Что такое Мир? Значение слова Мир в философском словаре

1) Мир - - связная совокупность множественного бытия, в отличение от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и М.). Далее название М. переносится на всякую частную область бытия, в каком-нибудь отношении однородного, так что говорится о различных М.: М. умопостигаемый и М. чувственный , М. идеальный и М. реальный , М. божественный и М. природный, М. небесный и М. земной и т. д. В обычном словоупотреблении всякое обобщение и собрание однородного называется М.: М. красоты, М. искусства, М. театральный и т. п. В первом, философском значении, как совокупность всей существующей множественности, понятие М. тожественно с понятием вселенной (или универса); принимаемое некоторыми писателями существенное различие между этими двумя понятиями не имеет достаточного основания. Вл. С.

2) Мир - совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до 18 в. (до Канта) обозначало весь комплекс творения, противостоящий Богу, сегодня обладает двумя основными значениями: 1) совокупность объектов, образующих физический универсум ; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, образующих человечество ; это мир в «экзистенциальном» смысле , в его противопоставлении физическому универсуму. Это мир человеческих отношений, который Кант, исходя из гипотезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибельным миром». В философии Хайдеггера понятие «мир» приняло особенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физической и исторической среде).

3) Мир - - Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т. е. все то, что существует вокруг нас.

4) Мир - (World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть объяснены, как воплощающие научно доказанные истины натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными вариациями, аллегорически выраженное описание первичной космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и материи; мировые змии и столбы - символические памятники различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы - матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни, который, когда его пьют, пробуждает в человеке -материи человека-духа. Сома , жертвенное питье индусов, является этим священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia, в то время как ее грубейшие частицы были использованы для физического эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную, невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса . Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно превратились в конкретные образы космических символов, какими их теперь раскрывает археология ." Другим и еще более принятым префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane". (См. "Мировое Яйцо", "Мировое Дерево " и " Иггдрасил ".)

5) Мир - – Хайдекггер, указывая на многозначность понятия “Мир”, говорит, что употребляет это слово в значении “публичный мы-мир, или "свой", домашний мир”. Таким образом, мир – это все, к чему присутствие ( человек ) может иметь отношение , совокупность вещей (сущих), к которым присутствие может иметь то или иное отношение. Отсюда вытекает важное для Хайдеггера прилагательное “внутримирный”, означающий, по сути, наличные сущие. См. окружающий мир

6) Мир - - в философии экзистенциализма мир есть то, что образует "мировость" существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимают: 1) все сущее , которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как "мир математика " и т. д. (см. Микрокосмос ); 3) то, в чем совершается человеческое существование , напр. общественный мир, "мы", или "собственная" и ближайшая (домашняя) среда ; 4) "мировость", существующая одновременно в себе ( априори ) и как модус различных "миров"; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта . В астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система . При наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. Ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 тыс. световых лет (1 световой год = 9461 млрд. км); вращается она вокруг своей малой оси. Наблюдения с помощью телескопа обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как Млечный Путь . Из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что др. системы, очевидно, удаляются от нашей Солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. Так, напр., система, находящаяся на расстоянии 250 световых лет, движется от нас со скоростью ок. 42 000 км/сек, следовательно, Вселенная расширяется. О происхождений Вселенной имеются только гипотезы (см. Лаплас). Возраст Солнца оценивается приблизительно в 43 млрд. лет, Земли - в 3 млрд., а твердой земной коры - в 2 млрд. лет (см. Природа , " Мир Минковского ").

7) Мир - — 1. Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие “М.” широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные М.), Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура , всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявления (внутренний М. человека , античный М., научный М.). 2. М.— состояние отношений между народами и государствами, для к-рого характерно соблюдение осн. общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и их угрозы. Отношения М.— это продолжение политики ненасильственными средствами. В истории классовых об-в М. часто был лишь передышкой между войнами. К. Маркс отмечал, что “ война раньше достигла развитых форм, чем мир...” (Т. 46. Ч. I. С. 46). Передовые мыслители прошлого — Эразм Роттердамский , Гоббс. Локк, Руссо, Кант и др.— пытались обосновать идею “вечного М.”. Однако их проекты были утопическими. Марксисты исходят из возможности справедливого М. между государствами с различным общественным строем. В. И. Ленин связывал проблему сохранения М. с судьбами социализма , считая Великую Октябрьскую социалистическую революцию “первой победой дела уничтожения войн” (см. Т. 44. С. 149), а идеалом коммунистов — “окончание войн, мир между народами...” (Т. 26. С. 304). В совр. условиях устойчивому М. может способствовать соблюдение в международных отношениях принципа равной безопасности, а также последовательная борьба за разоружение, за безъядерный М., за свободу выбора путей социального развития. Исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, В настоящее время в связи с существованием угрозы термоядерной войны встал вопрос о самом выживании человечества. Проблема исключения войн из жизни человеческого об-ва становится общечеловеческой проблемой номер один . Такой вывод делается исходя из нового политического мышления, из концепции взаимосвязанного, во многом целостного человечества, приоритета общечеловеческих ценностей ( Мирное сосуществование ) .


Синонимы: мир, покой, спокойствие, тишина, сферы, земля, земной шар, космос, макрокосм, мироздание, планета, подлунная, подлунный мир, поднебесная, подсолнечная, свет, круг, область, район, сфера

Мир

- связная совокупность множественного бытия, в отличение от единого начала бытия ( отсюда противоположение : Бог и М.). Далее название М. переносится на всякую частную область бытия, в каком-нибудь отношении однородного, так что говорится о различных М.: М. умопостигаемый и М. чувственный , М. идеальный и М. реальный , М. божественный и М. природный , М. небесный и М. земной и т. д. В обычном словоупотреблении всякое обобщение и собрание однородного называется М.: М. красоты, М. искусства, М. театральный и т. п. В первом, философском значении, как совокупность всей существующей множественности, понятие М. тожественно с понятием вселенной (или универса); принимаемое некоторыми писателями существенное различие между этими двумя понятиями не имеет достаточного основания . Вл. С.

совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до 18 в. (до Канта) обозначало весь комплекс творения, противостоящий Богу, сегодня обладает двумя основными значениями: 1) совокупность объектов, образующих физический универсум ; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, образующих человечество ; это мир в «экзистенциальном» смысле , в его противопоставлении физическому универсуму. Это мир человеческих отношений, который Кант, исходя из гипотезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибельным миром». В философии Хайдеггера понятие «мир» приняло особенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физической и исторической среде).

- Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т. е. все то, что существует вокруг нас.

(World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть объяснены, как воплощающие научно доказанные истины натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными вариациями, аллегорически выраженное описание первичной космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и материи; мировые змии и столбы - символические памятники различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы - матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни, который, когда его пьют, пробуждает в человеке -материи человека-духа. Сома , жертвенное питье индусов, является этим священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia, в то время как ее грубейшие частицы были использованы для физического эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную, невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса . Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно превратились в конкретные образы космических символов, какими их теперь раскрывает археология ." Другим и еще более принятым префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane". (См. "Мировое Яйцо", "Мировое Дерево " и " Иггдрасил ".)

– Хайдекггер, указывая на многозначность понятия “Мир”, говорит, что употребляет это слово в значении “публичный мы-мир, или "свой", домашний мир”. Таким образом, мир – это все, к чему присутствие ( человек ) может иметь отношение , совокупность вещей (сущих), к которым присутствие может иметь то или иное отношение. Отсюда вытекает важное для Хайдеггера прилагательное “внутримирный”, означающий, по сути, наличные сущие. См. окружающий мир

- в философии экзистенциализма мир есть то, что образует "мировость" существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимают: 1) все сущее , которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как "мир математика " и т. д. (см. Микрокосмос ); 3) то, в чем совершается человеческое существование , напр. общественный мир, "мы", или "собственная" и ближайшая (домашняя) среда ; 4) "мировость", существующая одновременно в себе ( априори ) и как модус различных "миров"; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта . В астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система . При наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. Ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 тыс. световых лет (1 световой год = 9461 млрд. км); вращается она вокруг своей малой оси. Наблюдения с помощью телескопа обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как Млечный Путь . Из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что др. системы, очевидно, удаляются от нашей Солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. Так, напр., система, находящаяся на расстоянии 250 световых лет, движется от нас со скоростью ок. 42 000 км/сек, следовательно, Вселенная расширяется. О происхождений Вселенной имеются только гипотезы (см. Лаплас). Возраст Солнца оценивается приблизительно в 43 млрд. лет, Земли - в 3 млрд., а твердой земной коры - в 2 млрд. лет (см. Природа , " Мир Минковского ").

— 1. Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие “М.” широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные М.), Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура , всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявления (внутренний М. человека , античный М., научный М.). 2. М.— состояние отношений между народами и государствами, для к-рого характерно соблюдение осн. общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и их угрозы. Отношения М.— это продолжение политики ненасильственными средствами. В истории классовых об-в М. часто был лишь передышкой между войнами. К. Маркс отмечал, что “ война раньше достигла развитых форм, чем мир...” (Т. 46. Ч. I. С. 46). Передовые мыслители прошлого — Эразм Роттердамский , Гоббс. Локк, Руссо, Кант и др.— пытались обосновать идею “вечного М.”. Однако их проекты были утопическими. Марксисты исходят из возможности справедливого М. между государствами с различным общественным строем. В. И. Ленин связывал проблему сохранения М. с судьбами социализма , считая Великую Октябрьскую социалистическую революцию “первой победой дела уничтожения войн” (см. Т. 44. С. 149), а идеалом коммунистов — “окончание войн, мир между народами...” (Т. 26. С. 304). В совр. условиях устойчивому М. может способствовать соблюдение в международных отношениях принципа равной безопасности, а также последовательная борьба за разоружение, за безъядерный М., за свободу выбора путей социального развития. Исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, В настоящее время в связи с существованием угрозы термоядерной войны встал вопрос о самом выживании человечества. Проблема исключения войн из жизни человеческого об-ва становится общечеловеческой проблемой номер один . Такой вывод делается исходя из нового политического мышления, из концепции взаимосвязанного, во многом целостного человечества, приоритета общечеловеческих ценностей ( Мирное сосуществование ) .

Значение слова Мир в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мстительность - человеческое качество характерное для лидеров (по Дольнику). ...
  • Морфология - [гр.morphe форма + logos понятие учение ] ...
  • Мораль - задает границы поведения человека в его отношениях ...
  • Молодежь - весьма специфическая категория населения планеты, которая достаточно ...
  • Мода - наглядный пример псевдодеятельности человека связанный с избытком ...
  • Мнимое - не существующее в действительности. Мнимое является содержанием ...
  • Мировоззрение - по [7] " термин " мировоззрение ", ...
  • Мутазилитизм - (от арабск. "мутазила" раскол отделение) рационалистическое ...
  • Монолог - (от греч. один и слово речь мысль ...
  • Модус - (от лат. modus мера способ, образ вид) ...
  • Мировоззрение - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, ...
  • Метаязык - язык описания какоголибо языка. Описываемый язык называют ...
  • Метафизика - философское учение об общих, отвлеченных от конкретного ...
  • Менталитет - (от позднелат. mentalis умственный) устойчивый способ ...
  • Манихейство - I. Духовное течение, возникшее на Ближнем Востоке в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари