Что такое Наглядность? Значение слова Наглядность в философском словаре

1) Наглядность - 1. Умственно-сенситивная очвидность, прямая доступность того или иного явления в том виде, в каком оно дано сознанию. Ненаглядное не дано здесь-теперь-так и является либо реальной поглощенностью, либо пустой рассудочной схемой. . Совершенно иной аспект наглядности-ненаглянос-ти связан с относительной непередаваемостью знаний в процессе обучения и общения, с определенным "трением" при знакомстве с чем-либо. Возможен эффект парадоксальной наглядности, когда, например, зритель, созерцая совершенно простую, лишенную аллегорий абстрактную геометрическую живопись , утверждает, что он ничего не понимает, хотя все видит и видит достаточно явно. Этот эффект связан с предустановками, неверной сфокусированностью сознания, вложением ожидания в созерцание . Есть более фундаментальные парадоксы наглядности. Мы можем видеть предметы , но их число не сможем узнать без пересчета. Таким образом можно говорить о ступенях наглядности, о возможности зашифрованной видимости, о значении предустановок, свернутых воспоминаний и скользящих интенций. Процесс выделения субъективности, фильтрации со-знательной данности происходит через выпадение ненаглядного. Субъективное детектирование предсубъективносознательного сходно со стробоскопическими иллюзиями. Граница бодрствование - небодрствование - инободрствование проходит через каждое мгновение, и один из критериев наглядности - способность здесь-теперь мнестического связывания, мнестической приемки здесь-так, невзирая на потенции скорой амнезии. Получается, что воспоминания не "вспоминают", а делают, производят, связывают, творят этот мир, если подразумевать именно атомы воспоминания, воспоминания о настоящем. Последующее - уже новая топология.

2) Наглядность - - представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую-либо совокупность обычных представлений о мире или отдельных вещах подчинить цели выразить - метафорически, по аналогии, символически и т. п. - как сверхчувственный объект , то их первичная чувственность преобразуется во вторичную, третичную и т. д. Например, повседневное представление об объеме вещи можно преобразить под воздействием математической теории в график параболоида; наглядный образ вращающейся параболы - вторичная чувственность, обусловленная понятием функции y=x2. Рационализированное зрительное представление обретает знаковую функцию, а значениями таких иконических знаков становятся недоступные в опыте сущности и целостности. Древние греки различали в "идее" ("сущности") наглядную и ненаглядную стороны. Первая, эйдетическая, сторона созерцается нашим особым, внутренним, зрением - эйдос ("вид") созерцается умом как некая картинка. Вторая сторона не имеет изобразительного характера и выражается словом . Созерцательная способность разума отражена Платоном в понятии ноэзиса, т. е. "мыслящего видения сущности". Т. о., Н. по традиции сопряжена с геометризацией сущности, с представлением умопостигаемого в пространственно структурированных схемах , графиках. Однако существуют и иные трактовки Н. Многие современные авторы ищут признаки Н. исключительно в сфере обычных восприятий и представлений - вне зависимости от рационально-интеллектуальной нагруженности того или иного чувственного образа. При этом одни исследователи ищут основу Н. в первосигнальной модальности зрительного образа (В. Н. Сагатовский, В. А. Штофф), а другие - в особенностях феноменальной грани действительности: "все, что связано с явлением - наглядно, и все связанное с сущностью - не наглядно" (П. Л. Ланг). Иногда Н. толкуют как привычку (М. Планк ): наглядно то, что стало для нас привычным. Л. И. Мандельштам дополнял Н. привычки условием непосредственной воспринимаемости объекта. Те, кто следует античной традиции, предлагают трактовать Н. как специфическое единство чувства и разума, как диспозиционное свойство (М. Хессе, А. В. Славин, Д. В. Пивоваров). Пропорции чувственного и рационального в наглядном образе зависят от глубины постижения реальности. Чем абстрактней рассуждения, тем "абстрактней" соответствующий им наглядный образ. Следует Различать эмпирическую, теоретическую и мировоззренческую Н. (В. Ф. Сетьков), Уделять иерархию уровней Н. Наглядно Можно представлять не только предметы , но и операции. Н. - свойство знания, но не вещей взятых по отдельности чувственной или рациональной сторон познавательного процесса . То, что наглядно для одних людей, может быть ненаглядно для других. Например, для тех, кто не имеет опыта составления и чтения чертежей, вряд ли нагляден чертеж сложного механизма . Н. характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного. Когда имеют в виду "Н.", то прежде всего подразумевают не столько "облик" сверхчувственного объекта самого по себе, сколько картину выявления некоторых свойств этого объекта в некоторой деятельностной ситуации. Например, не имея " портрета " гравитации в чистом виде, ученый тем не менее способен создавать наглядные модели взвешивания тел на пружинных весах или иным способом. Неудачи в создании наглядных образов той или иной наукой не могут служить основанием для утверждения, что Н. мешает развитию данной науки; вероятно, эти неудачи - следствие ориентации на поверхностные уровни Н. Визуализация знания не есть его примитивизация. Наоборот, наглядный образ как продукт визуального мышления - это знание , скорректированное действием , поэтому более предпочтительное; информация , заключенная в нем, легче усваивается и более понятна. Н. не нужно отождествлять с "истинным отражением ": наглядное - не обязательно истинное , но преимущественно сопряженное с правильностью и эффективностью действия. Н. - свойство развитого знания и условие понимания этого знания другим индивидом. Д. В. Пивоваров

Наглядность

1. Умственно-сенситивная очвидность, прямая доступность того или иного явления в том виде, в каком оно дано сознанию. Ненаглядное не дано здесь-теперь-так и является либо реальной поглощенностью, либо пустой рассудочной схемой. . Совершенно иной аспект наглядности-ненаглянос-ти связан с относительной непередаваемостью знаний в процессе обучения и общения, с определенным "трением" при знакомстве с чем-либо. Возможен эффект парадоксальной наглядности, когда , например , зритель , созерцая совершенно простую, лишенную аллегорий абстрактную геометрическую живопись , утверждает, что он ничего не понимает, хотя все видит и видит достаточно явно . Этот эффект связан с предустановками, неверной сфокусированностью сознания, вложением ожидания в созерцание . Есть более фундаментальные парадоксы наглядности. Мы можем видеть предметы , но их число не сможем узнать без пересчета. Таким образом можно говорить о ступенях наглядности, о возможности зашифрованной видимости, о значении предустановок, свернутых воспоминаний и скользящих интенций. Процесс выделения субъективности, фильтрации со-знательной данности происходит через выпадение ненаглядного. Субъективное детектирование предсубъективносознательного сходно со стробоскопическими иллюзиями. Граница бодрствование - небодрствование - инободрствование проходит через каждое мгновение , и один из критериев наглядности - способность здесь-теперь мнестического связывания, мнестической приемки здесь-так, невзирая на потенции скорой амнезии. Получается, что воспоминания не "вспоминают", а делают, производят, связывают, творят этот мир, если подразумевать именно атомы воспоминания, воспоминания о настоящем. Последующее - уже новая топология .

- представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую- либо совокупность обычных представлений о мире или отдельных вещах подчинить цели выразить - метафорически, по аналогии, символически и т. п. - как сверхчувственный объект , то их первичная чувственность преобразуется во вторичную, третичную и т. д. Например , повседневное представление об объеме вещи можно преобразить под воздействием математической теории в график параболоида; наглядный образ вращающейся параболы - вторичная чувственность, обусловленная понятием функции y=x2. Рационализированное зритель ное представление обретает знаковую функцию, а значениями таких иконических знаков становятся недоступные в опыте сущности и целостности. Древние греки различали в "идее" ("сущности") наглядную и ненаглядную стороны. Первая, эйдетическая, сторона созерцается нашим особым, внутренним, зрением - эйдос ("вид") созерцается умом как некая картинка. Вторая сторона не имеет изобразительного характера и выражается словом . Созерцательная способность разума отражена Платоном в понятии ноэзиса, т. е. "мыслящего видения сущности". Т. о., Н. по традиции сопряжена с геометризацией сущности, с представлением умопостигаемого в пространственно структурированных схемах , графиках. Однако существуют и иные трактовки Н. Многие современные авторы ищут признаки Н. исключительно в сфере обычных восприятий и представлений - вне зависимости от рационально-интеллектуальной нагруженности того или иного чувственного образа. При этом одни исследователи ищут основу Н. в первосигнальной модальности зрительного образа (В. Н. Сагатовский, В. А. Штофф), а другие - в особенностях феноменальной грани действительности: "все, что связано с явлением - наглядно, и все связанное с сущностью - не наглядно" (П. Л. Ланг). Иногда Н. толкуют как привычку (М. Планк ): наглядно то, что стало для нас привычным. Л. И. Мандельштам дополнял Н. привычки условием непосредственной воспринимаемости объекта. Те, кто следует античной традиции, предлагают трактовать Н. как специфическое единство чувства и разума, как диспозиционное свойство (М. Хессе, А. В. Славин, Д. В. Пивоваров). Пропорции чувственного и рационального в наглядном образе зависят от глубины постижения реальности. Чем абстрактней рассуждения, тем "абстрактней" соответствующий им наглядный образ. Следует Различать эмпирическую, теоретическую и мировоззренческую Н. (В. Ф. Сетьков), Уделять иерархию уровней Н. Наглядно Можно представлять не только предметы , но и операции. Н. - свойство знания, но не вещей взятых по отдельности чувственной или рациональной сторон познавательного процесс а . То, что наглядно для одних людей, может быть ненаглядно для других. Например, для тех, кто не имеет опыта составления и чтения чертежей, вряд ли нагляден чертеж сложного механизма . Н. характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного. Когда имеют в виду "Н.", то прежде всего подразумевают не столько "облик" сверхчувственного объекта самого по себе, сколько картину вы явления некоторых свойств этого объекта в некоторой деятельностной ситуации. Например, не имея " портрета " гравитации в чистом виде, ученый тем не менее способен создавать наглядные модели взвешивания тел на пружинных весах или иным способом. Неудачи в создании наглядных образов той или иной наукой не могут служить основанием для утверждения, что Н. мешает развитию данной науки; вероятно, эти неудачи - следствие ориентации на поверхностные уровни Н. Визуализация знания не есть его примитивизация. Наоборот, наглядный образ как продукт визуального мышления - это знание , скорректированное действием , поэтому более предпочтительное; информация , заключенная в нем, легче усваивается и более понятна. Н. не нужно отождествлять с "истинным отражением ": наглядное - не обязательно истинное , но преимущественно сопряженное с правильностью и эффект ивностью действия. Н. - свойство развитого знания и условие понимания этого знания другим индивидом. Д. В. Пивоваров

Значение слова Наглядность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Настоящее - понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная ...
  • Ноэсис - Философский смысл термина : интуитивная, непосредственно данная мысль ...
  • Начало - Философский смысл термина : Начало (Илиады) ( Платон ...
  • Норма - см.: Нормативное высказывание . ...
  • Неточность - характеристика употребления термина (понятия), обозначающего недостаточно определенный ...
  • Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой ...
  • Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма дающая общее ...
  • Мнение - (греч. doxa) — в античной философии недостоверное, субъективное ...
  • Мировоззрение - — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, ...
  • Механицизм - — мировоззрение объясняющее развитие природы и обва законами ...
  • Метод - (греч. methodos—буквально “ путь к ч.л.”) — в ...
  • Метафизика - 1. Термин “М.” возник в 1 в. до ...
  • Метаматематика - ( теория доказательств) — теория, края занимается изучением ...
  • Меритократия - (лат meritus — достойный и греч. kratos — ...
  • Потенциальность - (от лат. potentia способность сила мощь, действенность) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари