symballo ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари