Что такое Гештальтпсихология? Значение слова Гештальтпсихология в философском словаре

1) Гештальтпсихология - (от нем. Gestalt — структура , образ , форма , конфигурация) — одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер , а в его основе лежат интенции субъекта . Др. источником идей Г. являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, ученика Ф. Брентано, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт -качества. Впервые принципы Г. были сформулированы М. Вертхаймером в статье “Экспериментальное исследование движения” (1912) как альтернатива структурализму и бихевиоризму . Представители этого направления — Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимулреакция (бихевиоризм). Они доказывали, что адекватное объяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноор-ганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире, Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.). Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном ( полем восприятия). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальтисты открыли лежащий в основе, восприятия закон “хорошей формы”, названный Вертхаймером “законом прегнантности”, который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм. Мышление Г. также рассматривали как активный конструктивный процесс . Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление . Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме или ситуации, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Напротив, репродуктивное мышление сводится лишь к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайта (Insight — понимание), определенного Кёлером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых “думать вслух”, настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу , что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям. Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность тесно интегрирован- ных внутренних репрезентаций, которые детализиру- ют находящиеся в противоречии элементы проблем- ной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состо- яния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы , генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию “функциональной закрепленности”, которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи, и эта установка препятствует их новому применению. Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии прежде всего своими экспериментальными исследованиями особенностей стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить с помощью структуралистских и бихевиористских моделей. Однако им не удалось создать какой-то универсальной, последовательной и проверяемой теории. Инструментальные средства и методы , необходимые для адекватного исследования сложных когнитивных функций — восприятия, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позднее в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике). Выделив дальнейшее поле исследований, Г. в каком-то смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке. Концепции тештальтпсихологов получили широкое применение в различных областях философии и прежде всего в эпистемологии и философии науки для объяснения специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций (М. Полани, Т. Кун, П. Фейер-абенд, Н. Хэнсон и др.). О Kuhler W. Gestalt Psychology. New York, 1947. И. П. Меркулов

2) Гештальтпсихология - (нем. Gestalt — форма , целостность ) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фон Эренфельс (1859—1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880—1944), В. Келер (1887—1967) и К. Коффка (1886—1941). Философская основа — гуссерлианство и махизм . В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или “ гештальты ”. Их формирование, согласно Г., подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Т. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными “законами”, что приводит их к идеализму . Позднее идеи Г. (особенно понятие “гештальт”) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).

Гештальтпсихология

(от нем. Gestalt — структура , образ , форма , конфигурация ) — одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феномен ологии (Э. Гуссерль ), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный , непосредственный характер , а в его основе лежат интенции субъекта . Др. источником идей Г. являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, ученика Ф. Брентано , которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт -качества. Впервые принципы Г. были сформулированы М. Вертхаймер ом в статье “Экспериментальное исследование движения ” (1912) как альтернатива структурализм у и бихевиоризм у . Представители этого направления — Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка , К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм). Они доказывали, что адекватное объяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноор-ганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире, Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.). Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процесс ом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном ( поле м восприятия). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальт исты открыли лежащий в основе, восприятия закон “хорошей формы”, названный Вертхаймером “законом прегнантности”, который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм. Мышление Г. также рассматривали как активный конструктивный процесс . Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление . Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме или ситуации, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Напротив , репродуктивное мышление сводится лишь к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайт а (Insight — понимание), определенного Кёлером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых “думать вслух”, настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу , что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям. Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность тесно интегрирован- ных внутренних репрезентаций, которые детализиру- ют находящиеся в противоречии элементы проблем- ной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состо- яния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы , генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию “функциональной закрепленности”, которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи , и эта установка препятствует их новому применению. Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии прежде всего своими экспериментальными исследованиями особенностей стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить с помощью структуралистских и бихевиористских моделей. Однако им не удалось создать какой-то универсальной, последовательной и проверяемой теории . Инструментальные средства и методы , необходимые для адекватного исследования сложных когнитивных функций — восприятия, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позднее в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике). Выделив дальнейшее поле исследований, Г. в каком-то смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке. Концепции тештальтпсихологов получили широкое применение в различных областях философии и прежде всего в эпистемологии и философии науки для объяснения специфики неявного, личностного знания , механизмов роста научных знаний и научных революций (М. Полани , Т. Кун, П. Фейер-абенд, Н. Хэнсон и др.). О Kuhler W. Gestalt Psychology. New York, 1947. И. П. Меркулов

(нем. Gestalt — форма , целостность ) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фон Эренфельс (1859—1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880—1944), В. Келер (1887—1967) и К. Коффка (1886—1941). Философская основа — гуссерлианство и махизм . В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образ ования, или “ гештальт ы ”. Их формирование, согласно Г., подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Т. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными “ закон ами”, что приводит их к идеализму . Позднее идеи Г. (особенно понятие “гештальт”) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Гештальтпсихология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гнозис - (греч. gnosis познание знание ) центральная ...
  • Гипостазирование - (греч. hypostasis сущность, субстанция ) рассмотрение ...
  • Гилеоморфизм - (греч. hile материя morphe форма ) ...
  • Герменевтика - (греч. hermeneia толкование ) направление в ...
  • Геополитика - понятие введенное в западноевропейскую интеллектуальную традицию шведским ...
  • Генезис - (греч. genesis) происхождение, становление и развитие ...
  • Гармония - (греч. armonia связанность и соразмерность частей) ...
  • Госсайны - (Санскр.) Название определенного класса аскетов в Индии. ...
  • Гопи - (Санскр.) Пастушки подруги детства и спутницы Кришны,среди ...
  • Гогард - (Зенд.) Древо Жизни в "Авесте". ...
  • Гномы - ( Алхим .) Розенкрейцерское название элементалов минералов и ...
  • Гнипа - (Сканд.) Пещера которую охраняла собака Гарм (см.). ...
  • Гиппопотам - (Греч.) В египетском символизме Тифона называли "гиппопотамом, который ...
  • Гипоцефал - (Греч.) Вид подкладки под голову мумии. Они существуют ...
  • Болезнь - по определению Всемирной Организации Здоровья « здоровье – ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари