Что такое Мимесис? Значение слова Мимесис в философском словаре

Мимесис - (от греч. mimesis — подражание , воспроизведение) — принцип , выражающий основу творческой деятельности художника . Понятие М. является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного. Первая теория М. принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации, сопоставления и т.п. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства. Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый, художественный, смысл , на выражение которого и направлены усилия художника. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается большая выразительность произведения. В разные исторические эпохи вопрос об окружающем мире как образном источнике искусства рассматривался в эстетической науке в качестве фундаментального. Высказывались многочисленные соображения о чрезвычайной сложности процесса смыслообра-зования в искусстве, о влиянии в нем едва заметных «рекомбинаций» окружающего мира на резкое изменение символики искусства. Постепенно утвердилась идея , что « синтаксис действительности» не совпадает с «синтаксисом искусства». Искусство добывает истину не путем простого подражания действительности, а через сгущение , уплотнение, модификацию реальной предметности, особую организацию пространственной и временной композиции произведения. Если проследить судьбу понятия М. в европейской художественной теории и практике, то обнаружится, что движение художественного творчества шло по пути поиска все более опосредованных связей между окружающим миром и теми смыслами, которые стремился генерировать художник, осваивая предметно-чувственную фактуру. Уже на исходе антич. культуры, в раннем христианском искусстве образ все более приобретает обозначающий характер , его изображение и смысл начинают соединяться не естественным образом, а во многом конвенционально, символику образа надо разгадать, его иконография (внешний облик) зачастую «шифрует» содержание , обозначающее естественно не перетекает в обозначаемое. Чем выше смысловая плотность содержания, на котором построен художественный образ , тем сильнее проступает его знаковый характер. К примеру , средневековый человек (до эпохи Возрождения) не понимал, что значит «просто» любоваться пейзажем. Поскольку идеальный эстетический объект в то время был невыразим и скрыт, постольку и язык искусства наделялся особой символической плотностью, подчинялся культурно-исторически установленным семантике и синтаксису. Искусство, то сближаясь с образностью окружающего мира, то отдаляясь от нее, вплоть до кон. 19 в. никогда не порывало с ней целиком. Предметность , чувственная фактура реальной действительности воспринималась искусством как жизненно важная пуповина, генератор художественной символики, источник смыслообразования, почва для создания «художественных картин мира». Т.о., «классический» тип отношений искусства и действительности, выразившийся в понятиях М. и «радости узнавания», объединял практику художников, драматургов, поэтов, стремившихся к духовному удвоению себя в опоре на чувственный , предметный материал окружающего мира. В нач. 20 в. появились теоретические манифесты, зафиксировавшие коренной перелом, оторвавший искусство от классических форм взаимодействия с окружающим миром (X. Ортега-и- Гасет , В. Кандинский, Н. Саррот). Художественные приемы, разработанные в свое время на основе традиционных форм художественного подражания, как отмечали эти авторы , были доведены поздними стадиями развития искусства едва ли не до автоматизма и потому в полной мере исчерпали свою символику. Эксплуатация новым искусством языка традиционного искусства оценивалась как «нечестный прием» (в котором особенно преуспели мелодрама, салонная живопись ); подлинное искусство призвано «разгадать метаморфозу современного мира». Человек 20 в. столь сложен, неоднозначен, так мало знает о себе самом, что и искусство, обращаясь к глубинному анализу его психики и сознания, вынуждено оперировать образными реалиями внешнего мира максимально опосредованно. Эти идеи оказываются доминантными в новейших концепциях , затрагивающих проблему М. Аристотель. Поэтика. М., 1957; Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961; Монтаж: Литература . Искусство. Театр . Кино. М., 1988; Ортега-и-Гассет X. Эстетика . Философия культуры . М., 1991; Махлина С. Т. Реализм и условность в искусстве. СПб.. 1992.

Мимесис

(от греч . mimesis — подражание , воспроизведение ) — принцип , выражающий основу творческой деятельности художника . Понятие М. является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного. Первая теория М. принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации , сопоставления и т.п. Подчеркивая очевидное свое образ ие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того , что существует вне искусства. Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый , художественный , смысл , на выражение которого и направлены усилия художника. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается большая выразительность произведения. В разные исторические эпохи вопрос об окружающем мире как образном источник е искусства рассматривался в эстетической науке в качестве фундаментального. Высказывались многочисленные соображения о чрезвычайной сложности процесса смыслообра-зования в искусстве, о влиянии в нем едва заметных «рекомбинаций» окружающего мира на резкое изменение символики искусства. Постепенно утвердилась идея , что « синтаксис действительности» не совпадает с «синтаксисом искусства». Искусство добывает истину не путем простого подражания действительности, а через сгущение , уплотнение , модификацию реальной предметности, особую организацию пространственной и временной композиции произведения. Если проследить судьбу понятия М. в европейской художественной теории и практике, то обнаружится, что движение художественного творчества шло по пути поиска все более опосредованных связей между окружающим миром и теми смыслами, которые стремился генерировать художник, осваивая предметно-чувственную фактуру. Уже на исходе антич. культуры, в раннем христианском искусстве образ все более приобретает обозначающий характер , его изображение и смысл начинают соединяться не естественным образом, а во многом конвенционально, символику образа надо разгадать , его иконография ( внешний облик ) зачастую «шифрует» содержание , обозначающее естественно не перетекает в обозначаемое. Чем выше смысловая плотность содержания, на котором построен художественный образ , тем сильнее проступает его знаковый характер. К примеру , средневековый человек (до эпохи Возрождения) не понимал, что значит «просто» любоваться пейзажем. Поскольку идеальный эстетический объект в то время был невыразим и скрыт, по столь ку и язык искусства наделялся особой символической плотностью, подчинялся культурно-исторически установленным семантике и синтаксису. Искусство, то сближаясь с образностью окружающего мира, то отдаляясь от нее, вплоть до кон. 19 в. никогда не порывало с ней целиком . Предметность , чувственная фактура реальной действительности воспринималась искусством как жизненно важная пуповина , генератор художественной символики, источник смыслообразования, почва для создания «художественных картин мира». Т.о., «классический» тип отношений искусства и действительности, выразившийся в понятиях М. и «радости узнавания», объединял практику художников, драматургов, поэтов, стремившихся к духовному удвоению себя в опоре на чувственный , предметный материал окружающего мира. В нач. 20 в. появились теоретические манифесты , зафиксировавшие коренной перелом , оторвавший искусство от классических форм взаимодействия с окружающим миром (X. Ортега-и- Гасет , В. Кандинский , Н. Саррот ). Художественные приемы, разработанные в свое время на основе традиционных форм художественного подражания, как отмечали эти авторы , были доведены поздними стадиями развития искусства едва ли не до автоматизма и потому в полной мере исчерпали свою символику. Эксплуатация новым искусством языка традиционного искусства оценивалась как «нечестный прием» (в котором особенно преуспели мелодрама , салонная живопись ); подлинное искусство призвано «разгадать метаморфозу современного мира». Человек 20 в. столь сложен, неоднозначен, так мало знает о себе самом, что и искусство, обращаясь к глубинному анализу его психики и сознания, вынуждено оперировать образными реалиями внешнего мира максимально опосредованно. Эти идеи оказываются доминантными в новейших концепциях , затрагивающих проблему М. Аристотель. Поэтика . М., 1957; Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961; Монтаж : Литература . Искусство. Театр . Кино . М., 1988; Ортега-и-Гассет X. Эстетика . Философия культуры . М., 1991; Махлина С. Т. Реализм и условность в искусстве. СПб.. 1992.

Значение слова Мимесис в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мантра - (санскр. стих, заклинание) в древнеиндийской религиозной ...
  • Майтрейя - (санскр. Maitreya, пали Metteyya связанный дружбой) ...
  • Миф - воплощение смысловой энергии в вещах через которую ...
  • Мир - – Хайдекггер, указывая на многозначность понятия “Мир”, говорит, ...
  • Мысль - всякое одиночное действие ума, рассудка, разума представление ...
  • Мудрость - свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, ...
  • Монография - (от греч. monos один, единый единственный... + ...
  • Мумия - Название человеческих тел, бальзамированных и сохраненных по древнему ...
  • Мулапракрити - (Санскр.) Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип ...
  • Мудра - (Санскр.) Называется мистической печатью. Система оккультных знаков, образуемых ...
  • Мот - (Финик.) То же, что ilus, ил, предвечный хаос ...
  • Моногенес - (Греч.) Букв., "единородный", название Прозерпины идругих богов и ...
  • Монас - (Греч.) То же, что и термин Монада ; ...
  • Мокша - (Санскр.) "Освобождение". То же, что Нирвана ; посмертное ...
  • Неокантианство - — идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари