(гр. слово , означающее очищение ): душевное состояние , вызванное произведением искусства, которое, как указывает само слово, очищает душу от ее страстей. Так, согласно Аристотелю, зритель , наблюдающий за трагедией, выплескивает наружу свои животные или преступные наклонности, скрытые в каждом человеке , видя, как их изображают перед ним. Психоанализ ( техника вытеснения) и в свою очередь современная педагогика частично используют эту аристотелевскую гипотезу, например , для того , чтобы при помощи игры , пусть даже жестокой, элиминировать чрезмерную агрессивность ребенка.
очищение , просветление, достижение культовой чистоты. Цель культового катарсиса подготовиться к встрече с сакральной реальностью через удаление от мирских соблазнов.
(греч. katharsis - очищение ) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты . Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с "очищением души" ("очищением от аффектов"). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора , Гераклита, Платона , Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое ("очищающее") действие музыки (Пифагор), сценической трагедии ( Аристотель ) и т.д. В новейшее время понятие К. получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и 3. Фрейда и достижении ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение К. В обыденной жизни понятие К. употребляется преимущественно как синоним понятия очищение. В.И. Овчаренко
(греч. katharsis - очищение ) - эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии - совершать катарсис души, "очищение страстей", вернее, "очищение от страстей", а именно "возбуждением сострадания и страха ").- Очищение , которое уподобляется эстетическому удовлетворению, связано с работой воображения и созданием иллюзии . В психоанализ е оно интерпретируется как удовольствие , испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, перед ающихся от эмоций др. человека , и как удовольствие от ощущения части своего прошлого "Я", которое принимает облик "Я" др. человека, обеспечивающий безопасность. Христ. концепция эпохи Просвещения склонна скорее к отрицательному взгляду на катарсис. Она находит свое завершение, напр., у Руссо, который осуждает театр , ставя в упрек катарсису то, что он лишь "пустое мимолетное чувство , которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства , сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость , которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия" ("Об общественном договоре ", М.-Л., 1959). Для Лессинга трагедия в конечном счете оказывается "поэмой, возбуждающей сострадание ", она призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. В своем эссе "О возвышенном" Шиллер видит в катарсисе не только призыв "к осознанию нашей моральной свободы", но находит уже и видение формального покоряющегося совершества. Гёте полагает, что катарсис помогает примирению противоположных страстей.
(греч. katharsis — очищение ) — понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека . Слово “К.” употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в “Поэтике” отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В “Политике” он говорит, что благодаря музыке “люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием ”. В обширной литературе, посвященной К., нет единого мнения о его сущности. К., видимо, включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты , синтезированные в эстетическом переживании.