- участники антифеод. нац.-освободит, движения в Чехии, после дователи Яна Гуси . Соц. состав Г. - крестьянство , плебейские слои города, бюргерство , среднее и мелкое дворянство . Г. выступили с требование м секуляризации церк. владений, ослабления поли-тич. влияния католич. церкви. Против католич. духовенства было направлено требование Г. причащать мирян не только хлебом, но и вином из чаши , что было привилегией духовенства. Пестрота соц. состава Г. обусловила их деление на 2 лагеря. Бюргерский лагерь , или чашники , выдвинул умеренную программу, сводившуюся к требованию «дешевой церкви», расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крест ьян-ско-плебейский лагерь, или габариты. выдвинул более радикальную антифеод, программу. Католич. церковь после неудачных крест , походов против Г. столкнула чашников с таборитами; в 1434 табориты были разбиты. Движение Г. расшатало устои католич. церкви и феодализма , способствовало подъему чеш. культуры.
- после дователи Яна Гуса. Следуя учению Гуса, желали изменить церковную и общественную жизнь по раннехристианскому образцу. В области церковной жизни гуси ты требовали богослужения на национальном языке , большего участия мирян в церковной жизни, причащения мирян под двумя видами, т.е. под видом хлеба и вина , а не только хлебом, как положено в латинской мессе, требовали "дешевой" Церкви. В общественной жизни гуситы считали, что сохранение существующей власти возможно лишь в случае, если власти подчинятся требованиям Евангелия, в против ном случае возможно неповиновение подданных. Спор о форме неповиновения расколол гуситов на "таборитов" и "умеренных" (" чашники ", "ультраквисты").