Что такое Категоризация? Значение слова Категоризация в философском словаре

Категоризация - (от греч. kategoria — высказывание ; признак ) — когнитивные процессы , обеспечивающие распознавание и выявление у объектов, событий и т.д. “прототипных” примеров понятий (категорий). Согласно общепринятым представлениям, наши понятия ( концепты ) суть ментальные репрезентации классов. Совокупность необходимых свойств, присущих объектам, объединенным в класс , образуют содержание (интенсионал) понятия, а объекты , к которым это понятие относится, — его объем (экстенсионал). Классический взгляд на понятия предполагает, что каждое свойство , образующее содержание понятия , является необходимым, а все они вместе — достаточными для его определения. Если взять, напр., понятие “холостяк”, то с этой т.зр. его содержание включает в себя три решающих свойства: “мужчина”, “взрослый человек ” и “неженатый”. Любое из этих свойств явля- ется необходимым — нельзя быть холостяком, будучи одновременно женщиной, или ребенком, или женатым мужчиной. В то же время в совокупности эти три свойства образуют условие достаточности — если кто-то является мужчиной, взрослым человеком и к тому же неженатым, то он должен быть холостяком. Такие свойства обычно рассматривают как существен-н ы е, т.к. они позволяют определить соответствующее понятие. Т.о., согласно классическому взгляду, объект будет категоризирован в качестве примера к.-л. понятия, если и только если ему присущи существенные признаки этого понятия. Однако, как свидетельствуют проведенные еще в 1970-х гг. исследования эпистемологов, лингвистов и когнитивных психологов, такой классический подход к понятиям имеет весьма ограниченную ценность и не может служить универсальной основой для понимания многообразных процессов К., которые далеко не всегда сопряжены с выделением у объектов необходимых и достаточных свойств. Как оказалось, у неточных понятий (см.: Неточность ), которые мы обычно используем в нашей повседневной жизни, не удается специфицировать существенные свойства. Напр., для понятий о различных животных и растениях, а также общих артефактов — “птица”, “фрукт”, “мебель”, “автомобиль”, “ложка” и т.д. — просто не существует никаких общепринятых фиксированных определений. Исследователям в дальнейшем удалось обнаружить, что структуры человеческого знания (и памяти) включают в себя, кроме всего прочего, также и определенного рода стереотипные образные репрезентации, получившие название прототипов, в которых фиксируются перцептивно выделяющиеся свойства некоторых типичных, “образцовых”, наиболее “репрезентативных” примеров неточных понятий. В случае такого рода понятий эти свойства выступают как важнейший элемент их содержания. Но тогда меняется и сам смысл К.: К. объекта в качестве примера неточного понятия будет означать, что он достаточно схож с прототипом, т.е. что ему присуще определенное число свойств, совпадающих с аналогичными свойствами прототипа . Психологические тесты однозначно свидетельствуют, что К. более типичных, “прототип-ных” примеров понятий требует значительно меньше времени, чем К. менее типичных — напр, “яблоко” или “персик” категоризируются как случаи понятия “фрукт” быстрее, чем “изюм” или “винная ягода”. Эти тесты также показывают, что типизация влияет не только на механизмы К., именования и памяти, но и на ряд др. ментальных процессов, включая дедуктивные и индуктивные рассуждения. Наличие прототипов в содержании неточных понятий в целом хорошо согласуется с реальными особенностями повседневного мышления людей, которые часто думают и рассуждают более конкретно, чем этого требует ситуация. Видимо, некоторые наши ментальные операции, некоторые процессы обработ- ки когнитивной информации требуют только конкретных репрезентаций, и потому одна из функций прототипов — запускать эти процессы. Именно поэтому К. неточных понятий оказывается для испытуемых делом гораздо более легким при наличии сходства конкретных примеров этих понятий с прототипами др. понятий (категорий), а не с абстрактными репрезентациями. Выявлено также немало случаев, когда использование неаналитических стратегий, способствующих запоминанию конкретных примеров, дает больший эффект и ведет к более точной К., чем это позволяют аналитические стратегии. Однако, как бы ни были полезны прототипные репрезентации неточных понятий для нашего повседневного мышления, необходимо все же учитывать их ограниченные возможности как средств обобщения и когнитивной экономии. Содержание практически любого понятия, конечно же, не исчерпывается типичными образцами, конкретными примерами; понятие — это всегда и некая абстрактная пропозициональная сущность , включенная в семантические сети, пакеты знаний и т.д. Специфические процессы К. неточных понятий проливают дополнительный свет на когнитивные механизмы взаимосвязи пространственно-образного и знаково-символичес-кого (логико-вербального) мышления, конкретное соотношение между которыми изменяется в ходе когнитивной эволюции. О Smith E.E., Medin D.L. Categories and Concepts. Cambridge, 1981. И.П. Меркулов

Категоризация

(от греч . kategoria — высказывание ; признак ) — когнитивные процессы , обеспечивающие распознавание и выявление у объект ов, событий и т.д. “прототипных” примеров понятий (категорий). Согласно общепринятым представлениям, наши понятия ( концепты ) суть ментальные репрезентации классов. Совокупность необходимых свойств, присущих объектам, объединенным в класс , образуют содержание (интенсионал) понятия, а объекты , к которым это понятие относится, — его объем (экстенсионал). Класс ический взгляд на понятия предполагает, что каждое свойство , образующее содержание понятия , является необходимым, а все они вместе — достаточными для его определения. Если взять , напр., понятие “холостяк”, то с этой т.зр. его содержание включает в себя три решающих свойства: “мужчина”, “взрослый человек ” и “неженатый”. Любое из этих свойств явля- ется необходимым — нельзя быть холостяком, будучи одновременно женщиной, или ребенком, или женатым мужчиной. В то же время в совокупности эти три свойства образуют условие достаточно сти — если кто-то является мужчиной, взрослым человеком и к тому же неженатым, то он должен быть холостяком. Такие свойства обычно рассматривают как существен-н ы е, т.к. они позволяют определить соответствующее понятие. Т.о., согласно классическому взгляду, объект будет категоризирован в качестве примера к.-л. понятия, если и только если ему присущи существенные признаки этого понятия. Однако , как свидетельствуют проведенные еще в 1970-х гг. исследования эпистемологов, лингвистов и когнитивных психологов, такой классический подход к понятиям имеет весьма ограниченную ценность и не может служить универсальной основой для понимания многообразных процессов К., которые далеко не всегда сопряжены с выделением у объектов необходимых и достаточных свойств. Как оказалось, у неточных понятий (см.: Неточность ), которые мы обычно используем в нашей повседневной жизни, не удается специфицировать существенные свойства. Напр., для понятий о различных животных и растениях, а также общих артефактов — “птица”, “фрукт”, “мебель”, “автомобиль”, “ложка” и т.д. — просто не существует никаких общепринятых фиксированных определений. Исследователям в дальнейшем удалось обнаружить , что структуры человеческого знания (и памяти) включают в себя, кроме всего прочего, также и определенного рода стереотипные образные репрезентации, получившие название прототипов, в которых фиксируются перцептивно выделяющиеся свойства некоторых типичных, “образцовых”, наи более “репрезентативных” примеров неточных понятий. В случае такого рода понятий эти свойства выступают как важнейший элемент их содержания. Но тогда меняется и сам смысл К.: К. объекта в качестве примера неточного понятия будет означать , что он достаточно схож с прототипом, т.е. что ему присуще определенное число свойств, совпадающих с аналогичными свойствами прототипа . Психологические тесты однозначно свидетельствуют, что К. более типичных, “прототип-ных” примеров понятий требует значительно меньше времени , чем К. менее типичных — напр, “яблоко” или “персик” категоризируются как случаи понятия “фрукт” быстрее, чем “изюм” или “винная ягода”. Эти тесты также показывают, что типизация влияет не только на механизмы К., именования и памяти, но и на ряд др. ментальных процессов, включая дедуктивные и индуктивные рассуждения. Наличие прототипов в содержании неточных понятий в целом хорошо согласуется с реальными особенностями повседневного мышления людей, которые часто думают и рассуждают более конкретно , чем этого требует ситуация . Видимо, некоторые наши ментальные операции , некоторые процессы обработ- ки когнитивной информации требуют только конкретных репрезентаций, и потому одна из функций прототипов — запускать эти процессы. Именно поэтому К. неточных понятий оказывается для испытуемых делом гораздо более легким при наличии сходства конкретных примеров этих понятий с прототипами др. понятий (категорий), а не с абстрактными репрезентациями. Выявлено также немало случаев, когда использование неаналитических стратегий, способствующих запоминанию конкретных примеров, дает больший эффект и ведет к более точной К., чем это позволяют аналитические стратегии. Однако, как бы ни были полезны прототипные репрезентации неточных понятий для нашего повседневного мышления, необходимо все же учитывать их ограниченные возможности как средств обобщения и когнитивной экономии. Содержание практически любого понятия, конечно же, не исчерпывается типичными образцами, конкретными примерами; понятие — это всегда и некая абстрактная пропозициональная сущность , включенная в семантические сети , пакеты знаний и т.д. Специфические процессы К. неточных понятий проливают дополнительный свет на когнитивные механизмы взаимосвязи пространственно-образного и знаково-символичес-кого (логико-вербального) мышления, конкретное соотношение между которыми изменяется в ходе когнитивной эволюции. О Smith E.E., Medin D.L. Categories and Concepts. Cambridge, 1981. И.П. Меркулов

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Калургия - сила эстетического созерцания онтологически преодолевающая противопоставленность внешнего ...
  • Карма - по общеиндийским представлениям, закон воспроизводства сансары (перевоплощения) по ...
  • Канонизация - акт причисления того или иного лица к сонму ...
  • Кажимость - сущее показывающее себя не таким, какого оно ...
  • Комплекс - (от лат. complexus связь сочетание) ...
  • Качество - структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля ...
  • Код - Франц., англ. CODE. Совокупность правил или ограничений, обеспечивающих ...
  • Кушинагара - (Санскр.) Город, поблизости от которого умер Будда . ...
  • Кушадвипа - (Санскр.) Один из семи островов, называемых Сптадвипа в ...
  • Кута - Древний город в Вавилонии, в честь которого названа ...
  • Курисс - (Греч.) Владыка, Учитель. ...
  • Кунти - (Санскр.) Жена Панду и мать Пандавов, героев и ...
  • Кумбхакарна - (Санскр.) Брат царя Раваны из Ланки, похитителя жены ...
  • Кумарабудхи - (Санскр.) Эпитет, данный человеческому "Эго". ...
  • Реидеологизация - — процесс возрождения идеологам, обновленная вера в идеологию. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари