Что такое Исихазм? Значение слова Исихазм в философском словаре

1) Исихазм - в православии – тип монашеской жизни, при котором монахи стремятся обрести божественную тишину посредством непрерывной молитвы. Молитву, в которой задействованы душа , разум и тело человека , часто называют «чистой», «умной» или «молитвой Иисусовой». Исихазм до сих пор распространен среди православных христиан. Наибольшую популярность он приобрел в России в связи с публикацией в 1782 г.«Добротолюбия» – сборника исихастических трудов.

2) Исихазм - (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика , представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр.) Возникло в Византии в среде монахов Афона в 14 в. Культурно-типологические (однако, неортодоксальные) аналоги в католицизме и протестантизме - более поздние и генетически связанные друг с другом - квиетизм , пиетизм , квакерство и др. Теоретические положения И. были обоснованы Григорием Синаитом, Григорием Пала-мой, Николаем Кавасилой. В своем генезисе И. восходит к деятельности Григория Нисского, Евагрия Понтийского, Ма-кария Египетского и др. (4-5 вв.) Традиция И. отчасти основана на текстах Псевдо-Дионисия Ареопагита, фундирующих идею откровения, выводящего "за пределы познания до высочайших вершин Священно-тайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенно нетленные тайны". Необходимым условием откровения в И. являются радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности. Лишь очистившись, т.е. отринув все нечистое и даже чистое ("оставив позади себя все небесные звуки и слова") можно прозреть истину. В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве - "молитве Иисусовой", которая должна быть глубокой, "сердечной" и непрерывной. Для того, чтобы ничто не отвлекало от молитвы, начинающим рекомендовалось "в глубине келий" (т.е. в полумраке) принять особую позу тела: наклонив голову, смотреть туда, где находится сердце, и, успокоив дыхание, отвлечься от впечатлений так, чтоб время "не ощущалось более". В таком состоянии должно было пребывать довольно долго - пока грустное настроение не сменялось неизреченной радостью , а взору не являлся "блистающий " свет ", который в И. называют "несотворенным" (божественным). Монахи, достигшие такого состояния, именовались покоящимися - исихастами. В середине 14 в. калабрийский монах Варлаам доносит на афонских монахов императору Андронику III Палеологу и константинопольскому патриарху Иоанну, обвиняя их в " ереси И.". По этому поводу в 1341 в Константинополе был созван Собор, где в качестве обвинителя выступил сам Варлаам, а наиболее ярким защитником - Григорий Па- лама . Предметом разбирательства стала не аскетическая практика, а проблема возможности видеть божественный свет телесными очами и природа этого света. Согласно позиции Варлаама, свет не может быть не тварным, ибо в противном случае он совечен Богу, что приводит к метафизическому дуализму . Возражения Паламы сводились к тому, что следует отличать Существо (usia) Божее от проявления Его действования (energeia): Существо Божее невидимо, но проявляется в мире в различных действиях, которые могут быть видимыми (Фаворский свет в Священном Писании, например). Символика света становится основополагающей для традиции И.: "свет истины" - это не просто метафора , но слова, выражающие реальный аспект Абсолюта , - Бог есть свет, следовательно он не чужд опыту человека , опытное восприятие этого света само есть свет - "во свете Твоем узрим свет" (Пс. 35. 10). Собор признал правоту за Григорием Паламой. Варлаам, обвинивший Паламу в двубожии, был осужден (позднее принял католичество ). В России к последователям И. могут быть отнесены Нил Сорский , Сергий Радонежский и др. Инспирированные И. дискуссии о природе "божественного света" эксплицитно поставили в православной мистике вопрос о сущности мистического опыта и о природе откровения. В сущности, это был спор между православными мистиками и восточными сторонниками метода Фомы Аквинского - спор между " богословием созерцания", ищущим истину в откровении, и философией умозрения, пытавшейся судить о Боге в терминах логики Аристотеля (см. Теология ). В контексте варлаамо-паламских полемик окончательно сформировалась мистическая традиция православия и было завершено конституирование богословской концепции ( антропология , экзегетика , догматика ) православия (см. Богословие православное ) в целом. См. также Мистика . С.Л. Лепин

3) Исихазм - (греч. "isicia", " молчание ", "тишина") - практика "умного делания", распространенная на Афоне. Мистическое направление в православном монашестве. Состоит во внутреннем сосредоточении безмолвствующих монахов, в духовном перемещении "ума" в "сердце", в созерцании "нетварного Фаворского света ". Большую роль в практике исихазма играет повторение молитвы Исусовой - "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго". Одним из наиболее ярких авторов, писавших об исихазме, был афонский старец св. Григорий Палама.

Исихазм

в православии – тип монашеской жизни, при котором монахи стремятся обрести божественную тишину посредством непрерывной молитвы . Молитву, в которой задействованы душа , разум и тело человека , часто называют «чистой», «умной» или «молитвой Иисусовой». Исихазм до сих пор распространен среди православных христиан. Наибольшую популярность он приобрел в России в связи с публикацией в 1782 г.«Добротолюбия» – сборника исихастических трудов.

(греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика , представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр.) Возникло в Византии в среде монахов Афона в 14 в. Культурно-типологические (однако, неортодоксальные) аналоги в католицизме и протестантизме - более поздние и генетически связанные друг с другом - квиетизм , пиетизм , квакерство и др. Теоретические положения И. были обоснованы Григорием Синаитом, Григорием Пала-мой, Николаем Кавасилой. В своем генезисе И. восходит к деятельности Григория Нисского, Евагрия Понтийского, Ма-кария Египетского и др. (4-5 вв.) Традиция И. отчасти основана на текстах Псевдо-Дионисия Ареопагита, фундирующих идею откровения, выводящего "за пределы познания до высочайших вершин Священно-тайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенно нетленные тайны". Необходимым условием откровения в И. являются радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности. Лишь очистившись, т.е. отринув все нечистое и даже чистое ("оставив позади себя все небесные звуки и слова") можно прозреть истину. В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве - "молитве Иисусовой", которая должна быть глубокой, "сердечной" и непрерывной. Для того, чтобы ничто не отвлекало от молитвы , начинающим рекомендовалось "в глубине келий" (т.е. в полумраке) принять особую позу тела: наклонив голову, смотреть туда, где находится сердце, и, успокоив дыхание, отвлечься от впечатлений так, чтоб время "не ощущалось более". В таком состоянии должно было пребывать довольно долго - пока грустное настроение не сменялось неизреченной радостью , а взору не являлся "блистающий " свет ", который в И. называют "несотворенным" (божественным). Монахи, достигшие такого состояния, именовались покоящимися - исихастами. В середине 14 в. калабрийский монах Варлаам доносит на афонских монахов императору Андронику III Палеологу и константинопольскому патриарху Иоанну, обвиняя их в " ереси И.". По этому поводу в 1341 в Константинополе был созван Собор, где в качестве обвинителя выступил сам Варлаам, а наиболее ярким защитником - Григорий Па- лама . Предметом разбирательства стала не аскетическая практика, а проблема возможности видеть божественный свет телесными очами и природа этого света. Согласно позиции Варлаама, свет не может быть не тварным, ибо в противном случае он совечен Богу, что приводит к метафизическому дуализму . Возражения Паламы сводились к тому, что следует отличать Существо (usia) Божее от проявления Его действования (energeia): Существо Божее невидимо, но проявляется в мире в различных действиях, которые могут быть видимыми (Фаворский свет в Священном Писании, например). Символика света становится основополагающей для традиции И.: "свет истины" - это не просто метафора , но слова, выражающие реальный аспект Абсолюта , - Бог есть свет, следовательно он не чужд опыту человека , опытное восприятие этого света само есть свет - "во свете Твоем узрим свет" (Пс. 35. 10). Собор признал правоту за Григорием Паламой. Варлаам, обвинивший Паламу в двубожии, был осужден (позднее принял католичество ). В России к последователям И. могут быть отнесены Нил Сорский , Сергий Радонежский и др. Инспирированные И. дискуссии о природе "божественного света" эксплицитно поставили в православной мистике вопрос о сущности мистического опыта и о природе откровения. В сущности, это был спор между православными мистиками и восточными сторонниками метода Фомы Аквинского - спор между " богословием созерцания", ищущим истину в откровении, и философией умозрения, пытавшейся судить о Боге в терминах логики Аристотеля (см. Теология ). В контексте варлаамо-паламских полемик окончательно сформировалась мистическая традиция православия и было завершено конституирование богословской концепции ( антропология , экзегетика , догматика ) православия (см. Богословие православное ) в целом. См. также Мистика . С.Л. Лепин

(греч. "isicia", " молчание ", "тишина") - практика "умного делания", распространенная на Афоне. Мистическое направление в православном монашестве. Состоит во внутреннем сосредоточении безмолвствующих монахов, в духовном перемещении "ума" в "сердце", в созерцании "нетварного Фаворского света ". Большую роль в практике исихазма играет повторение молитвы Исусовой - "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго". Одним из наиболее ярких авторов, писавших об исихазме, был афонский старец св. Григорий Палама.

Значение слова Исихазм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Интуиция - способность постижения (усмотрения) истины путем прямого ее ...
  • Интерпретация - значение или совокупность значений (смыслов), придаваемых отдельным ...
  • Индукция - умозаключение от частного к общему; вид обобщения, ...
  • Измерение - процесс определения отношения одной величины (измеряемой) к ...
  • Идеальное - специфический способ бытия объекта представленного (отраженного) в ...
  • Идеал - (от греч. idea образец норма ) ...
  • Искусственный - то, что придумано и создано человеком. ...
  • Интроверсия - сосредоточенность на самом себе. Противоположность интровертных характеров – ...
  • Интеракция - процессы и способ, которым социальные факторы взаимодействуют друг ...
  • Интенция - направленность сознания, мышления на какойлибо предмет ; намерение, ...
  • Интеллект - ум, рассудок разум ; мыслительная способность человека . ...
  • Инсуффляция - подсознательное внушение с помощью согласования ритмов дыхания. ...
  • Инсайт - (англ. проницательность понимание ): 1. Прямое знание Ясновидение ...
  • Индуизм - религиозная система в современной Западной Индии, получившая распространение ...
  • Баддха - (Санскр.) Связанный, обусловленный, каким являетсявсякий смертный, который ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари