- художественный стиль в европейском искусстве конца XVI - начала XIХ веков, одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу . С точки зрения представителей классицизма , важным и ценным является лишь то, что непреходяще, неподвластно времени . Это определило и четкие нормы , требования художественных правил: каждый жанр и вид искусства имеет строгие содержательные границы и формальные признаки . Архитектуре классицизма присуща правильная и четкая планировка , симметричность всех пространственных форм, мягкость цвета , единение зданий с элементами природы, монументальность , геометризм интерьеров. Для скульптуры и живописи также характерны четкая разграниченность планов и ясное построение перспективы; четкость линии, светотени и света ; четко зафиксированные моменты движения . Для героев произведений характерны стойкость перед жестокостями судьбы; подчинение личного общественному, страстей - разуму и долгу , жертвенность во имя идеи . Произведениям классицизма свойственны строго организованные, ясные, логичные и гармоничные образы . Обычно различают два этапа в истории классицизма: 1. Классицизм XVП века, сложившийся в целостную художественную систему лишь во Франции и отразивший подъем абсолютизма. 2. Классицизм XVШ - начала XIX веков, ставший уже общеевропейским стилем. Классицизм в этот период выражал гражданские идеалы, основанные на идеях Просвещения. Крупнейшими мастерами искусства классицизма были французские художники Н. Пуссен , Ж. Давид ; архитекторы Ж. Габриель и Ф. Мансар ; немецкие поэты И. Гете и Ф. Шиллер . Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII-первой трети XIX веков. С ним связан небывалый расцвет светской культуры. Его особенностью в архитектуре является огромный масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регулярные планы 400 городов , формировались архитектурные ансамбли. Именно в это время сложился архитектурный ансамбль центра Петербурга. Развитие русского классицизма в архитектуре связано с творениями выдающихся архитекторов В. Баженова, А. Воронихина, М. Казакова и др. Получает развитие и монументальная скульптура , основанная на приемах классицизма, представленная творчеством Э. Фальконе , М. Козловского. К живописным произведениям русского классицизма можно отнести работы А. Лосенко , К. Брюллова, А. Иванова и др. Представителями русского классицизма в литературе были А. Кантемир , А. Сумароков , М. Ломоносов и др.
(лат. classicus— образцовый) — художественный метод и эстетическая теория , характерные для европейского искусства период а расцвет а абсолютизма (17—18 вв.). Эстетическая программа К., наиболее полно сформулированная в стихотворном трактате Н. Буало “Поэтическое искусство ” (1674), в качестве образцов в искусстве выдвигала художественные произв. античности. Но старые формы наполнялись новым идейным содержанием : воспеванием общенациональных интересов, вниманием к психологии человека . Реалистические тенденции, возникавшие в К. на основе подобной эстетической программы, вступали, однако, в противоречие с ее др. принципами, обусловленными узкосословным характером придворно-аристократической культуры, в частности с полным игнорированием “низменной” жизни низших сословий. Это приводило искусство К. к абстрактному рационализму и схематизму . Наиболее последовательное выражение К. получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен и др.). В конце 18 в. в рамках К. развивается революционное искусство молодой буржуазии (т. наз. новый К.).