Что такое Монтанизм? Значение слова Монтанизм в философском словаре

1) Монтанизм - - секта в раннем христианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя «параклетом» (утешителем), с приходом к-рого «царство духа» сменяет царство «отца» и «сына». В предвидении скорого «конца света » и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском городке Пепузе (поэтому приверженцев М. называли также пепузитами), М. проповедовал аскетизм , запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания «душевных» людей (психиков) и считая людьми .духовными» (пнсвмагиками) только своих приверженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью , М. в 3 в. сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тсртуллиач. Отд. мон-танист. общины просуществовали до 8 в.

2) Монтанизм - - религиозное движение в христианстве II века. Бывший языческий жрец Монтан, из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 г.), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах , т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна. Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и южной Галлии. М., полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме , своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с церковью , а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму , с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя, а большинство верующих признавали за низший род людей - душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, при чем фригийское мст. Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, - то многие важные предстоятели церковные ( Ириней лионский, Элевфер римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему папа Виктор, а впоследствии Монтанова или катафригийская ересь была окончательно осуждена первым вселенским собором в Никее (325). О первоначальной истории М. сохранилось так мало положительных сведений, что в новейшее время некоторые слишком скептические историки склонялись к признанию самого Монтана и его двух пророчиц за мифы. Религиозные идеи М. известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана. Вл. С.

Монтанизм

- секта в раннем христ ианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана , бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя «параклетом» (утешителем), с приходом к-рого « царство духа» сменяет царство «отца» и «сына». В предвидении скорого «конца света » и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском городке Пепузе ( поэтому приверженцев М. называли также пепузитами), М. проповедовал аскетизм , запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания «душевных» людей (психиков) и считая людьми .духовными» (пнсвмагиками) только своих приверженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью , М. в 3 в. сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тсртуллиач. Отд. мон-танист. общины просуществовали до 8 в.

- религиозное движение в христианстве II века. Бывший языческий жрец Монтан, из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 г.), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах , т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана , между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна. Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и южной Галлии. М., полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме , своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с церковью , а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму , с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя , а большинство верующих признавали за низший род людей - душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христ а, при чем фригийское мст. Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, - то многие важные предстоятели церковные ( Ириней лионский, Элевфер римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему папа Виктор, а впоследствии Монтанова или катафригийская ересь была окончательно осуждена первым вселенским собором в Никее (325). О первоначальной истории М. сохранилось так мало положительных сведений, что в новейшее время некоторые слишком скептические историки склонялись к признанию самого Монтана и его двух пророчиц за мифы. Религиозные идеи М. известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана. Вл. С.

Значение слова Монтанизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мысль - Люди боятся мысли больше всего на свете ...
  • Мудрость - Под мудростью я имею в виду правильное понимание ...
  • Мистика - Я уверен, что когда мистики противопоставляют " реальность ...
  • Мясопуст - неделя перед великим постом (см. Посты ), ...
  • Мюридизм - условный термин для обозначения религ.мистич. направления в ...
  • Мученики - в католицизме и православии лица, крые якобы ...
  • Муфтий - (араб. высказывающий мнение ) — высш. духовное ...
  • Молчальники - крайне фанатич. течение в истинноправосл. христианстве. Возникло ...
  • Молокане - одна из разновидностей «духовного христианства» (см. Духовные ...
  • Молебен - богослужение носящее благодарственный или просительный характер . ...
  • Мойры - (греч. moira доля, участь) в др.греч. ...
  • Мишна - см. Талмуд . ...
  • Мифология - (от грсч. mythos предание сказание, рассказ) 1) совокупность ...
  • Мифографы - авторы ставящие своей целью коллекционирование и изложение ...
  • Самолюбие - моральное чувство в кром выражается уважение человека ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари