Что такое Лютеранство? Значение слова Лютеранство в философском словаре

1) Лютеранство - - доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма . Лютеран. вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - «Книгу согласия» (1580) - вошли «Шмаль-кальденские статьи », лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание ». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства - крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение « закона » и « евангелия », т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия » и пиетизм . В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение . Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст. вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

2) Лютеранство - - одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть : 1) содержание вероучения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человеку его грехи , поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность , обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро , но спасается по вере во Христа - оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей - в виде национальных государств; 6) в таинствах признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм , акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция - рационализм , уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья - критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

Лютеранство

- доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма . Лютеран. веро учение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - «Книгу согласия» (1580) - вошли «Шмаль-кальденские статьи », лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж . разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человек а с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание ». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства - крещение и причащение . Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение « закона » и « евангелия », т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия » и пиетизм . В 19 в. после поражения Франц . революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение . Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии ( Саксония , Бранденбург , Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст . вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран ( примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство . Примерно 7 млн. лютеран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

- одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть : 1) содержание веро учения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человек у его грехи , поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность , обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро , но спасается по вере во Христа - оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей - в виде национальных государств; 6) в таинства х признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм , акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция - рационализм , уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья - критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

Значение слова Лютеранство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Легитимация - [12] 1) признание или подтверждение законности какого ...
  • Ложь - в отличие от заблуждения и ошибки ...
  • Леонгарди - (Herman. Karl Freiherr von Leonhardi, 180975) зять, ...
  • Логосфера - это философская категория обозначающая мыслительноречевую область культуры. ...
  • Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения ...
  • Либерализм - (от лат. " свобода ") в общем ...
  • Легизм - "школа закона " ( фацзя ) в ...
  • Литания - (греч.) в католич. культе — краткая молитва ...
  • Лилйт - (евр. «ночная») ночной дух (позднее — привидение), ...
  • Лжеапостолы - так борющиеся друг с другом раннехрист. группы ...
  • Лето - в др.греч. мифологии дочь титанов Кая и ...
  • Левогегельянство - (или младогегельянство) – направление в нем. философии, возникшее ...
  • Левиты - сословие низш. храм . служителей у др. ...
  • Латона - см. Лето . ...
  • Традиция - (лат. traditio передача) разновидность (или форма ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари