Что такое Метаэтика? Значение слова Метаэтика в философском словаре

1) Метаэтика - - понятие , введенное неопозитивизмом для обозначения философской теории морали, взятой в противоположность нормативной этике отвлеченно от моральных проблем. Противопоставление неопозитивистами М. и нормативной этики связано с отрицанием ими возможности обоснования моральных суждений научным путем и одновременно обусловлено их стремлением создать философию морали, .«нейтральную» по отношению к каким бы то ни было нравственным убеждениям и принципам. Сфера М., с т. зр. неопозитивистов, должна быть ограничена анализом логики морального языка , пояснением значения моральных терминов и суждений ( Язык моральный ). Все эти методологические и логические проблемы, действительно имеющие большое значение для этической науки в целом, неопозитивисты пытаются решать формально-логическим путем или путем простого описания способов мышления, к-рыми пользуется обыденное моральное сознание . Такой поверхностный, неисторический подход к исследованию морали, отсутствие анализа ее социальной природы и функций в об-ве обусловливают научную бесплодность этики неопозитивистов. Кроме того, чисто описательное изучение морального языка приводит неопозитивистов к некритическому перенесению в этическую теорию нек-рых предрассудков буржуазного сознания, а также характерных для него индивидуализма , нигилизма , догматизма и т. п. Задачу критики неопозитивистской М. следует, однако, отличать от вопроса о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область , отличную от нормативной этики. Сам термин «М.» иногда употребляется и исследователями-марксистами для обозначения данной области этики.

2) Метаэтика - — раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка . Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно к-рым М.— это специфически философская дисциплина , в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, “нейтральная” к различным нравственным позициям . Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят М. как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло , каким образом мораль зависит от социально-исторических условии, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека . Однако без решения этих вопросов М. не может быть философской теорией и превращается в разновидность модальной логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, “нейтральной” науки ( Логический позитивизм ). Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения.

Метаэтика

- понятие , введенное неопозитивизмом для обозначения философской теории морали, взятой в противоположность нормативной этике отвлеченно от моральных проблем. Противопоставление неопозитивистами М. и нормативной этики связано с отрицанием ими возможности обоснования моральных суждений научным путем и одновременно обусловлено их стремлением создать философию морали, .«нейтральную» по отношению к каким бы то ни было нравственным убеждениям и принципам. Сфера М., с т. зр. неопозитивистов, должна быть ограничена анализом логики морального языка , пояснением значения моральных термин ов и суждений ( Язык моральный ). Все эти методологические и логические проблемы, действительно имеющие большое значение для этической науки в целом , неопозитивисты пытаются решать формально-логическим путем или путем прос того описания способов мышления, к-рыми пользуется обыденное моральное сознание . Такой поверхностный , неисторический подход к исследованию морали, отсутствие анализа ее социальной природы и функций в об-ве обусловливают научную бесплодность этики неопозитивистов. Кроме того, чисто описательное изучение морального языка приводит неопозитивистов к некритическому перенесению в этическую теорию нек-рых предрассудков буржуазного сознания, а также характерных для него индивидуализма , нигилизма , догматизма и т. п. Задачу критики неопозитивистской М. следует, однако , отличать от вопроса о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область , отличную от нормативной этики. Сам термин «М.» иногда употребляется и исследователями-марксистами для обозначения данной области этики.

— раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального язык а . Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно к-рым М.— это специфически философская дисциплина , в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, “нейтральная” к различным нравственным позициям . Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят М. как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло , каким образом мораль зависит от социально-исторических условии, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека . Однако без решения этих вопросов М. не может быть философской теорией и превращается в разновидность модальной логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, “нейтральной” науки ( Логический позитивизм ). Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Миф - (греч. "muqhoz", " молчание ", "тайное предание ") ...
  • Минорат - (лат. "minor", "младший") в некоторых традициях существует ...
  • Метемпсихоз - ("metemyucoz", греч. "meta", "через" и "yuch", " душа ...
  • Мессианизм - (евр. " машиах ", "помазанный", " мессия ") ...
  • Ментальность - (лат. "mens", " разум ") мыслительная способность ...
  • Медиакратия - (англ. "media", "средства массовой информации", греч. "kratoz" ...
  • Манихейство - дуалистическое течение, распространившееся в Сирии, Иране, Средней ...
  • Мода - периодическая смена образцов культуры и массового поведения. ...
  • Метаистория - одна из двух осн. (наряду с метакультурой) ...
  • Модерн - социальнокультурная ситуация для которой характерны конструктивизм как ...
  • Младороссы - одно из течений рус. эмиграции (оформилось в ...
  • Масонство - (франкмасонство; от фр. Franc mason букв, вольный ...
  • Мультипликативный - получаемый через умножение, перемноженный, множественный в сущности ...
  • Мозг - центральный отдел нервной системы, орган мышления, сознания. ...
  • Джайи - (Санскр.) Двенадцать великих богов в "Пуранах", которые отказались ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари