( греч . hyle - вещество , материя и zoe - жизнь ) - философская концепция , признающая одушевленность всех тел, космоса , материи, природы. Г. снимал принцип иальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма ( Фалес , Анаксимандр , Анаксимен ). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада , и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм . (Смыслообразы пуруши, праны, атмана - брахмана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция , находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало . Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине , Кабанис ). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в о собой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной , "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме . Г. в противоположность механицизму , характерному для метафизического материализма , снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения . В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать ) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.
(от греч . hyle - материя , zoe - жизнь ) - учение , утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.
( греч . hyle - материал и zoe - жизнь ) - миропонимание, согласно которому в глубинах любого вещества таится жизнь. Встречается во многих религиозно-философских концепция х в качестве сопутствующего их основным идеям . Религиозно окрашенный гилозоизм видит божественное начало в глубинах жизни во Вселенной.
(от греч . hyle - материя , zoe- жизнь ) - взгляд на жизнь как на атрибут материи; учение , согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить. Это учение восходит к глубокой древности. В античной Греции его придерживались философы ионийской школы. Так, Фалес предполагал, что все веши происходят из воды, наделены через воду жизнью, душой, а Вселенная полна богов. Анаксимен усматривал в воздухе, первоначале всего сущего, источник жизни и психических явлений, а душу трактовал как "дыхание" воздуха. Склонялся к Г. и Гераклит из Эфеса : мир, с его т. зр., есть огонь , из которого происходят вещи и души. Эмпедокл развил теорию самопроизвольного происхождения растений и отдельных органов будущих животных - из этих органов через естественный отбор постепенно порождалось множество форм животных. Аристотель обосновал понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы; естественный отбор в мире животных он объяснил целесообразной деятельностью природы. Согласно пантеизму Зенона , Хрисиппа и других стоиков, божественная душа пронизывает всю материю, превращая мир в единое живое тело ; космос есть рационально и целесообразно организованное живое существо. Г. был характерен для философовпантеистов эпохи Возрождения и нового времени . Дж. Бруно был убежден во всеобщей одушевленности природы. Он учил, что мировая душа наполняет всю Вселенную и что все другие миры, как и наш мир, населены, обитаемы. Отождествляя Бога с природой, Спиноза приписал всей природе атрибут мышления. Во французской философии XVIII в. Г. был особо ярко выражен у Ж. Б. Робине , который в своем сочинении "О природе" утверждал, что вся материя является не просто органической, но также и животной. Д. Дидро доказывал, что вся материя обладает свойством , сходным с ощущением , но не приписывал органическим молекулам свойства быть живыми. Ныне интерес к Г. снова пробуждается на фоне активизации пантеизма и теизма . Д. В. Пивоваров
древнее учение , согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить. Ныне интерес к гилозоизму снова пробуждается на фоне активизации пантеизма .
( греч . hyle - вещество , материя и zoe - жизнь ) - философская концепция , признающая одушевленность всех тел, космоса , материи, природы. Г. снимал принцип иальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фа-лес, Анаксимандр , Анаксимен ). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада , и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм . (Смыслообразы пуруши, праны, атмана - брахмана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция , находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало . Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине , Кабанис ). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в о собой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной , "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме . Г. в противоположность механицизму , характерному для метафизического материализма , снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения . В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать ) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире. Е.В. Нетушкова
( греч . hyle и zoe — вещество и жизнь ) — философское учение об универсальной одушевленности материи. Гилозоистами были первые греч. материалисты, Бруно , нек-рые фр. материалисты ( Робине ) и др. Термин “Г.” был введен впервые в 17 в. Это учение приписывает способность ощущения и мышления всем формам материи. В действительности ощущение — свойство только высокоразвитой органической материи.