- первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма , безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни в рабовлад. и феод . обществах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия . Впоследствии пре образ овалось в религ.-церк. институт , объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внеш него мира как идеальную форму служения богу, ведут обособленный образ жизни , регламентированный церк. предписаниями и ориентированный на культивирование фанатизма религ. и абсолютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между строгими обетами и довольно привольной реальной жизнью монашествующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицемерия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в мо наст ырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествующие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руководящие церк. кадры . В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст. вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых походов М. соединялось с рыцарством — возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появилось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь , а затем и множество других. В наст. вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис , о чем свидетельствуют и сокращение числа желающих принять монаш. обеты , и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.
- всецелое посвящение человеком своей жизни служению Высшему - в молитве, аскезе, духовных упражнениях и труде , с обетами бедности, целомудрия и послушания. Основание христианского монашества связано с именем св. Антония Великого (IV в.). У ряда философов монашество несправедливо критикуют. Н.Бердяев связывал появление монашества со становлением христианской монархии и неадекватной реакцией на это со стороны части древних христиан, которые ушли из обмирщенного христианства империи и от социальной ответственности ради индивидуалистического спасения души. С падением монархии, думал Бердяев, времена монашества ушли. Однако, монашество - особое церковное призвание : всецело отказавшись от мирского, отдать себя в духе подлинной любви на служение Богу и ближнему и осуществить жизнь по Евангелию в строгой аскезе, молитве и труде, в подвиге жизни в иноческой общине, где дары каждого служат всем. Свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст понимали монашество как жизнь согласно "истинной философии", как евангельское свидетельство миру. Папа Иоанн Павел II назвал монашество "душой Восточных Церквей" и знаком эсхатологического ожидания, свидетельством того, что Господь грядет: "Мо наст ырь - это пророческое место , где само творение превращается в хвалу Богу" (" Свет с Востока", 9).