Что такое Иерархия? Значение слова Иерархия в философском словаре

1) Иерархия - - важнейший организационный принцип сложных систем, включая общество . Ее формирование определяется необходимостью обеспечить возможность управления системой в целом и на всех этажах, например большим обществом, при одновременном сохранении нагрузки на каналы информации в допустимых пределах, превышение которых снижает возможности управления. Этот процесс составляет один из аспектов роста разнообразия общества. Каждый из уровней управления представляет собой определенную социальную группу, которые а целом на определенном этапе развития общества могут составить костяк сословного общества. Формирование сословий сталкивается с противодействием, с культурой, тяготеющей к уравнительности, к двухэлементной модели общества. В таком обществе И. стимулирует возникновение дискомфортного состояния, может вызвать вечевой бунт , антимедиацию. И. может быть снята в процессе развития демократии, т. способности гражданина нести реальную ответственность на каждом уровне управления, включаться в процесс принятия решений. Уничтожение социальной И. без соответствующего развития ответственности личности равносильно ликвидации разнообразия, точек роста, что означало бы развал общества.

2) Иерархия - - (от греч. hieros и arche - священноначалие). 1) У Псевдо-Дионисия Ареопагита (предположительно - VI в.) - основной и неизменный принцип организации космического и сверхкосмического порядка сущего, согласно которому низшие чины иерархии подчинены высшим и черпают у них силы для своего обращения и устремления к божественному Свету , тогда как высшие чины промыслительно заботятся о низших и являются посредниками в передаче благ свыше. Мир в целом предстает у Псевдо-Дионисия как многоуровневая структура глобального охвата, где все расставлено по своим местам раз и навсегда, - это иерархия ангелов и продолжающая ее на земле иерархия людей на земле, посвященных в церковное служение. Здесь была утрачена мистическая интуиция истории как мировой драмы, завершающейся последней битвой и Судом. 2) Н.Бердяев принял, что "сама идея личности связана с иерархией", и выступил в защиту "духовного аристократизма " против демократизации культуры, "плебейского духа" гуманизма и стадного сознания массовой культуры, где торжествуют секуляризация , " хамизм ", пренебрежение к иерархическому преемству и варварство , напирающее изнутри и снаружи, "самодовольное и наглое полупросвещение". В такой ситуации утрачены сакральные и культовые корни деятельности и творчества. Современный кризис культуры, по Бердяеву, это кризис элиты , творческого меньшинства, не довольного культурой, ибо она не созидает нового бытия. Но не дано миновать культуру на пути социального обновления, ибо именно культуре принадлежит, по Бердяеву, " духовный примат " в общественной жизни, а не политике и экономике. " Культура , в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению", путь святости - "путь высшей культуры духа"; святость, как и творческая гениальность , по Бердяеву, - два великих двигателя культуры, питающиеся духовными энергиями надкультурного происхождения, энергиями иных миров.

3) Иерархия - [гр. hieros - священный + arche - власть ]- священная власть, последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. При исследовании естественных и общественных систем применяют понятия "более высокие" или "низшие" порядки, которые обозначают не качество , но взаимосвязь, обусловленную классификацией, либо взаимодействием : "более высокое" не может, например, существовать без "низкого" (предшествующего). В обиходном сознании очень часто смешивают понятия "более высокое", "высшая ступень " и т.д. с "лучшим". На самом деле чаще всего имеет место отношение не "лучше-хуже", а "другое", "следующее".

4) Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке возрастания от высшего к нисшему, соподчинение.

5) Иерархия - - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или, наоборот, вхождение или функциональное соподчинение систем, при которых меньшие подсистемы составляют большие системы, сами являющиеся подсистемами еще более крупных систем.

6) Иерархия - (от греч. hieros — священный, arche— власть ) — расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов (напр., И. ценностей, И. науки т.п.). И. были особенно характерны для средневековой философии, в которой всякая исследуемая область вытягивалась в цепочку взаимосвязанных и последовательно подчиненных ступеней. Эта цепочка всегда была конечна, и ее «низ» представлялся интересным прежде всего потому, что он отражал и символизировал «верх». « Символизм и иерархизм — такова формула средневекового мировоззрения и такова формула всей средневековой культуры... Средневековье создало... иерархическое общество , иерархию чинов духовных и светских, иерархию общественных союзов, корпораций, «университетов», образующих вместе общую universitas, христианско-феодальный мир. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья» (П.М. Бицилли). Поскольку Бог, вершина всех И., мыслился как высшее благо и совершенство , то мир в целом и все ступени И., его составляющей, получали нравственную оценку. «В средневековой «модели» мира нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения» (А.Я. Гуревич). Противоположностью И. является равенство . Средневековые мыслители весьма своеобразно, можно сказать мистически, соединяли «ранжирование душ и движений» с идеей совершенного равенства. Напр., Фома Аквинский изображал небеса как иерархическую структуру со многими уровнями святости и в то же время как светлое единство , в которой даже самый большой святой не испытывает ни малейшей гордости за свое положение. Низведение вертикальной структуры к одноплоскостной общности, смыкание «верха» и «низа» в конечном счете призваны были дать эффект обновления и восстановления принципов классификации и порядка. Тяготение к И. характерно для всех коллективистических обществ и сообществ (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). В частности, в тоталитарном обществе И. универсальны и устойчивы. «Совершенно еще не изученный вопрос — стереотипность иерархий абсолютно во всех сферах жизни общества. Даже похороны имеют свою иерархию. Недостатки, например, разделяются на недосмотры, просмотры, упущения, недоделки, просчеты, недоработки, промахи, ошибки, грубые ошибки, грубейшие ошибки, непростительные ошибки, провалы и т.п. Достижения разделяются на сдвиги, подъемы, оживления, достижения, успехи, некоторые успехи, заметные успехи, серьезные успехи, крупные достижения и т.п.» (А.А. Зиновьев). В коллективистическом представлении об И. находят свое преломление все иные особенности коллективистической культуры: удвоение мира, разделение его на реальный и умопостигаемый (И. устанавливается во имя последнего и призвана соединять два мира), символизм ( связь между уровнями И. является прежде всего символом какого-то иного содержания), тяга к универсальности (И. охватывает все), схематизм вещей и их связей (ступени И. четко очерчены) и т.д. «Нормальная» наука также тяготеет к символам и И., выстраивая в иерархические цепочки как теоретические положения, так и изучаемые факты . И. пронизаны и такие коллективистические сообщества, как армия, церковь , тоталитарные религиозные секты и т.д. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1990; Зиновьев А.А. Зияющие высоты. М, 1992. Кн. 2; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1995.

7) Иерархия - (греч. hieros - священный, arche - власть ) - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия по закону от высшего к низшему ( инволюция ) и, наоборот, от низшего к высшему ( эволюция ). Любой уровень n может быть рассмотрен как управляющий по отношению к уровню (n-1) и управляемый со стороны уровня (n+1). И. подразумевает как структурную и функциональную, так и информационную дифференциацию внутри системы. И. бывает жесткой и гибкой. Жесткие И. предлагаются в ряде научных дисциплин. Гибкие И. существуют во всех реальных структурах бытия. В этом случае каждый уровень И. является более или менее автономным и, в то же время , подчиненным высшим структурам систем. Понятие И. широко применяется практически во всех философско-религиозных учениях. Термин И. был введен около 2-й половины 5 в. Псевдо-Дионисием Ариопагитом в трактатах "О небесной И." и "О церковной И.". В христианстве И. олицетворяется с небесной И. - лестницей Иакова: ангелы , архангелы , начала , силы, господства, престолы, херувимы и серафимы (бесплотные духовные силы). В буддизме И. представлена Светлыми силами Бодхисатв и Тар (мужских и женских божеств); в индуизме - И. пантеонов Богов, Ману (Учителей), Риши - которые являются воплощениями единого Брахмана . В исламе И. утверждается рядом Пророков, а также эта тема была разработана ибн Араби в учении о Святых, святости и их И. В Агни Йоге говорится, что И. есть "закон Мироздания" и "планомерное сотрудничество". Философия платонизма и неоплатонизма строится на И., во главе которой сверхсущее Единое - Благо , эманирующее в мир через ступени Ума и Души. Конфуций, Лейбниц, гностицизм , школа русского космизма признают И. как ведущий принцип всеединства, универсальности, цельности мироздания. Понятие И. используется в идеологии ряда социально-политических систем (авторитаризм, тоталитаризм , кастовость и др.), и характеризует структуры власти. В современной западной социологии исследуются И. престижа , богатства, власти, контроля как выражение стратификации (деления) общества. И. можно трактовать как один из архетипов сознания. В.В. Лобач

8) Иерархия - (греч. "iero", "священный" и "arch", " начало ", " власть ") - "священноначалие".

9) Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - господство ) - господство святых, субординация священников. В переносном смысле подразделение с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов, напр. иерархия наук, иерархия ценностей. Иерархию наук разрабатывал, напр., Конт.

10) Иерархия - (греч. hieros — священный и arche — власть ) — тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах , характеризуемый упорядоченностью , организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Понятие И. широко применяется в различных областях совр. науки вследствие распространения идей и принципов кибернетики и системного подхода . Иерархические отношения имеют место во многих системах, для к-рых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация , т. е. способность к реализации определенного круга функций, причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции, согласования. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация , охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы в целом. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

Иерархия

- важнейший организационный принцип сложных систем, включая общество . Ее формирование определяется необходимостью обеспечить возможность управления системой в целом и на всех этажах, например большим обществом, при одновременном сохранении нагрузки на каналы информации в допустимых пределах, превышение которых снижает возможности управления. Этот процесс составляет один из аспектов роста разнообразия общества . Каждый из уровней управления представляет собой определенную социальную группу, которые а целом на определенном этапе развития общества могут составить костяк сословного общества. Формирование сословий сталкивается с противодействием, с культурой, тяготеющей к уравнительности, к двухэлементной модели общества. В таком обществе И. стимулирует возникновение дискомфортного состояния, может вызвать вечевой бунт , антимедиацию. И. может быть снята в процессе развития демократии, т. способности гражданина нести реальную ответственность на каждом уровне управления, включаться в процесс принятия решений. Уничтожение социальной И. без соответствующего развития ответственности личности равносильно ликвидации разнообразия, точек роста, что означало бы развал общества.

- (от греч. hieros и arche - священноначалие). 1) У Псевдо-Дионисия Ареопагита (предположительно - VI в.) - основной и неизменный принцип организации космического и сверхкосмического порядка сущего, согласно которому низшие чины иерархии подчинены высшим и черпают у них силы для своего обращения и устремления к божественному Свету , тогда как высшие чины промыслительно заботятся о низших и являются посредниками в передаче благ свыше. Мир в целом предстает у Псевдо-Дионисия как многоуровневая структура глобального охвата, где все расставлено по своим местам раз и навсегда, - это иерархия ангелов и продолжающая ее на земле иерархия людей на земле, посвященных в церковное служение. Здесь была утрачена мистическая интуиция истории как мировой драмы, завершающейся последней битвой и Судом. 2) Н.Бердяев принял, что "сама идея личности связана с иерархией", и выступил в защиту "духовного аристократизма " против демократизации культуры, "плебейского духа" гуманизма и стадного сознания массовой культуры, где торжествуют секуляризация , " хамизм ", пренебрежение к иерархическому преемству и варварство , напирающее изнутри и снаружи, "самодовольное и наглое полупросвещение". В такой ситуации утрачены сакральные и культовые корни деятельности и творчества. Современный кризис культуры, по Бердяеву, это кризис элиты , творческого меньшинства, не довольного культурой, ибо она не созидает нового бытия. Но не дано миновать культуру на пути социального обновления, ибо именно культуре принадлежит, по Бердяеву, " духовный примат " в общественной жизни, а не политике и экономике. " Культура , в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению", путь святости - "путь высшей культуры духа"; святость, как и творческая гениальность , по Бердяеву, - два великих двигателя культуры, питающиеся духовными энергиями надкультурного происхождения, энергиями иных миров.

[гр. hieros - священный + arche - власть ]- священная власть, последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. При исследовании естественных и общественных систем применяют понятия "более высокие" или "низшие" порядки, которые обозначают не качество , но взаимосвязь, обусловленную классификацией, либо взаимодействием : "более высокое" не может , например , существовать без "низкого" (предшествующего). В обиходном сознании очень часто смешивают понятия "более высокое", "высшая ступень " и т.д. с "лучшим". На самом деле чаще всего имеет место отношение не "лучше-хуже", а "другое", "следующее".

расположение частей или элементов целого в порядке возрастания от высшего к нисшему, соподчинение.

- расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или, наоборот, вхождение или функциональное соподчинение систем, при которых меньшие подсистемы составляют большие системы, сами являющиеся подсистемами еще более крупных систем.

(от греч. hieros — священный, arche— власть ) — расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов (напр., И. ценностей, И. науки т.п.). И. были особенно характерны для средневековой философии, в которой всякая исследуемая область вытягивалась в цепочку взаимосвязанных и последовательно подчиненных ступеней. Эта цепочка всегда была конечна, и ее «низ» представлялся интересным прежде всего потому, что он отражал и символизировал «верх». « Символизм и иерархизм — такова формула средневекового мировоззрения и такова формула всей средневековой культуры... Средневековье создало... иерархическое общество , иерархию чинов духовных и светских, иерархию общественных союзов, корпораций, «университетов», образующих вместе общую universitas, христианско-феодальный мир. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья» (П.М. Бицилли). Поскольку Бог, вершина всех И., мыслился как высшее благо и совершенство , то мир в целом и все ступени И., его составляющей, получали нравственную оценку. «В средневековой «модели» мира нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения» (А.Я. Гуревич). Противоположностью И. является равенство . Средневековые мыслители весьма своеобразно, можно сказать мистически, соединяли «ранжирование душ и движений» с идеей совершенного равенства. Напр., Фома Аквинский изображал небеса как иерархическую структуру со многими уровнями святости и в то же время как светлое единство , в которой даже самый большой святой не испытывает ни малейшей гордости за свое положение. Низведение вертикальной структуры к одноплоскостной общности, смыкание «верха» и «низа» в конечном счете призваны были дать эффект обновления и восстановления принцип ов классификации и порядка. Тяготение к И. характерно для всех коллективистических обществ и сообществ (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). В частности, в тоталитарном обществе И. универсальны и устойчивы. «Совершенно еще не изученный вопрос — стереотипность иерархий абсолютно во всех сферах жизни общества . Даже похороны имеют свою иерархию. Недостатки, например , разделяются на недосмотры, просмотры, упущения, недоделки, просчеты, недоработки, промахи, ошибки, грубые ошибки, грубейшие ошибки, непростительные ошибки, провалы и т.п. Достижения разделяются на сдвиги, подъемы, оживления, достижения, успехи, некоторые успехи, заметные успехи, серьезные успехи, крупные достижения и т.п.» (А.А. Зиновьев). В коллективистическом представлении об И. находят свое преломление все иные особенности коллективистической культуры: удвоение мира, разделение его на реальный и умопостигаемый (И. устанавливается во имя последнего и призвана соединять два мира), символизм ( связь между уровнями И. является прежде всего символом какого-то иного содержания), тяга к универсальности (И. охватывает все), схематизм вещей и их связей (ступени И. четко очерчены) и т.д. «Нормальная» наука также тяготеет к символам и И., выстраивая в иерархические цепочки как теоретические положения, так и изучаемые факты . И. пронизаны и такие коллективистические сообщества, как армия, церковь , тоталитарные религиозные секты и т.д. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1990; Зиновьев А.А. Зияющие высоты. М, 1992. Кн. 2; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1995.

(греч. hieros - священный, arche - власть ) - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия по закону от высшего к низшему ( инволюция ) и, наоборот, от низшего к высшему ( эволюция ). Любой уровень n может быть рассмотрен как управляющий по отношению к уровню (n-1) и управляемый со стороны уровня (n+1). И. подразумевает как структурную и функциональную, так и информационную дифференциацию внутри системы. И. бывает жесткой и гибкой. Жесткие И. предлагаются в ряде научных дисциплин. Гибкие И. существуют во всех реальных структурах бытия. В этом случае каждый уровень И. является более или менее автономным и, в то же время , подчиненным высшим структурам систем. Понятие И. широко применяется практически во всех философско-религиозных учениях. Термин И. был введен около 2-й половины 5 в. Псевдо-Дионисием Ариопагитом в трактатах "О небесной И." и "О церковной И.". В христианстве И. олицетворяется с небесной И. - лестницей Иакова: ангелы , архангелы , начала , силы, господства, престолы, херувимы и серафимы (бесплотные духовные силы). В буддизме И. представлена Светлыми силами Бодхисатв и Тар (мужских и женских божеств); в индуизме - И. пантеонов Богов, Ману (Учителей), Риши - которые являются воплощениями единого Брахмана . В исламе И. утверждается рядом Пророков, а также эта тема была разработана ибн Араби в учении о Святых, святости и их И. В Агни Йоге говорится, что И. есть "закон Мироздания" и "планомерное сотрудничество". Философия платонизма и неоплатонизма строится на И., во главе которой сверхсущее Единое - Благо , эманирующее в мир через ступени Ума и Души. Конфуций, Лейбниц, гностицизм , школа русского космизма признают И. как ведущий принцип всеединства, универсальности, цельности мироздания. Понятие И. используется в идеологии ряда социально-политических систем (авторитаризм, тоталитаризм , кастовость и др.), и характеризует структуры власти. В современной западной социологии исследуются И. престижа , богатства, власти, контроля как выражение стратификации (деления) общества . И. можно трактовать как один из архетипов сознания. В.В. Лобач

(греч. "iero", "священный" и "arch", " начало ", " власть ") - "священноначалие".

(от греч. hieros - священный и arche - господство ) - господство святых, субординация священников. В переносном смысле подразделение с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов, напр. иерархия наук, иерархия ценностей. Иерархию наук разрабатывал, напр., Конт.

(греч. hieros — священный и arche — власть ) — тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах , характеризуемый упорядоченностью , организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Понятие И. широко применяется в различных областях совр. науки вследствие распространения идей и принцип ов кибернетики и системного подхода . Иерархические отношения имеют место во многих системах, для к-рых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация , т. е. способность к реализации определенного круга функций, причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции, согласования. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация , охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы в целом . В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

Значение слова Иерархия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Иррациональное - (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) находящееся ...
  • Интуиционизм - направление в обосновании математики и логики, согласно ...
  • Интерпретация - (от лат. interpretatio разъяснение, истолкование) в ...
  • Индивид - (от лат. individuum неделимое) единичное как ...
  • Импликация - (от лат. implicatio сплетение, от implico ...
  • Идеализация - процесс мысленного конструирования представлений и понятий об ...
  • Интерпретация - в историкогуманитарных науках истолкование текстов, направленное ...
  • Зло - — наиболее общее оценочное понятие обозначающее отрицательный аспект ...
  • Закон - — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая ...
  • Заблуждение - — неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный ...
  • Зоопсихология - наука об особенностях поведения и психики животных. ...
  • Значение - важность, значительность, роль предмета явления, действия в ...
  • Знак - материальный чувственно воспринимаемый предмет ( явление действие ...
  • Зететик - (от греч. zetesis исследование, соображение) название ...
  • Предыдеальное - Совокупность реальных здесьтеперь ссылок и направленностей на идеальное ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари