( греч . gnosis - по знание , знание ) - эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культ урных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и веро учения ми иудаизма , зороастризма , вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения - гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Г. возникает в 1 в. и проходит в своем развитии три этапа : 1) ранний Г., противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов ( например , культ змия у офитов, восходящий , с одной стороны, к архаической мифологеме крыла того змея , олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с друг ой - к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию): 2) зрелый Г. 1-2 вв. - классические гностические системы Валентина ( Египет ) и Василида ( Сирия ), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского; иногда к Г. относят и так называемый 3) поздний Г. - христианские дуалистические ереси средневековья ( павликанство , богомильство , альбигойские ереси катаров и вальденсов). Концепция знания (" гнозис а ") задает основную проблематику Г., центрирующуюся вокруг вопроса о сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы : "Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение ?". Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной Г. от античной философской классики (см. Античная философия ) и - опосредовано - от мифологии, а именно - проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал (см. Бинаризм ). В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак , имеющий креационную семантику (см, Любовь ). Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смыслов ом ключе . Так, у Платон а единство материального и идеального миров обеспечивается двумя канал ами: от мира идей к миру вещей ( вектор "вниз") - воплощение , и от мира сотворенного к миру совершенства ("вверх") - познание . Первый канал ("вниз") фактически является креационным, второй ("вверх") оформляется Платоном как узнавание ("припоминание") абсолютного образца в совершенном творении ("любовь к узренной красоте") и последующее восхождение по лестнице любви и красоты "к самому прекрасному вверх" - в плоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства (см. Платон, Эйдос , Красота ). В неоплатонизме (см. Неоплатонизм ) креационный вектор сохраняет свою интегрирующую семантику, что же касается вектора "вверх", то он наполняется новым смыслом: восхождение от земного бренного мира к единосущему возможно на пути экстатической сыновней любви к творцу, разрешающейся в созерцании источника сущего. Запутавшись в тенетах земных соблазнов, ослепшая душа отвращается от Бога (типичная метафора у Плотина : дева "ослепляется браком" и забывает отца , ибо дочерняя любовь - небесная, земная же "низменна, подобно блуднице"). Разрыв земного и небесного (в новом понимании) начал практически намечен. В христианской интерпретации бинарная оппозиция космических структур оказалась аксиологически нагруженной и переосмыслена как дуальность "дольнего" и "горнего"; накладываясь на традиционную космологическую парадигму, христианство обусловливает интерпретацию соединительной вертикали от Бога к миру уже не как космогенез, и даже не как эманацию Бога в мир, но как творение . Актуальной для христианства оказывается и философская проблематика , касающаяся вектора "снизу - вверх", однако, под воздействием новых мировоззренческих смыслов от платоновской лестницы любви и красоты осталась лишь первая ступень любви к ближнему и последняя - любовь к Творцу: в модели мироздания сохранена идея двух миров, но разрушено связующее их звено . Принцип антикосмического дуализма и выступает основой гностической модели мира: мир есть антипод божий . Переосмысление античной идеи эманации (см. Эманация ) перво начала также сдвинуло акценты в сторону антикосмизма: мир остается иерархично организованным, но эманирующие сущности служат не единению, а изоляции Бога и мира. Сущность первоначала, порождающего эманации, посредством познания последних не постигается и остается сокровенной. Количество этих промежуточных звеньев в гностических концепциях, как правило , достаточно велико: от 33 у Валентина до 365 у Василида. Так, в системе Валентина лежит идея абсолютной полноты - Плеромы, проявляющей себя в серии эонов (см. Эон). Плерома , в сущности, выступает типологическим аналог ом античного апейрона : из нее происходит и в нее возвращается все, способное к становлению. "На незримых и несказанных высотах" (которые удобно было бы описать в термин ологии трансцендентализма ) пребывает Глубина - совершенный эон первоначала. Непостижимое содержание Глубины конституируется в Молчание (ср. с осново положение м мистики: божественное откровение "несказанно", т.е. неинтерсубъективно и невыразимо вербально). "Постижение же становится начало м всего", порождая Ум и его объективацию - Истину (типологическая параллель будущего кантианского разрыва " вещи -в-себе" и априорных форм как начала познания - см. Кант ). О плод отворяя друг друга, Ум и Истина порождают Смысл и Жизнь , которые, в свою очередь , порождают Человек а и Церковь (т.е. общество ). Названные четыре пары эонов составляют священную огдоаду . Затем Смысл и Жизнь порождают еще десять эонов ( священная декада ), а Человек и Церковь - еще двенадцать (священная додекада). Все 30 эонов составляют выраженную полноту бытия - Плерому. Круг , казалось бы, замкнулся. Однако последним из 30 эонов выступает женский эон - София , возгорающийся пламенным желание м непосредственно созерцать Первоотца - Глубину ("супруга своего желанного"), т.е. постичь истину (ср. мифологическую параллель сакрального брака, неоплатоническую концепцию возврата к отцу на путях познания и сыновней любви). Принципиальная асимптотичность этого порыв а повергает Софию в состояние "недоумения, печали, страха и изменения". Последнее чревато возникновением Ахамот , которая есть объективированное желание познания, бесформенное детище неудовлетворенного алкания истины. Кроме того, страстная устремленность Софии задает для нее самой опасную перспективу растворения во всеобщей субстанции, однако безграничная векторность встречает Предел , возвращающий Софию на ее место в структурной иерархии эонов. Интерпретация гностиками Предела носит фактически христианский хар акте р : он понимается как Очиститель ( Искупитель ) и символизируется фигурой креста ; с его искупительной ролью связано появление двух новых эонов - Христа и Духа Святого. Упорядочивание (со встречей мятежной Софией Предела) эонов инспирирует у них вспышку творческого потенциала - в акте откровения и единения эоны порождают особый эон ("совокупный плод Плеромы"), причастный генетически и содержательно ко всем эонам и потому именуемый Все ( гностический тезис "все в каждом и каждый во всем" как семантическая параллель античного преформизма и идеи всеединства в христианстве). Однако гармония неполна, ибо Ахамот, будучи исторгнутой из Плеромы, пребывает во мраке (ср. идентификация мрака и хаоса в античной культуре, символика свет а в христианстве). Во спасение Христос вкладывает в нее бессознательную идею Плеромы ( аналог античных "врожденных идей"), дабы избавить ее от безысходности скалярного покоя, дав ей ощутить скорбь разлуки с Плеромой и "светлое предощущение вечной жизни". Этот заданный Христом вектор устремляет Ахамот вслед за Христом в Плерому, но Предел-Крест удерживает ее. Ахамот повергается в состояние "смятенной страсти", сама будучи объективацией страстного порыва Софии к знанию. Таким образом, если первый акт гностико-космологической трагедии был связан с неудовлетворенным желанием Софией истины, то героиней второго ее акта является Ахамот в ее стремлении к выразителю этой истины. Ее неудовлетворенная страсть материализуется в объективный мир: вода есть слезы Ахамот по утраченному Христу, свет - сияние ее улыбки при воспоминании о нем, ее окаменевшая скорбь - твердь земная, etc. A когда в ответ на мольбы Ахамот из Плеромы ей был послан Утешитель (Параклет), то от созерцания его и сопровождающих его ангелов она произвела свое высшее порождение - духовное начало. Именно из этих материального и духовного порождений Ахамот Демиург творит земной мир, противостоящий миру эонов. В этом контексте и оформляется акцентированное в Г. учение о человеке как средоточии мирового процесса : с одной стороны, он сотворен и тварен, а потому укоренен в мире темных сил, с другой же - душа его есть производное от умопостигаемого мира эонов, она надприродна и несет в себе свет божественной полноты Плеромы. Человек причастен всех начал, а потому занимает исключительное положение в мире, имея высшее предначертание . Г. задает трихотомию плотских, душевных и духовных людей, т.е. - соответственно - тех, в ком реализуется только плотское начало (материальное порождение Ахамот); тех, в ком реализуется полученная от Демиурга способность к различению и выбору добра и зла; и наконец тех, в ком реализуется духовное порождение Ахамот, воплощающее ее порыв к истине. Это духовное начало, вложенное в душу духовного человека, и есть гнозис - знание, проявляющееся в устремлении, зовущее к избавлению от уз грех ов ной материальности и указующее путь к спасению. С конституированием христианской ортодоксии (см. Ортодоксия ) Г. оттесняется на идеологическую периферию, и в средние века проявляет себя лишь в качестве семантического аспекта ересей. Так, например, концепция катаров ("чистых") основывается на принципе радикального дуализма: материя объявляется абсолютным злом, а плотский грех - максимальным из грехов, беременная женщина мыслится как находящаяся на особом попечении дьявола , и именно он творит плоть от плоти и дух от духа в утробе ее. Трактовка в таком аксиологическом контексте феномена непорочного зачатия приобретает рафинированно спекулятивный смысл: Христос (" слово Божье") входит в ухо Марии и сходит с уст ее ( парафраз текста 44 псалма: "Слыши... и приклони ухо твое..."). Вошедший в классический христианский обиход термин " апокриф " исходно был введен для обозначения эзотерических текстов Г. Развитие Г. оказало серьезное влияние на эволюцию альтернативных христианских течений западноевропейской культуры; мандеизм как оформившееся во 2-3 вв. на семитско-вавилонской культовой основе ответвление Г. (арамейское manda - знание) сохранилось в контексте восточной культуры ( ныне в Иране) до наших дней. (См. также София, Эон.)
- "совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение первых двух веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысл е языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма , каковы нео платон изм , герметизм , гностицизм отличается при знание м христианских данных, а от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии" (Вл.Соловьев). Гностики отрицали подлинность Воплощения и объявляли Иисуса Христа высшим посвященным, который принес на землю особое тайное знание . Гностицизм нападал на церковное христианство , породил ряд ересей и был отвергнут древней Церковь ю . Н.Бердяев симпатизировал гностикам как "аристократическому духовному типу", но признавал, что Церковь имела глубокие основания бороться: если бы они восторжествовали, то христианство ни когда бы не победило в истории, а "превратилось бы в аристократическую секту". Их неправота - в духовной гордыне, они не захотели жертвенно служить одухотворению тех, кого считали ниже себя . От демонолатрии они так и не освободились.
(от греч . gnostikos - познающий) - религиозно-философское движение поздней античности, возникшее в I в. н. э. в районе Ближнего Востока или в Александрии. Расцвет произошел во II в., а в III в. сложилось примыкающее к Г. манихейство . Г. вылился в ряд раннехристовских ересей, оказал влияние на средневековую философию и неортодоксальную мистику нового времени. Г. притязал на знание особого тайного смысл а Библии, часто противоположного прямому, а также на синтез иудаизма , зороастризма , религий Вавилона и Египта. Многие гностики верили, что чувственный мир был сотворен низшим богом Иалдаваофом, мятежным сыном Софии (небесной мудрости). Он и является тем Яхве , о котором говорится в Ветхом завете, а змий не был порочным и должен был предупредить Еву против лживых наущений Иалдаваофа. Долгое время верховный Бог предоставлял Иалдаваофу свободу действий, но потом послал своего сына, чтобы тот вселился в тело человек а Иисуса и освободил мир от лже учения Моисея. Доктрина Г. исходит из представления о едином начале, развертывающемся в серии эманации. Умопостигаемое бытие иерархично. Мир, в котором мы живем, противоположен Богу и предел ьно удален от него. Между Богом и миром - серия ипостасей, разделяющих идеальное и материальное (у Василида их число доходило до 365). Вслед за ап. Павлом гностики отстаивали модель троичности человека: человек состоит из духа, души и плоти. Душа - особое начало , исходит из надкосмической сферы (Василид), а плоть сотворена темными силами мира ; так что по своей божественной субстанции человек не от мира сего. Суть гносиса ( знания ), по Феодоту, - в ответ ах на вопросы о том, кто мы, кем стали, где мы, куда заброшены, куда стремимся, как освобождаемся, что такое рождение и возрождение . Познавая свое "я", мы начинаем познавать и мир, но всеобъемлющее знание, дарующее спасение , доступно немногим. В гносисе человек преодолевает свою двойственность ; через человека как средоточие мирового процесса бытие преодолевает свою расщепленность и восстанавливает распавшуюся гармонию. Теософы ценят Г. за сохранение им духа "тайной доктрины", а церкви осуждают его как ересь . Д. В. Пивоваров
(от греч .- знание , постижение): религиозно-философское учение , возникшее в 1 в. н. э. в результате взаимовлияния раннего христианства и религий Древнего Востока ( зороастризма , митраизма и др.). Некоторые мотивы гностицизма есть и в тайных учения х масонов, теософов и друг их мистиков, полагающих, что мир наполнен множеством добрых и злых духов, которых можно заставить служить себе , если обладаешь скрытым от простых людей таинственным знанием.
еретическое религиозно-философское движение поздней античности, притязавшее на знание особого тайного смысл а Библии, а также на синтез иудаизма , зороастризма , религий Вавилона и Египта. Гностицизм исходил из эзотерического дуализма добра и зла, свет а и тьмы, материи и духа. Гностики верили, что связь между Богом и материальным миром осуществляют промежуточные эоны, а высшим эоном является Иисус Христос .
( греч . "gnostikoz", "знающий", "gnosiz", " знание ") - эзотерическое учение , получившее широкое распространение в раннем христианстве (1-III вв н.э.). Гностики толковали "Евангелие" и, шире, христианское учение , в особом таинственном ключе , утверждая, что во всем скрыт дополнительный, недоступный непосвященным секретный смысл . У гностиков были собственные писания, в частности, они признавали священными некоторые тексты , отвергнутые позже Церковь ю как еретические или признанные в качестве " апокриф ов". Гностицизм оказал большое влияние на средневековые ереси и западный мистицизм ( эзотеризм ) в целом.
— религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египет ских, иудейских и др. религиозно-мифологических представлений и культ ов, греч . философии и христианских идей . Наиболее значительные представители — Василид , Иосиф, Гераклеан, Карпократ , Валентин. Расцвет Г. приходится на середину 2 в., когда он стал гл. соперником христианства. Различают христианский и языческий Г. Общими почти для всех гностических систем являются: дуализм ( борьба свет а и тьмы, добра и зла, духа и материи), в большинстве систем преодолеваемый идеей единого духовного перво начала ( плерома ); учение об эманации; представление об иерархической организации бытия; идея вечности мира (против креационизма Ветхого завета); учение о человек е как центре мирового процесса ; дуализм души и тела или при знание трехчастного состава человека — дух, душа , плоть ; концепция гносиса, знания (через аскетическое возвышение духа человек преодолевает свою разорванность, познает свое внутреннее Я, тем самым восстанавливая разрушенную мировую гармонию). Г. присущи, с одной стороны, социально-интеллектуальный аристократизм (не все люди способны к гносису), и с др.— эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. В конце 2 в. формирующаяся христианская церковь отвергла Г. и стала вести с ним борьбу, однако влияние Г. прослеживается в течение всего средневековья.