Что такое Холизм? Значение слова Холизм в философском словаре

1) Холизм - - представление , согласно которому верификациявозможна лишь в составе всей системы.

2) Холизм - (от греч. holos - целый) - методологический принцип целостности, сформулированный южноафриканским философом Я. Смэтсом в 20-е годы. Выражается в формуле "целое больше, чем сумма его частей". X. свойственен целому ряду концепций развития, воспринявших, в частности, идеи "творческой эволюции" Бергсона, "философии процесса " Уайтхеда. Исходя из идей биологического витализма и специальной теории относительности, Смэтс трактовал целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное . Высшая форма органической целостности - человеческая личность . По Смэтсу, целостность как органическая мировая субстанция нерасчленима и непознаваем, а в отличие от другого аспекта сущего - механической структурности, являющейся предметом науки. X. противостоит как механицистской, так и антропоморфистской интерпретации реальности. Определенная расплывчатость и метафоричность принципа X. не помешали его популярности. Идеи X. развивали А. Ломан, А. Мейер-Абих, Дж. Холдейн, на принципе X. построен ряд фундаментальных положений философии науки ( тезис Дюэма- Куайна, тезис Куна-Фейерабенда).

3) Холизм - философия целостности, рассматривающая мир как результат творческой эволюции, учение о сущности феномена целостности. Под ним понимается высший принцип целостности мира, обнимающий все его сферы (физиче«кую, биологическую, социальную, психическую, духовную) и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей". Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность , где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального.

4) Холизм - (греч. holos - целый) - понятие , связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип , в соответствии с которым "целое больше суммы своих частей". Противостоит редукционизму , ищущему специфику целого в составляющих его частях и сводящему мироздание к набору некоторых первичных элементов. Холистическая позиция заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Выделение и рассмотрение таких свойств позволяет продифференцировать системы по характеру взаимодействия ее элементов на аддитивные или сумма-тивные (в них целое равно сумме своих частей - это разного рода совокупности, механические смеси и т.п.) и эмерджент -ные или целостные (системы с наличием особых качеств - это, например, органические, живые системы, психологические, социальные и т.п.). Редукционизм и X., как анализ и синтез , должны быть рассмотрены как два комплементарных познавательных приема, эффективных при решении соответствующих проблем. С одной стороны, редукционизм позволяет решать структурного плана задачи и находить связи высших уровней с низшими. В свою очередь X. хорош при воссоздании целостной картины объекта или явления, особенно в функциональном отношении. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и X. как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных ( психология , социология , лингвистика и т.п.). Однако каждый из этих приемов может быть и бывает гипертрофирован. Тогда редукционистская позиция полностью сведет высшее к низшему, откажет высшим формам в специфике и самостоятельности. В такой редукционистской парадигме развиваются механицизм , физикализм , биологизм (при рассмотрении социальных систем). Абсолютизация целостности может приводить к отрыву высшего от низшего как в структурном, так и в генетически-эволюционном отношении. Это делает невозможным познание научными средствами высших проявлений бытия: органической живой материи, психологических и социальных систем. На таком методологическом основании развиваются органицизм, витализм , эмерджентизм, X. и т.п. 2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении "X. и эволюция " (1926). Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы "целое больше своих частей" вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшим онтологическим идеалом в X. признается целостность мира, проявляющаяся в психологическом, биологическом и физическом ракурсах. При этом целостность рассматривается как в качественном, так и организационном отношениях . Центральным понятием X. является категория "целое". Предполагается, что эта категория может прийти на смену традиционно признаваемым в философии как предельно широкие категориям "материальное" и " идеальное ", " объективное " и "субъективное", синтезировав их в своем содержании. Целое, целостность провозглашается "последней реальностью универсума ", далее нерасчленимой и непознаваемой. Эта мировая субстанция лежит в основе эволюции мира, создавая новые целостности. А носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле , сохраняющееся постоянным при всех изменениях организма . Высшей формой органической целостности признается человеческая личность . Концепция X. оказала заметное влияние на модели "творческой эволюции" Бергсона, "философию процесса " Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки. Е.И. Янчук

5) Холизм - (от греч. hdlon - целое) - точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. "Holism and Evolution" (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном ("The philosophical basis of biology", 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности - и в качественном, и в организационном отношении, - целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной - физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности.

6) Холизм - (греч. holos — целое) — идеалистическая “ философия целостности”, близкая по своим идеям к теории эмердясентной эволюции. Это понятие введено Я. X. Смэтсом в книге “ Холизм и эволюция ” (1926). Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром управляет холистический процесс — процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи непрестанно возникают и обновляются. Холистический процесс, по Смэтсу отменяет закон сохранения материи. “Фактор целостности” X. считает нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер . Идеи X. развивали также Дж. С. Холдейн (“Философские основы биологии”, 1931) и А. Майер-Абих (“Идеи и идеалы биологического познания”,1934). В совр.зап. литературе термин “X.” нередко используется для обозначения принципа целостности.

Холизм

- представление , согласно которому верификациявозможна лишь в составе всей системы.

(от греч. holos - целый) - методологический принцип целостности, сформулированный южноафриканским философом Я. Смэтсом в 20-е годы. Выражается в формуле "целое больше, чем сумма его частей". X. свойственен целому ряду концепций развития, воспринявших, в частности, идеи "творческой эволюции" Бергсона, "философии процесса " Уайтхеда. Исходя из идей биологического витализма и специальной теории относительности, Смэтс трактовал целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное . Высшая форма органической целостности - человеческая личность . По Смэтсу, целостность как органическая мировая субстанция нерасчленима и непознаваем, а в отличие от другого аспекта сущего - механической структурности, являющейся предметом науки. X. противостоит как механицистской, так и антропоморфистской интерпретации реальности. Определенная расплывчатость и метафоричность принципа X. не помешали его популярности. Идеи X. развивали А. Ломан, А. Мейер-Абих, Дж. Холдейн, на принципе X. построен ряд фундаментальных положений философии науки ( тезис Дюэма- Куайна, тезис Куна-Фейерабенда).

философия целостности, рассматривающая мир как результат творческой эволюции, учение о сущности феномена целостности. Под ним понимается высший принцип целостности мира, обнимающий все его сферы (физиче«кую, биологическую, социальную, психическую, духовную) и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей". Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность , где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального.

(греч. holos - целый) - понятие , связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип , в соответствии с которым "целое больше суммы своих частей". Противостоит редукционизму , ищущему специфику целого в составляющих его частях и сводящему мироздание к набору некоторых первичных элементов. Холистическая позиция заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Выделение и рассмотрение таких свойств позволяет продифференцировать системы по характеру взаимодействия ее элементов на аддитивные или сумма-тивные (в них целое равно сумме своих частей - это разного рода совокупности, механические смеси и т.п.) и эмерджент -ные или целостные (системы с наличием особых качеств - это, например, органические, живые системы, психологические, социальные и т.п.). Редукционизм и X., как анализ и синтез , должны быть рассмотрены как два комплементарных познавательных приема, эффективных при решении соответствующих проблем. С одной стороны, редукционизм позволяет решать структурного плана задачи и находить связи высших уровней с низшими. В свою очередь X. хорош при воссоздании целостной картины объекта или явления, особенно в функциональном отношении. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и X. как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных ( психология , социология , лингвистика и т.п.). Однако каждый из этих приемов может быть и бывает гипертрофирован. Тогда редукционистская позиция полностью сведет высшее к низшему, откажет высшим формам в специфике и самостоятельности. В такой редукционистской парадигме развиваются механицизм , физикализм , биологизм (при рассмотрении социальных систем). Абсолютизация целостности может приводить к отрыву высшего от низшего как в структурном, так и в генетически-эволюционном отношении. Это делает невозможным познание научными средствами высших проявлений бытия: органической живой материи, психологических и социальных систем. На таком методологическом основании развиваются органицизм, витализм , эмерджентизм, X. и т.п. 2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении "X. и эволюция " (1926). Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы "целое больше своих частей" вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшим онтологическим идеалом в X. признается целостность мира, проявляющаяся в психологическом, биологическом и физическом ракурсах. При этом целостность рассматривается как в качественном, так и организационном отношениях . Центральным понятием X. является категория "целое". Предполагается, что эта категория может прийти на смену традиционно признаваемым в философии как предельно широкие категориям "материальное" и " идеальное ", " объективное " и "субъективное", синтезировав их в своем содержании. Целое, целостность провозглашается "последней реальностью универсума ", далее нерасчленимой и непознаваемой. Эта мировая субстанция лежит в основе эволюции мира, создавая новые целостности. А носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле , сохраняющееся постоянным при всех изменениях организма . Высшей формой органической целостности признается человеческая личность . Концепция X. оказала заметное влияние на модели "творческой эволюции" Бергсона, "философию процесса " Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки. Е.И. Янчук

(от греч. hdlon - целое) - точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. "Holism and Evolution" (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном ("The philosophical basis of biology", 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности - и в качественном, и в организационном отношении, - целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной - физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности.

(греч. holos — целое) — идеалистическая “ философия целостности”, близкая по своим идеям к теории эмердясентной эволюции. Это понятие введено Я. X. Смэтсом в книге “ Холизм и эволюция ” (1926). Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром управляет холистический процесс — процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи непрестанно возникают и обновляются. Холистический процесс, по Смэтсу отменяет закон сохранения материи. “Фактор целостности” X. считает нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер . Идеи X. развивали также Дж. С. Холдейн (“Философские основы биологии”, 1931) и А. Майер-Абих (“Идеи и идеалы биологического познания”,1934). В совр.зап. литературе термин “X.” нередко используется для обозначения принципа целостности.

Значение слова Холизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хиджра - (араб. переселение) переезд Мухаммеда из Мекки ...
  • Херем - (др.евр. — отсечение, отторжение) — в иудаизме ...
  • Хафиз - (наст. имя Шамседдин Мохаммед, ок. 13251389 или 1390) ...
  • Хасан - (ок. 625669) второй имам из династии шиитских ...
  • Хариджиты - (от араб. хариджи вышедший, восставший) сторонники ...
  • Хапи - в др.егип. религии бог Нила податель ...
  • Ханифизм - релит, движение в Аравии в 6 — ...
  • Фрейдизм - — название теории и метода психоанализа . Назван ...
  • Формализация - — совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения ...
  • Философия - (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость ...
  • Физика - (от греч. physis ,— природа ) — наука ...
  • Фетишизм - (португальское feitiсо — волшебство) — общественное от ношение ...
  • Феноменология - — основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ландгребе, ...
  • Феномен - (греч. phainomenon — являющееся) — понятие означающее явление ...
  • Сарисрипы - (Санскр.) Змеи, ползающие насекомые, пресмыкающиеся,"бесконечно малые". ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари