Что такое Инстинкт? Значение слова Инстинкт в философском словаре

1) Инстинкт - Несмотря на оговорки, глубокое различие между инстинктом и привычкой не подлежит сомнению. Если взять крайние случаи, то каждое животное от рождения может брать пищу, руководствуясь инстинктом, перед тем, как у него появляется возможность учиться; с другой стороны, никто не может инстинктивно ездить на велосипеде, хотя после обучения необходимые движения становятся такими же автоматическими, как если бы они были инстинктивными. Популярная концепция инстинкта допускает ошибку, приписывая ему безошибочность и изначальную мудрость , а также неспособность к изменению. Это - полное заблуждение . Инстинкт, как правило , действует очень просто и способен к достижению своего результата в обычных обстоятельствах, однако легко вводится в заблуждение чем-то необычным. Можно сказать, что сущность инстинкта состоит в обеспечении механизма таких не ["не"??? - АБ] предусмотренных заранее действий, которые обычно имеют биологические преимущества. Отчасти именно по этой причине так важно понимать фундаментальное место инстинкта в поведении как животных, так и человека .

2) Инстинкт - ( философ ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение , точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для действующего индивида , но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс , не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление - другой вопрос ). В мире животном инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. " Всеобщее " присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык , основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная симпатия , но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими. Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что инстинкты, первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием . Так, инстинкт самосохранения теряет свой исключительно физический характер , переходя в охранение человеческого достоинства; инстинкт половой превращается в супружескую любовь ; инстинкт родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; инстинкт политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение , переходя в чувство гражданского долга , в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок , вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные. Вл. С.

3) Инстинкт - импульс , повелевающий действовать определенным образом. Это действие (особенно у животных) отличается следующими тремя особенностями. Оно будет: 1) врожденным (осы-одиночки, так называемые «осы-кладчики», строят свое гнездо всегда одинаково, несмотря на то что «родители» умирают до того, как разовьется оса-«ребенок», которая, следовательно, не может «научиться» у них строить гнездо. Точно так же существуют перелетные птицы, обладающие врожденным знанием пути их перелета – от 6000 до 12 000 км, – даже если это первый год их жизни, а «родителей», которые могли бы указать им дорогу, нет рядом); 2) единообразным ( инстинкт не совершенствуется; так, например, техника построения бобрами запруд с течением времени нисколько не прогрессировала); 3) специфическим (каждому виду присущи свои инстинкты). Итак, инстинкты – это сложные рефлексы , от природы данные индивиду . Однако эти рефлексы могут быть дополнены приобретенными обусловленными рефлексами, вносящими в инстинкт определенную гибкость и способность к адаптации. У человека , как правило , инстинкты «вышколены» социальными нормами, замаскированы вмешательством разума ( рассуждение , рациональная мотивация и ретроспектива инстинктивного поведения), и они выходят на сцену лишь при наличии состояния умственного торможения (мечта, эмоции , страсти, умственная отсталость ).

4) Инстинкт - - генетически закрепленная адаптивная реакция , форма отражения действительного мира живым организмом того или иного биологического вида.

5) Инстинкт - (лат. - побуждение , стимул ) - естественное влечение ; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, "целенаправленных" действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий - не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости - отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида ; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека , выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт - внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

6) Инстинкт - (лат. instinctus — побуждение ) — форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле И. противопоставляется сознанию. Инстинктивный тип поведения характерен для животных; он построен на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. Сознательное же поведение выражается в целенаправленном изменении природы человеком и строится на основе осознания ее закономерностей. В более специфическом смысле И.— закрепленное биологической наследственностью , свойственное данному виду животных поведение. По И. П. Павлову, И.— цепь безусловных рефлексов. Наиболее резко И. выражен у относительно низкоорганизованных животных (насекомых, рыб, птиц). По мере эволюционного развития все большее значение приобретает сложно-рефлекторная деятельность , опирающаяся на индивидуальный опыт . Инстинкты присущи и человеку . Однако они не играют решающей роли, т. к. специфически человеческая деятельность возникает и развивается как следствие общественно-исторических процессов и побуждается гл. обр. не биологическими, а социальными мотивами.


Синонимы: интуиция, нюх, чутье

Инстинкт

Несмотря на оговорки, глубокое различие между инстинктом и привычкой не подлежит сомнению. Если взять крайние случаи, то каждое животное от рождения может брать пищу, руководствуясь инстинктом, перед тем, как у него появляется возможность учиться ; с другой стороны, никто не может инстинктивно ездить на велосипеде, хотя после обучения необходимые движения становятся такими же автоматическими, как если бы они были инстинктивными. Популярная концепция инстинкта допускает ошибку, приписывая ему безошибочность и изначальную мудрость , а также неспособность к изменению. Это - полное заблуждение . Инстинкт, как правило , действует очень просто и способен к достижению своего результата в обычных обстоятельствах, однако легко вводится в заблуждение чем-то необычным. Можно сказать , что сущность инстинкта состоит в обеспечении механизма таких не ["не"??? - АБ] предусмотренных заранее действий, которые обычно имеют биологические преимущества. Отчасти именно по этой причине так важно понимать фундаментальное место инстинкта в поведении как животных, так и человека .

( философ ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение , точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для действующего индивида , но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако , с понятием действия механического или машинального, но требует известного внутрен него ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс , не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление - другой вопрос ). В мире животном инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. " Всеобщее " присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык , основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная симпатия , но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими. Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что инстинкты, первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием . Так, инстинкт самосохранения теряет свой исключительно физический характер , переходя в охранение человеческого достоинства; инстинкт половой превращается в супружескую любовь ; инстинкт родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; инстинкт политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение , переходя в чувство гражданского долга , в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот после дний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок , вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные. Вл. С.

импульс , повелевающий действовать определенным образом. Это действие (особенно у животных) отличается следующими тремя особенностями. Оно будет: 1) врожденным (осы-одиночки, так называемые «осы-кладчики», строят свое гнездо всегда одинаково, несмотря на то что «родители» умирают до того, как разовьется оса-«ребенок», которая, следовательно, не может «на учиться » у них строить гнездо. Точно так же существуют перелетные птицы, обладающие врожденным знанием пути их перелета – от 6000 до 12 000 км, – даже если это первый год их жизни, а «родителей», которые могли бы указать им дорогу, нет рядом); 2) единообразным ( инстинкт не совершенствуется; так, например, техника построения бобрами запруд с течением времени нисколько не прогрессировала); 3) специфическим (каждому виду присущи свои инстинкты). Итак, инстинкты – это сложные рефлексы , от природы данные индивиду . Однако эти рефлексы могут быть дополнены приобретенными обусловленными рефлексами, вносящими в инстинкт определенную гибкость и способность к адаптации. У человека , как правило , инстинкты «вышколены» социальными нормами, замаскированы вмешательством разума ( рассуждение , рациональная мотивация и ретроспектива инстинктивного поведения), и они выходят на сцену лишь при наличии состояния умственного торможения (мечта, эмоции , страсти, умственная отсталость ).

- генетически закрепленная адаптивная реакция , форма отражения действительного мира живым организмом того или иного биологического вида.

(лат. - побуждение , стимул ) - естественное влечение ; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внеш него раздражения, определяя исход более или менее сложных, "целенаправленных" действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий - не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости - отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида ; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека , выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму воз можно сть неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт - внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

(лат. instinctus — побуждение ) — форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле И. противопоставляется сознанию. Инстинктивный тип поведения характерен для животных; он построен на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. Сознательное же поведение выражается в целенаправленном изменении природы человеком и строится на основе осознания ее закономерностей. В более специфическом смысле И.— закрепленное биологической наследственностью , свойственное данному виду животных поведение. По И. П. Павлову, И.— цепь безусловных рефлексов. Наиболее резко И. выражен у относительно низкоорганизованных животных (насекомых, рыб, птиц). По мере эволюционного развития все большее значение приобретает сложно-рефлекторная деятельность , опирающаяся на индивидуальный опыт . Инстинкты присущи и человеку . Однако они не играют решающей роли, т. к. специфически человеческая деятельность возникает и развивается как следствие общественно-исторических процессов и побуждается гл. обр. не биологическими, а социальными мотивами.

Значение слова Инстинкт в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Иррационализм - (от лат. ratio мышление, рассудок разум ) ...
  • Интуиция - способность познания, отличающаяся от опыта и разума ...
  • Интерпретация - (лат. interpretatio разъяснение, истолкование) в герменевтике ...
  • Интеллигенция - в России XIX в.: " группа движение ...
  • Инициация - (от лат. initiare вводить, посвящать) 1) ...
  • Индифферентизм - (от лат. indifferentia отсутствие различий) устойчивое ...
  • Имманентный - пребывающий в вещах, в мире, внутри какойлибо ...
  • Исповедник - 1) лицо, исповедующее в грехах; 2) название ...
  • Ислам - (араб. покорность ), мусульманство одна из ...
  • Искупление - жертвоприношение богам с целью загладить нанесенные им ...
  • Исаия - библ. пророк крому приписывается авторство одной из ...
  • Иродиада - (739) ьжена Ирода Филиппа, затем его брата Ирода ...
  • Ипостась - (от греч. hypostasis сущность основание ) ...
  • Иосифляне - см. Осифляне. ...
  • Аудумла - (Сканд.) Символ природы в древнескандинавской мифологии. Корова Творения, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари