- центральный отдел нервной системы, орган мышления, сознания. Психика человек а является продуктом деятельности головного мозга , при посредстве которого человек осваивает объективную реальность , познает отражаемый мир фиксируя его состояния средствами знаково-символьных и образных представлений. Человеческое мышление , сознание , будучи свой ством высокоорганизованной материи - мозга, являясь продуктом его деятельности, развилось на основе общественно-исторической практики человечества, его трудовой деятельности. Головной мозг в качестве операциональной системы имеет свой оператор , который преобразует объективную реальность в "картинку", обладающую информационным содержанием . Таким функциональным преобразующим средством, разделяющим головной мозг и внешний мир , служит операция логарифмирования. Известный закон Вебера-Фехнера, исчисление количества информации по Хартли это вполне подтверждают: мозг логарифмирует воспринимаемый участок действительности прежде чем превратит его в некую информационную "кальку", или матрицу.
— центральный отдел нервной системы, включает спинной и головной М. Высшие отделы головного М. непосредственно связаны с психической жизнью животных и человек а , являются орган ом управления, т. е. системой, согласующей деятельность различных органов между собой и регулирующей с помощью психического отражения взаимоотношение организма с внешней средой. На протяжении всей истории философии и истории наук о человеке шла борьба материалистического и идеалистического направлений вокруг вопроса о природе психики, сознания человека. Успехи естествознания в изучении строения и деятельности центральной нервной системы, и головного М. в особенности, способствовали победе материалистических позиций в этом вопросе. Особенно велика роль идей и работ Сеченова и Павлова, доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека. У человека, доказали они, помимо общей с животными первой сигнальной системы отражения действительности образовалась вторая, речевая сигнальная система , связанная со словесным абстрактным мышление м . Если видовой опыт у животных передается по наследству в форме инстинктов, то у людей усвоение исторически сложившихся форм деятельности происходит в процессе индивидуального развития человека. Поэтому такие специально человеческие способности , как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению и др., являются функциями гл. обр. не морфологических, а нейродинамических мозговых структур. Прогресс психической деятельности людей связан не с морфологической эволюцией М., как у животных, а с развитием форм человеческого опыта, его хранения, передачи и переработки вплоть до создания автоматических устройств, облегчающих умственный труд и повышающих творческие возможности человека. Благодаря кибернетическому подходу изучение деятельности головного М. кроме классических методов физиологии высшей нервной деятельности и электрофизиологии дополнилось методом моделирования ( Кибернетика ).